Понятие «шутовство» – это важный элемент смеховой культуры, имеющий давние традиции.
Термин «шутовство» можно рассматривать в рамках обиходного и институционального дискурсов.
В рамках обиходного дискурса данный термин означает «особое поведение человека, ставящее своей целью привлечь внимание окружающих, рассмешив их своими кривляньями и паясничеством». Данное поведение не направлено на получение материальной выгоды и представляет собой «бытовое дурачество» или же «глупую забаву». Основная его цель – сбросить напряжение и развлечься. Таким образом, «шутовство» в рамках обиходного дискурса – это разновидность поведения человека, характеризующаяся его склонностью пошутить.
В рамках институционального дискурса «шутовство» – это профессиональная деятельность, отточенное актерское ремесло, средство заработать на жизнь. Профессиональное шутовство – это представление, спектакль, подготовленный для аудитории юмор. Профессиональный развлекатель обладает набором отличительных черт: имеет хорошее чувство юмора, является хорошим оратором и организатором, способен импровизировать и, как правило, имеет творческое образование.
Обобщая вышесказанное, можно предложить собственное понимание термина «шутовство» – это особый тип мировоззрения и образа жизни, характеризующийся способностью и склонностью людей шутить.
Представляется возможным классифицировать «шутовство» по следующим критериям:
1) по тематике – церковное (религиозное), политическое, историческое шутовство и т.д.
2) по форме исполнения – музыкальное, театрализованное;
3) по месту исполнения – площадное, ярморочное, театральное, цирковое;
4) по социальному рангу шута – крепостное/ придворное шутовство;
5) по количеству участников – индивидуальное или групповое;
6) по возрасту –шутовство детей/ взрослых;
7) степени подготовленности шута – профессиональное шутовство или же бытовое дурачество;
8) по направленности (объекту высмеиваемого) – шут смеется над собой, другими людьми или существующим положением дел в обществе;
9) по эмоциональному настрою – злонамеренное (троллинг) или же благодушное;
10) по форме репрезентации – физическое шутовство (невербальное), словестное (вербальное) или же их сочетание;
11) по степени уникальности текста – оригинальное или пародийное шутовство.
12) по форме литературного выражения – монолог, диалог, байка, притча, остроумный ответ, к месту сказанный шутом афоризм;
13) по средству достижения юмористического эффекта – ироничное шутовство, саркастичное шутовство, шутовской каламбур и т.д.;
14) по наличию вульгарной лексики – скабрезное шутовство паяцев;
15) по наличию скрытого умысла – фиглярство, характеризующееся плутовством и тайным обманом;
16) по национально-культурной специфике – восточнославянское «скоморошество», древнеримское «гистрионство», французское «буффонство», еврейское «бадхенство» и т.д.;
Шуты, также как и их «шутовство», различны. «Шут» – это средневековый клоун, живущий во дворце монарха или в доме богатого аристократа. «Комик» – название амплуа профессионального актера, который исполняет комические роли. «Комедиант» – балаганный или цирковой актер в историческом театре, играющий притворщика или лицемерного человека. «Арлекин» – актер площадного театра, имеющий амплуа ленивого, веселого и наивного шута, с улыбкой воспринимающего наказания за совершенные им глупости. В отличие от «Арлекина», следующий тип «фигляр» – ловкий фокусник, имеющий скрытый умысел и готовый обмануть, отвлекая зевак своим шутовством. «Паяц» – неестественный кривляка с пошлыми шутками. «Скоморох» – ряженый шут, наделенный творческими талантами, умеющий петь и плясать, а также являющийся ключевым персонажем праздничных театрализованных представлений. «Гаер» – шут в народных игрищах, вызывающий смех необычными рожами. «Гистрион» – странствующий или оседлый актер шутовской труппы. «Буффон» – шут в опереттах и водевилях. «Бадхан» – шутливый тамада на еврейских свадьбах. «Фарсер» – шут, играющий в комедиях-фарсах, использующий сценарии фривольного содержания. «Балагур» – шутник от природы и очень веселый человек. «Клоун» – цирковой артист, позитивный человек, в первую очередь, умеющий отлично ладить с детьми. Разнообразие названий одного и того же явления, подчеркивает особую значимость «шута» и его деятельности для всех культур.
Профессиональное шутовство или же бытовое дурачество выполняют ряд функций:
1) рекреативная – восполняет стремление людей к отдыху и избавляет от накопившегося напряжения;
2) функция отвлечения – уход от обыденности повседневной жизни;
3) функция развлечения – восполняет стремление людей к веселью;
4) аттрактивная – привлечение внимания людей;
5) интегрирующая – консолидация слушающих и создание общего психо-эмоционального состояния. Когда ты смеешься вместе с другими людьми, вне зависимости от «смешного», ты показываешь им, что ты принадлежишь к той или иной группе. Смех выступает в качестве индекса ваших сложившихся отношений.
6) интеллектуальная – стремление понять скрытый смысл высказываний. М.М. Бахтин писал, что «шутов» не следует понимать буквально: «…все, что они делают и говорят, имеет не прямое и непосредственное значение, а переносное, иногда обратное…» [1].
7) суггестивная – заставляющая работать воображение, разрушающая закостенелое мировосприятие и создающая новые яркие образы;
8) обличающая – высмеивание изъянов окружающей действительности;
9) уравнивающая – «взнесенное социальной иерархией вверх, шут опрокидывает в материально-телесный низ, что поддерживает в обществе память о том, что вообще-то все люди имеют одинаковую природу» [2].
10) ценностно-ориентирующая – видоизменение отношения к окрущающему миру;
11) психотерапевтическая (антидепрессивная) – внушение оптимизма и развитие жизнелюбия.
В настоящее время появился особый вид возмездной помощи – «шутотерапия», при которой индивидуально подобранный профессиональный шут помогает клиенту бороться с преодолением психо-эмоциональных проблем, социальной замкнутостью и предрасположенностью к депрессивным состояниям.
Дальнейшую перспективу исследования мы видим в изучении исторической динамики и трансформации понятия «шутовство», а также в выявлении специфических черт шутовских текстов, относящихся к разным временным периодам.
Библиографический список
- Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 195.
- Бахтин М.М. Творчество Франуса Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 13.
- Панченко А.М. Смех как зрелище // Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. М., 1984.