УДК 801.773+802.0

ФРЕЙМОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМЕНА TÄTIGKEIT В МАТРИМОНИАЛЬНОМ КОНФЛИКТНОМ РАЗГОВОРНОМУ ДИСКУРСЕ

Гуцол Анастасия Николаевна
Черновиций национальный университет имени Юрия Федьковича
аспирант кафедры германского, общего и сравнительного языкознания

Аннотация
Исследуется домен TÄTIGKEIT на фоне немецкоязычного конфликтного матримониального дискурса. Выявляются входящие в его состав парцеллы и устанавливаются связи между ними. Осуществляется схематизация домена TÄTIGKEIT средствами фреймового моделирования.

Ключевые слова: домен, матримониальный конфликтный дискурс, фрейм, фреймовое моделирование


FRAME ORGANIZATION OF DOMAIN TÄTIGKEIT IN MATRIMONIAL CONFLICT CONVERSATIONAL DISCOURSE

Gutsol Anastasiia Nikolaevna
Chernivtsi National Yuri Fedkovych University
Graduate student of the German, general and comparative linguistics department

Abstract
The article deals with the study of the domain TÄTIGKEIT on the basis of German-speaking matrimonial conflict discourse. The author identifies the parcels, which are comprised to the domain and establishes relations between them. Schematization of domain TÄTIGKEIT is carrying out by modeling frame.

Keywords: domain, frame, frame modeling, matrimonial conflict discourse


Библиографическая ссылка на статью:
Гуцол А.Н. Фреймовая организация домена TÄTIGKEIT в матримониальном конфликтном разговорному дискурсе // Филология и литературоведение. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2014/12/1066 (дата обращения: 16.07.2023).

На фоне динамичного развития антропоцентрической парадигмы важной особенностью современного языкознания остается повышенное внимание к коммуникативным аспектам языка, а также их соотнесение с человеком, его мышлением, культурой и сознанием. Именно поэтому в центре когнитивно-дискурсивной парадигмы находится как коммуникативная деятельность индивидуума, так и процессы порождения и восприятия речи, «исследование механизмов изъятия, хранения и передачи знаний с помощью языка» [1, с. 60], разработка алгоритмов, объясняющих новые модели речевого взаимодействия в разных типах дискурса. В этом контексте одним из привлекательных объектов анализа является матримониальный дискурс, предполагающий общение между коммуникантами со статусно-ролевыми конфигурациями супругов.

Сложность и многогранность языка как системы проявляется иерархичностью, с ракурса когнитивной лингвистики реализующейся следующим образом: концепт (конституент парцеллы, обозначен отдельным словом или иной языковой единицей) → парцелла (узел в рамках домена) → домен (информационный узел в рамках концептосферы) → концептосферы (все исследуемое концептуальное пространство) [2, с. 147]. Парцеллы и концепты, входящие в состав доменов, структурируют когнитивные механизмы, отражающие ментальное пространство человека, под которым понимается определенная умственная область, область концептуализации, способная объять наше понимание реальных ситуаций, в прошлом или будущем, гипотетические ситуации и ситуации возможных миров, абстрактные категории [3, с. 36]. Ментальное пространство имеет сугубо когнитивный статус и не существует вне мышления, представляясь в виде модели, которая позволяет выявить «структурные связи между семантическими компонентами одного множества» [4, с. 44].

В предыдущем исследовании [5] формирование доменов в ментальном пространстве матримониального конфликтного дискурса было осуществлено на основе тех парцелл, статистические величины которых существенно отличаются от теоретически ожидаемых, то есть с указанным высоким показателем критерия χ2 (выше 3,86) и коэффициента взаимной сопряженности К [6, с. 156-161]. Статистически значимыми в матримониальном конфликтном дискурсе зафиксированы домены MENSCH / ЧЕЛОВЕК, TÄTIGKEIT / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и UMWELT / ОКРУЖЕНИЕ.

Целью данного исследования является рассмотрение структуры домена TÄTIGKEIT в матримониальном конфликтном разговорном дискурсе на материале 1000 диалогов супружеского общения, прагматически маркированных конфликтной направленностью. Объектом является домен TÄTIGKEIT, предметом – входящих в его состав парцеллы и их организация.

Домен TÄTIGKEIT концептуализирует знания о ситуации действия, информацию о деятельности, активность индивида или окружающую его в той или иной сфере и интерпретируется в соответствии с особенностями выполняемой деятельности и характера участия в ней самого человека. «Die Tätigkeit ist a) das Tätigsein, das Sichbeschäftigen mit etwas; b) Gesamtheit derjenigen Verrichtungen, mit denen jemand in Ausübung seines Berufs zu tun hat; Arbeit» (Деятельность – это а) активность, занятия чем; б) совокупность тех дел, которыми человек занимается для осуществления своей профессии; работа) [7].

Самореализация и становление человека выражается в значительной степени его деятельностью, что находит свое выражение в социуме и быту. В зависимости от степени развития знаний, а также специфики материальных и духовных потребностей человек превращает объективную реальность, привлекает в сферу своей жизнедеятельности определенные объекты. На фоне домена TÄTIGKEIT профилируется ряд концептов, которые, вплетаясь в канву онтологического концептуального пространства конфликтного дискурса, тематически объединяются в лексико-семантические группы (парцеллы). «Все элементы таких групп представлены в них одновременно, где иерархические зависимости, связи между элементами, а также сила и актуальность этих связей получают дополнительный прогнозируемый потенциал» [8, с. 50]. Поскольку между концептами существуют определенные аналогии или ассоциативные связи, они служат «строительным материалом» для построения иерархической структуры концептополя МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, где концептополе представляет собой «системорелевантное образование медиального уровня, поскольку на его основе возникают концептосистемы другого рода – дискурсивные, образующиеся концептами, принадлежащими к разным полям» [9, с. 215].

Исследование фактического корпуса ситуаций разговорного дискурса дает возможность выделить набор концептов (с количественным показателем 226 концептуальных элементов), тематически сгруппированных в «пучки» (парцеллы), которые, в свою очередь, представляют домен TÄTIGKEIT в концептополе МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (табл. 1.).

Таблица 1. Парцеллы, входящие в состав домена TÄTIGKEIT в разговорном дискурсе

Парцелла

Количество концептов

Количество словоупотреблений

%

движение 93 427 41,2
работа, учеба, профессия 60 80 26,5
модальность 25 396 11,1
начало / конец действия 20 96 8,8
отдых, развлечения 12 17 5,3
деньги, ценность 11 34 4,9
праздники 5 13 2,2
Вместе 226 1063 100

Иллюстрация таблицы 1 позволяет выделить в разговорном дискурсе доминантную парцеллу «движение» с арсеналом в 93 концепта, вербализаторы которых встречаются в контексте конфликтного матримониального общения 427 раз. Вторую позицию занимает парцелла «работа, учеба, профессия», в состав которой входят 60 концептуальных конституэнтов. Следует отметить также лексико-семантическую группу «модальность», которая отличается высокой частотностью применений ее составляющих элементов в матримониальной конфликтной интеракции. Вместе с тем, наименьшей парцеллой по количественным подсчетам является парцелла «праздники», представленная 5 концептами, что составляет 2,2% от общего концептуального фона домена TÄTIGKEIT в разговорном дискурсе. Их подробное рассмотрение позволяет утверждать, что:

- парцелла «деньги, ценность» фокусируется на материальных благах, в рамках которой профилируются концепты GELD (Du redest nur noch vom Geld. Wie soll ich denn Geld verdienen? Steck dir das Geld in den Arsch!), EURO (Regst dich auf wegen 100 Euro!), MARK (Ich bezahle nicht hundertzwanzig Mark für den Schrott. и др.;

-       парцелла «праздники» объединяет такие составляющие, как HOCHZEIT (Verdammt, ich habe 20.000 Franken in diese Hochzeit investiert, will dich in die Familie aufnehmen und du gehst lieber zum Militär?), WEIHNACHTEN (Ihr Vater hat Weihnachten fast das ganze Heim abgefackelt.), GEBURTSTAG (An meinem Geburtstag hast du mich geschlagen.) и др.;

-       парцелла «работа, учеба, профессия» конкретизирует род занятий развития и становления личности в обществе. Основными концептами здесь фиксируем WICHSER (Du kleiner Wichser, ich bring dich um!), FIRMA (Alexa wird bei einer Scheidung das Geld aus der Firma ziehen.), JOB (Dein einziges Problem war, dass du mit dem scheiß Job verheiratet warst.), ARBEIT (Wenn ich den ganzen Tag mit Arbeit und Kind zugebracht habe …) и др.;

-       парцелла «отдых, развлечения» является категорией эгоцентричной и социоцентрической сфер деятельности индивида с целью самовосстановления. Среди всего разнообразия концептов основными фиксируем: MUSIK (Uschi, mach sofort die Musik aus! Du musst mir sagen, was dir wichtiger ist. Deine Musik oder die Liebe), DISKO (Du, gehen wir noch in eine Disko?), FILM (Ich glaube nicht, dass du den Film zum ersten Mal gesehen hast) и др.; ,

-       парцелла «начало / конец действия» дифференцируется согласно стадии развития определенного процесса. За количественным преимуществом релевантными концептами являются AUFHÖREN (Hör auf! Kein Wort! Hör auf zu jammern! Hör auf mit dem Quatsch.), KAPUTT MACHEN (Du machst immer alles kaputt, du Idiot), ANFANGEN (Fang doch nicht an zu heulen, du Eierloch), VORBEI SEIN (Sieht so eine Frau aus, deren Leben vorbei ist?) и др.;

-       парцелла «движение» указывает на динамический характер объекта / субъекта. Составляющими концептами здесь выступают GEHEN (Ich lass dich nicht gehen. … Wenn du jetzt gehst, dann kannst du auch für immer gehen!), KOMMEN (Ich will nicht, dass du immer nach Hause kommst und dann wieder zu ihr gehst. Was ist passiert? Warum bist du später gekommen?), ABHAUEN (Hau ab! Hau ab, verdammt noch mal!!! Hau ab! Verschwinde!), LAUFEN (Ich lauf schneller, als du fahren kannst) и др.

Представленные выше парцеллы тесно связаны между собой, что наглядно демонстрируют фреймовые системы, где фрейм – это форма организации определенного знания, способ его схематизации в процессе мышления; это «набор слов, каждое из которых обозначает часть или аспект некоторого концептуального или акционального целого» [10, с. 49]. Силу и направление таких связей определяем с помощью терминальных узлов, которые, в свою очередь, обусловлены контекстом – определенным дискурсом, в котором они объективируются. Контекст, активизируя фоновые знания реципиента, помогает соотнести определенную лексическую единицу с тем или иным слотом. Лексические единицы, представляющие слоты фрейма, квалифицируются как терминальные элементы, с помощью которых осуществляется текстовая активизация соответствующих структур знаний, находящихся в сознании членов семьи со статусно-ролевыми конфигурациями супругов в конфликтных интеракциях.

В своих работах С. А. Жаботинская [11; 12; 13] предлагает различать 5 базовых и, в то же время, относительно универсальных типов структур (фреймов), которые считаются элементарными структурами (схемами) мышления в человеческом мозге: предметный, акциональный, идентификационный, посессивний и компаративный. Несмотря на свою «простоту», они способны передать целый спектр мыслей с помощью разнообразного и поочередного их применения, ведь бытовое познания оперирует именно базовым уровнем, который не требует специальных, теоретических знаний об объекте. Объединение большого количества фреймов позволяет выстроить фреймовую систему (модель) и определить связи фреймов в рамках этой системы, что служит для экономии проведения исследования. Таким образом, каждый фрейм можно рассматривать как сеть, которая состоит из нескольких уровней и отношений, где последние графически изображены в виде дуг / узлов.

Применяя указанную систему базовых фреймов, можем предположить, что схематическая концептуализация домена TÄTIGKEIT в разговорном дискурсе осуществляется на основе акционального (6 схем состояния / процесса) и посессивного фреймов (1 схема собственности).

Схема собственности «НЕКТО-собственник (член семьи) имеет НЕЧТО собственность» (деньги, ценность);

Схема состояния/процесса: НЕКТО-агенс (член семьи) действует / празднует Нечто (праздники);

Схема состояния/процесса: НЕКТО-агенс (член семьи) действует / движется (движение);

Схема состояния/процесса: НЕКТО-агенс (член семьи) действует (начало / конец действия);

Схема состояния/процесса: НЕКТО-агенс (член семьи) действует / работает / учится (работа, учеба, профессия);

Схема состояния/процесса: НЕКТО-агенс (член семьи) действует / отдыхает (отдых, развлечения);

Схема состояния/процесса: НЕКТО-агенс (член семьи) действует ТАК-способ (модальность);

Объективация фреймовой сети домена TÄTIGKEIT в разговорном дискурсе выглядит следующим образом:

Рис. 1. Домен TÄTIGKEIT в матримониальном конфликтном разговорном дискурсе

Как показывает иллюстрация фреймовой сети домена TÄTIGKEIT, исходной точкой здесь выступает слот ЧЛЕН СЕМЬИ, который обладает определенным количеством ДЕНЕГ и ЦЕННОСТЕЙ. Он активно занимается деятельностью, а именно: отмечает ПРАЗДНИКИ; работает на РАБОТЕ, УЧИТСЯ или приобретает ПРОФЕССИЮ; ОТДЫХАЕТ и развлекается; ДВИГАЕТСЯ и ДЕЙСТВУЕТ.

Таким образом, домен TÄTIGKEIT в матримониальном конфликтном разговорном дискурсе материализуется на основе 226 концептов, тематически подразделяемых на 7 парцелл, каждая из которых фиксирует отдельный участок (слот) семантической структуры концептополя МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ. Представленная фреймовая модель с помощью узлов очерчивает вершинную конфигурацию общего информационного параметра домена TÄTIGKEIT. Полученные концептуальные структуры выступают базой для построения репрезентантов домена различной частеречной принадлежности в разговорном дискурсе. Перспективу видим в рассмотрении других доменов, а именно MENSCH и UMWELT на фоне разговорного и художественного матримониального конфликтного дискурса.


Библиографический список
  1. Кравченко А.В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка [Текст] // Иркутск: Издание ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001. 261 с.
  2. Langacker R.W. Cognitive grammar. A basic introduction //New York: Oxford University Press, 2008. 562 p.
  3. Болдырев Н.Н. Фреймовая семантика как метод когнитивного анализа языковых единиц // Проблемы современной филологии: Межвуз.сб.научн.тр.. Вып.1. Мичуринск: МГПИ, 2000. С.36-45.
  4. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Заглавие текста как категория филологической рефлексии, // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах. Материалы IV международной научной конференции: сб. ст. / под ред. Л.А. Нефедовой и др. Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. Т. 3. С. 43-47.
  5. Гуцол А.М. Моделювання концептосфери МАТРИМОНІАЛЬНИЙ КОНФЛІКТ (на матеріалі сучасного німецькомовного дискурсу) // Наукові записки. Серія «Філологічна». Острог: В-во Національного університету «Острозька академія». Вип. 38. 2013. С. 174-177.
  6. Левицкий В. В. Семасиология: монография для молодых исследователей // Изд. 2, исправл. и дополн. Винница: Нова Книга, 2012. 680 с.
  7. Duden [Elektronische Ressource]. – Mode des Zugangs:  http://www.duden.de/rechtschreibung/Konflikt.
  8. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Графосемантическое моделирование концептуальной организации текста // Художественный текст: варианты интерпретации: Труды Х межвузовской научно-практической конференции: в 2-х ч.: сб. ст. / под ред. В.А. Акимова и др. Бийск: РИО БПГУ, 2005. Вып. 10. Ч. 1. С. 50-56.
  9. Приходько А. М. Концепти і концептосистеми в когнітивно-дискурсивній парадигмі лінгвістики // Запоріжжя: Прем’єр, 2008. 332 с.
  10. FillmoreCh.The case for case // Universals in linguistic theory.New York, 1968. P. 1 – 88.
  11. Жаботинская С.А. Лингвокогнитивный подход к анализу номинативных процессов // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна. 2010. № 982. С. 6–20.
  12. Жаботинская С.А. Когнитивное картирование как лингвосемиотический фактор // Функциональная лингвистика: сб. научн. Работ / Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования; науч. Ред. А.Н. Рудяков. № 3. Симферополь, 2012. С. 179-182.
  13. Жаботинская С.А. Концепт / домен: матричная и сетевая модели // Культура народов Причерноморья. 2009. № 168. Т. 1. С. 254–259.


Все статьи автора «anastasiiagutsol»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: