УДК 81'23:159.955

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ШУТОВСТВА

Чернова Снежана Валерьевна
Московский государственный институт международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО)
кандидат филологических наук, старший преподаватель английского языка

Аннотация
Данная статья рассматривает понятие «шутовство» в рамках институционального и обиходного дискурсов, а также предлагает новое понимание термина, рассматривая «шутовство» в качестве особого типа мировоззрения и образа жизни людей, имеющих талант и склонных пошутить. Предлагается классификация «шутовства» по ряду критериев, таких как тематика, форма и место исполнения, социальный ранг шута, возраст и количество участников, степень профессионализма, направленность, эмоциональный настрой, уникальность текста, форма литературного выражения, наличие или отсутствие вульгарной лексики, умысел, национально-культурная специфика. Выделяются основные функции «шутовства»: рекреативная, дистрактивная (отвлекающая), развлекающая, аттрактивная, интегрирующая, интеллектуальная, суггестивная, обличающая, уравнивающая, ценностно-ориентирующая и психотерапевтическая.

Ключевые слова: комизм, профессиональные развлекатели, развлекательный дискурс, шут, шутовство, юмор


DEFINITION, CLASSIFICATION AND BASIC FUNCTIONS BUFFOONERY

Chernova Snezhana Valerievna
Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia (MGIMO)
PhD in linguistics, senior lecturer of english

Abstract
This article considers the concept of "buffoonery" in the framework of institutional and everyday discourses, and offers a new understanding of the term, considering the "buffoonery" as a special type of worldview and lifestyle of people with a special talent and tendency to make jokes. The proposed classification of "buffoonery" is based on a number of criteria: its subject, form and place of performance, jester’s social grade, number of participants and their age group, degree of professionalism, orientation, emotional state, text uniqueness, literary expression forms, vulgar language presence, the hidden intent, and its national-cultural specificity. The main functions of "buffoonery" are recreative, distracting, amusing, attractive, integrating, intellectual, suggestive, convicting, equalizing, value-orientation and psychotherapeutic.

Библиографическая ссылка на статью:
Чернова С.В. Определение, классификация и основные функции шутовства // Филология и литературоведение. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2015/07/1628 (дата обращения: 13.07.2023).

Понятие «шутовство» – это важный элемент смеховой культуры, имеющий давние традиции.

Термин «шутовство» можно рассматривать в рамках обиходного и институционального дискурсов.

В рамках обиходного дискурса данный термин означает «особое поведение человека, ставящее своей целью привлечь внимание окружающих, рассмешив их своими кривляньями и  паясничеством». Данное поведение не направлено на получение материальной выгоды и представляет собой «бытовое дурачество» или же «глупую забаву». Основная его цель – сбросить напряжение и развлечься. Таким образом, «шутовство» в рамках обиходного дискурса – это разновидность поведения человека, характеризующаяся его склонностью пошутить.

В рамках институционального дискурса «шутовство» – это профессиональная деятельность, отточенное актерское ремесло, средство заработать на жизнь. Профессиональное шутовство – это представление, спектакль, подготовленный для аудитории юмор. Профессиональный развлекатель обладает набором отличительных черт: имеет хорошее чувство юмора, является хорошим оратором и организатором, способен импровизировать и, как правило, имеет творческое образование.

Обобщая вышесказанное, можно предложить собственное понимание термина «шутовство» – это особый тип мировоззрения и образа жизни, характеризующийся способностью и склонностью людей шутить.

Представляется возможным классифицировать «шутовство» по следующим критериям:

1)               по тематике – церковное (религиозное), политическое, историческое шутовство и т.д.

2)               по форме исполнения – музыкальное, театрализованное;

3)               по месту исполнения – площадное, ярморочное, театральное, цирковое;

4)               по социальному рангу шута – крепостное/ придворное шутовство;

5)               по количеству участников – индивидуальное или групповое;

6)               по возрасту –шутовство детей/ взрослых;

7)               степени подготовленности шута – профессиональное шутовство или же бытовое дурачество;

8)               по направленности (объекту высмеиваемого) – шут смеется над собой, другими людьми или существующим положением дел в обществе;

9)               по эмоциональному настрою – злонамеренное (троллинг) или же благодушное;

10)         по форме репрезентации – физическое шутовство (невербальное), словестное (вербальное) или же их сочетание;

11)         по степени уникальности текста – оригинальное или пародийное шутовство.

12)         по форме литературного выражения – монолог, диалог, байка, притча, остроумный ответ, к месту сказанный шутом афоризм;

13)         по средству достижения юмористического эффекта – ироничное шутовство, саркастичное шутовство, шутовской каламбур и т.д.;

14)         по наличию вульгарной лексики – скабрезное шутовство паяцев;

15)         по наличию скрытого умысла – фиглярство, характеризующееся плутовством и тайным обманом;

16)         по национально-культурной специфике – восточнославянское «скоморошество», древнеримское «гистрионство», французское «буффонство», еврейское «бадхенство» и т.д.;

Шуты, также как и их «шутовство», различны. «Шут» – это средневековый клоун, живущий во дворце монарха или в доме богатого аристократа. «Комик» – название амплуа профессионального актера, который исполняет комические роли. «Комедиант» – балаганный или цирковой актер в историческом театре, играющий притворщика или лицемерного человека. «Арлекин» – актер площадного театра, имеющий амплуа ленивого, веселого и наивного шута, с улыбкой воспринимающего наказания за совершенные им глупости. В отличие от «Арлекина», следующий тип «фигляр» – ловкий фокусник, имеющий скрытый умысел и готовый обмануть, отвлекая зевак своим шутовством. «Паяц» – неестественный кривляка с пошлыми шутками.  «Скоморох» – ряженый шут, наделенный творческими талантами, умеющий петь и плясать, а также являющийся ключевым персонажем праздничных театрализованных представлений. «Гаер» – шут в народных игрищах, вызывающий смех необычными рожами. «Гистрион» – странствующий или оседлый актер шутовской труппы. «Буффон» – шут в опереттах и водевилях. «Бадхан» – шутливый тамада на еврейских свадьбах. «Фарсер» – шут, играющий в комедиях-фарсах, использующий сценарии фривольного содержания. «Балагур» – шутник от природы и очень веселый человек. «Клоун» – цирковой артист, позитивный человек, в первую очередь, умеющий отлично ладить с детьми. Разнообразие названий одного и того же явления, подчеркивает особую значимость «шута» и его деятельности для всех культур.

Профессиональное шутовство или же бытовое дурачество выполняют ряд функций:

1)                рекреативная – восполняет стремление людей к отдыху и избавляет от накопившегося напряжения;

2)                функция отвлечения – уход от обыденности повседневной жизни;

3)                функция развлечения – восполняет стремление людей к веселью;

4)                аттрактивная – привлечение внимания людей;

5)                интегрирующая  – консолидация слушающих и создание общего психо-эмоционального состояния. Когда ты смеешься вместе с другими людьми, вне зависимости от «смешного», ты показываешь им, что ты принадлежишь к той или иной группе. Смех выступает в качестве индекса ваших сложившихся отношений.

6)                интеллектуальная – стремление понять скрытый смысл высказываний. М.М. Бахтин писал, что «шутов» не следует понимать буквально: «…все, что они делают и говорят, имеет не прямое и непосредственное значение, а переносное, иногда обратное…» [1].

7)                суггестивная – заставляющая работать воображение, разрушающая закостенелое мировосприятие и создающая новые яркие образы;

8)                обличающая – высмеивание изъянов окружающей действительности;

9)                уравнивающая – «взнесенное социальной иерархией вверх, шут опрокидывает в материально-телесный низ, что поддерживает в обществе память о том, что вообще-то все люди имеют одинаковую природу»  [2].

10)           ценностно-ориентирующая – видоизменение отношения к окрущающему миру;

11)           психотерапевтическая (антидепрессивная) – внушение оптимизма и развитие жизнелюбия.

В настоящее время появился особый вид возмездной помощи – «шутотерапия», при которой индивидуально подобранный профессиональный шут помогает клиенту бороться с преодолением психо-эмоциональных проблем, социальной замкнутостью и предрасположенностью к депрессивным состояниям.

Дальнейшую перспективу исследования мы видим в изучении исторической динамики и трансформации понятия «шутовство», а также в выявлении специфических черт шутовских текстов, относящихся к разным временным периодам.


Библиографический список
  1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 195.
  2. Бахтин М.М.  Творчество Франуса Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 13.
  3. Панченко А.М. Смех как зрелище // Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. М., 1984.


Все статьи автора «Чернова С.В.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: