В художественном мире поэта (писателя) всегда есть определенная лексико-семантическая группа слов, обозначающих цветосветовые представления личности. В результате семантического развития и обработки такие лексемы наполняются переносными и символическими значениями [1].
Лексико-семантические группы (поля), передающие цвет, краски окружающего мира [2], в творчестве писателя выполняют особые функции, создают не только неповторимый образ, но и несут идейно-художественную нагрузку [3]. Искусство работы с цветом в художественном произведении называют цветописью.
Цветопись – это способ передачи цвета языком художественного произведения. Люди живут в мире, где цвет имеет большое значение. Благодаря цвету, в нашем сознании складываются различные образы окружающего мира.
«Цветные строки» русских поэтов создают неповторимый мир человеческого и природного бытия, в котором богатство красок свидетельствует о полноте жизни. Существует множество словесно-изобразительных приемов, используемых поэтами для передачи своих чувств к окружающему миру, но важнейшую роль в творчестве поэтов играет цветопись. Писатели научились придавать слову многозначность, дополняя оттенками смысла.
Прием цветописи широко использовал С. Есенин [4]. Как и большинство поэтов, он привлек своих первых читателей свежестью восприятия, не поддельной, наивной яркоцветностью. Все образы, изображенные им в стихотворениях живописны, словно акварелью нарисованные. «Цветная Русь» С. Есенина разнообразна, она включает природный и деревенский мир. Цвет в произведениях Есенина отражает внутренний мир поэта, его душевное состояние.
«Цветные строки» писателя во многом обусловлены мифологическим восприятием мира его лирическим героем. Так, розовый-символ восхода, расцвета жизни, вызывает в сознании человека соответствующие образы, например, в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» юность олицетворяет розовый конь. Белый цвет обычно сопрягается душой. Россия, «страна березового ситца», ассоциируется с небесно-голубым.
Символика деревенской избы, ее значение жизни крестьянина подчеркивается золотым цветом, например, «золоченая хата». Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто-золотому. В этой гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запёртом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень – весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире.
Сфера мечты и сказки окрашивается в яркие оттенки, например, «красноигривый жеребенок». Вот цветовое решение стихотворения «О красном вечере задумалась дорога…»: красный, розовый, желтый, золотой, зеленый, белый оттенки расцвечивают картину крестьянской жизни, создавая многогранный, жизнеутверждающий образ. Главные оттенки есенинской поэзии производны от палитры русской иконописи с преобладанием в ней золотого, красного, голубого тонов. С. Есенин обладал даром видения в обычных картинах природы необычного. Оба поэта описывали природу как живую, одухотворяли ее. Они точно передавали многоцветность природы и всю ее красоту.
Когда надо предать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». Правда, пользуется он ею редко и бережно, словно бережёт эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными – рябинно-красными: «Покраснела рябина, посинела вода».
Не менее разнообразна и цветовая палитра А. Блока. Творчество поэта – одно из наиболее значительных явлений русской поэзии [5]. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века. Их отличает философская глубина содержания, лиризм и гражданственность. Стихотворения А. Блока как будто раскрашены в различные цвета и оттенки. Колоризм в поэзии обусловлен, с одной стороны, реальным миром, а с другой – миром символов.
В цветовой палитре поэт использует такие цвета, как розовый, белый и лиловый, которые символизируют чистоту, ясность, небесное начало, а, например, синий обозначает измену, определяя принадлежность явлений к темному миру. Синева – как символ «родимой стороны», типична для стихотворений Блока. Но синий может быть и спутником печали, тревоги, томительных, болезненных ощущений. Синий цвет – один из самых любимых цветов А. Блока. Поэт применяет синий, голубой цвет практически во всех своих произведениях, что характерно и для поэзии Есенина.
Нередко и обращение к красному цвету, символика которого в поэзии Блока наиболее богата. У поэта есть стихотворения, где красный цвет пронизывает весь сюжет, например, в стихотворениях «Стихи о Прекрасной Даме», «Город в красные пределы», «Светлый сон, ты не обманешь…». Цветовые прилагательные в поэзии Блока – живое движение красок, ими создается атмосфера красочности.
Поэзия В. Маяковского тоже своего рода живописный этюд. Яркая пластика стихов поэта говорит о том, что на мир смотрит художник по-особому, он видит его в красках. В. Маяковский щедро насыщает поэзию красками природы, видениями города. В отличие от других, символика цвета у поэта играет огромную функциональную роль. Дерзкие, развернутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы. Например, в стихотворении «Ночь» поэт использует белый цвет, который символизирует день, багровый – закат, который «отброшен и скомкан», зеленый – сукно игорного стола. С помощью цвета автор создает емкую метафору, запоминающийся образ – «черными ладонями сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты». Это означает, что наступил вечер, и в окнах городских домов зажегся свет. С помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живет.
В своей поэзии В. Маяковский использовал красный цвет, как символ войны и революции. Красный обретает двойственное толкование: с одной стороны это порыв, эмоция, страсть, а с другой – патриотизм. Даже в самых лирических его произведениях рядом с душевными переживаниями присутствует красный цвет. В произведении «Письмо Татьяне Яковлевой» поэт с первых же строчек не отделяет себя и свои чувства от Родины: в поцелуе «должен пламенеть» красный цвет «моих республик». Таким образом, рождается удивительная метафора, когда любовь к конкретному человеку не отделяется от любви к Родине.
Своеобразны и цветовые символы Анны Ахматовой [9]. Поэтесса творила в сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Для ее художественного мира характерно многообразие цветовых элементов. Каждый из цветов в цветовой гамме имеет свое значение, отражает различные состояния человека и восприятия мира. Часто встречаются у А.Ахматовой желтый, серый, белый, красный, зеленый, голубой и синий, серебристый и серебряный, а так же черный цвета. Они влияют на наше мышление и чувства, становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют и печалят.
Цветопись является одним из любимых важных художественных приемов в литературе. С помощью цвета писатель создает образ-символ, уникальный, неповторимый. Каждый поэт точно подбирает слова-краски для своих произведений, что позволяет заглянуть в мысли и чувства писателя, понять смысл произведения, позволяет прикоснуться к наследию русских традиций. Цветовой мир авторского видения помогает читателю глубже понять идейное содержание художественного произведения.
Цветообразы позволяют по-новому интерпретировать особенности мировоззрения поэтов, обнаружить смысл возникновения и усложнения образных ассоциаций, углубить представления о поэтической индивидуальности писателей. Через цветопись, таким образом, выявляется не только характеристика образных рядов, но и поэтико-философское своеобразие творчества поэтов.
Библиографический список
- Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. Л., 1982.
- Москович В.А. Семантическое поле цветообозначений (опыт типологического исследования семантического поля): автореф.дис…канд. филол. наук. М., 1964.
- Кочнова К.А. Вопросы изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С. 51-54.
- Перелыгин П.В. Цветообразная поэтика в творчестве С.Есенина и Н.Рубцова: автореф.дис…канд.филол.наук. Тамбов, 2008. 24 с.
- Миллер-Будницкая Р.З. Символика цвета, синэстетизм в поэзии на основе лирики А.Блока // Известия Крымского пед. ин-та, 1930. Т.З.
- Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа писателя: аспекты исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015.№ 3-1 (45).С.115-117.
- Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа А. П. Чехова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3-2 (45). С.117-120.
- Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структуры и лексико-семантической группы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 176 с.
- Жирмунский В.М. Анна Ахматова и А.Блок // Русская литература, 1970, №3. С.57-82.
- Кожевникова H.A. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М.: Наука, 1986. 252 с.
- Брагина A.A. “Цветовые” определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. М.:Наука, 1972. С.73-105.