УДК 801.541.2: [159.946.3: 361.61-052.63]

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Стрелкова Екатерина Сергеевна1, Стурикова Марина Владимировна1
1ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Аннотация
Статья посвящена основным видам вербальной агрессии студентов вуза. В статье дается дефиниция ключевого термина «вербальная агрессия», рассматриваются причины появления агрессивного речевого поведения среди студентов, обращается внимание на то, что вербальная (речевая) агрессия, как особый тип речевого поведения, может осуществляться в любом дискурсе. Дается описание основных видов вербальной агрессии, приводятся примеры слов и выражений.

Ключевые слова: активная агрессия, вербальная агрессия, виды, пассивная агрессия, студент


THE MAIN TYPES OF VERBAL AGGRESSION STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Strelkova Ekaterina Sergeevna1, Sturikova Marina Vladimirovna1
1Russian state professional - pedagogical university

Abstract
The article is devoted to the main types of verbal aggression students of the University. The article gives a definition of the key term "verbal aggression", discusses the causes of aggressive verbal behavior among students, draws attention to the fact that verbal (verbal) aggression as a special type of verbal behavior, can be implemented in any type of discourse. Given a description of the main types of verbal aggression, examples of words and expressions.

Библиографическая ссылка на статью:
Стрелкова Е.С., Стурикова М.В. Основные виды вербальной агрессии студентов вуза // Филология и литературоведение. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2015/11/1787 (дата обращения: 12.07.2023).

В настоящее время вербальная агрессия в информационно-коммуникативном пространстве становится все более ярко выраженной в современном российском обществе в условиях социальной напряженности, смены геополитики, ценностных ориентиров и приоритетов. Ярко вербальная агрессии прослеживается у молодежи, в том числе, у студентов вуза. Духовное становление и развитие человека, будущего студента, во многом зависит от «пространства речевого общения, которое в настоящее время переполнено негативной информацией, ориентированной на искажение представлений о действительности, а, иногда, и намеренное разрушение сложившихся представлений о должном, допустимом и не допустимом поведении, образе жизни и мысли» [1, с. 153].

Вербальная (речевая) агрессия, как особый тип речевого поведения, может осуществляться в любом типе дискурса. В то же время сама речь все чаще становится объектом агрессивного воздействия и насилия. Насилие и глумление, совершаемое повсеместно над русским языком, общее снижение уровня речевой культуры, вульгаризация речи, сквернословие, использование ненормативной лексики – сегодня достаточно распространенное явление. В таком «пространстве речевого общения» о духовной безопасности личности и общества приходится только мечтать. Как известно, слово выступает способом передачи мысли, следовательно, даже не обладая богатым воображением, можно представить, какие мысли «витают» в головах наших современников-соотечественников. Анализируя проблему проявления насилия в современном мире, В.В. Денисов отмечает, что в настоящее время мы живем в обстановке «всеобщей конфликтности и беспрецедентного скачка всех видов насилия, проявлений агрессивности и терроризма»[2, с.39].

В энциклопедии «Культура русской речи» значение термина «вербальная речевая агрессия» определяется как «форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом» [3, с. 562]. Вербальная речевая агрессия является нарушением этикетно-речевой нормы, «это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме» [4, с. 15], определяется как «превышение пределов огрубления и вульгаризации литературного языка, проявляющееся в перенасыщенности текста ненормативной лексикой (бранной, с установкой на грубое оскорбление), негативной оценкой личности через использование ярлыков, чрезмерной экспансией иноязычных слов и нарушением языковых норм, ситуативно и стилистически не оправданных» [5, с. 206].

С нашей точки зрения, вербальная (речевая) агрессия – это негативное или критическое отношениеговорящего к адресату, выраженное при помощи языковых средств, а «также словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме» [6].

Одним из источников возникновения вербальной агрессии «является ситуация (конфликтная или фрустрирующая), играющая роль внешнего стимула [7, с.26]

Вербальная агрессия может быть открытой (эксплицитной) и скрытой (имплицитной): «тексты, содержащие открытую речевую агрессию, имеют явную агрессивную направленность, содержат прямые выпады, угрозы или оскорбления. Скрытая речевая агрессия интересна тем, что её адресантом маскируются (например, под простое информирование), а языковые средства подбираются таким образом, чтобы вызвать у адресата негативные чувства и эмоции по отношению к объекту [8, с. 563].

С появлением любой агрессии, в том числе и вербальной, возникает необходимость её подавления. «Существуют разные стратегии преодоления языковой агрессии: рефлексия, эмпатия и толерантность. И именно толерантность, а точнее, её лингвистическое преломление, является, по нашему мнению, наиболее успешной и эффективной стратегией преодоления вербальной агрессии» [9, с. 55].

Американский исследователь А. H. Басс одним из первых предложил описание основных видов вербальной агрессии в книге «Thepsychologyofaggression» («Психология агрессии»), в которой разграничил четыре разновидности вербальной агрессии [10].

1. Активная прямая речевая агрессия, особенностью которой является словесное оскорбление, поношение или унижение кого-либо (чего-либо), выражение угроз, деструктивных пожеланий в чей-либо адрес.

А) Преподаватель: «А сейчас Кретова предложит свой вариант правки текста».

Сергей: «Тише тише, сейчас поржём».

Петр: «Мда, а она умом то не блещет…»

Б)  Людмила: «Девочки, вы куда пошли?»

Екатерина: «Это не твое дело!»

2. Активная непрямая речевая агрессия, характер которой заключается в распространении злостной клеветы или сплетен о ком-либо.

А) Николай: «А вы в курсе, что Колесов раньше в запое был, когда пригрозили уволить – закодировался»

Студенты: «Да ладно? Ну хотя по нему видно».

Б) Анна: «Прикинь, она такая шалашовка, одного у лучшей подруги увела, а сейчас еще и с женатиком зажигает!»

В) Кира: «Он такой высокомерный, аж бесит! Для начала, хоть что-то бы из-за себя представлял, а так,выскочка гребанная».

Г) Лена: «Она такая вся прям в каждой бочке затычка!»      

3. Пассивная прямая речевая агрессия; суть её состоит в отказе общаться с другими, в отказе отвечать на задаваемые вопросы.

А) Света: «Я не собираюсь с ними общаться и мне плевать, что они обо мне думают, мне с ними детей не крестить».

Б) Татьяна: «Да какая им разница, где я, с кем и когда была, пофиг вообще, это моя жизнь!»

В) Наталья: «Слушай, да вообще без разницы что они скажут, они кто вообще такие, кем возомнили-то себя»

4. Пассивная непрямая речевая агрессия, её специфика выражается в отказе давать какие-либо пояснения, объяснения или проявляется в демонстративном молчании.

А) Преподаватель: «Ну и где ваше домашнее задание? »

Студент M.: «У меня не было времени его выполнить, я не успел»

Преподаватель: «А чем вы были заняты? У вас было достаточно времени, чтобы выполнить домашнее задание».

Студент M. демонстративно молчит с надменным выражением лица.

Б) СтудентК: «Ты ничего не хочешь мне сказать?»

Студент M: «Эмм…нет!»

Как мы видим из примеров, «речеваяагрессияпроявляетоппозицию«свой— чужой» [11, с. 78] и является «способом снятия фрустрации, напряжения, гнева, это стремление к преодолению чувства неполноценности, к достижению ощущения превосходства путем самоутверждения за счет партнера» [12,  с. 106]. Вербальная агрессия – это средство манипулирования, доминирования и защиты своего внутреннего пространства, которое в большей степени проявляется среди молодежи.

Весьма обстоятельную классификацию и подробное описание основных видов и форм словесной реализации речевой агрессии предлагает Ю. В. Щербинина: слабая («стертая», «размытая») / сильная («максимальная», «предельная») –интенсивность проявления, или степень выраженности);целенаправленная (осознанная, преднамеренная, инициативная, активная) / Нецеленаправленная (инструментальная, реактивная, оборонительная, пассивная) – степень осознанности и целенаправленности; открытая (явная, прямая) / Скрытая (неявная, непрямая) –характер (способ) выраженности; переходная / непереходная (смещенная) –отношение к объекту; массовая / социально замкнутая (групповая, межличностная) –число участников речевой ситуации и её особенности [13, с. 133].

Таким образом, проведённый нами анализ показывает, что вербальная агрессия свойственна современным студентам и может найти выход в любом дискурсе, даже в таких ситуациях, в которых, казалось бы, можно контролировать свои эмоции, чувства, оценки и в целом речевое поведение и делать тщательный отбор языковых средств.


Библиографический список
  1. Филиппова И.Ю.Вербальная агрессия и речевое насилие в информационно-коммуникативном процессе  /Язык. Текст. Дискурс. 2009. № 7. С. 153-158.
  2. Денисов В.В. Философия насилия// Философия и общество. 2008. №1. С. 39–56.
  3. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – Москва: Флинта: Наука, 2003. –840 с.
  4. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. Москва: Изд-во ЛКИ, 2008. – 360 с.
  5. Чернышева Т. В. Стилистический анализ как основа лингвистической экспертизы конфликтного текста // Юрислингвистика-2. Русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул. 2000. С.206 -213.   
  6. Щербинина В. Вербальная агрессия. Москва: ЛКИ. 2008. 360 с.
  7. Тарасова С.И.Речевая агрессия педагога как показатель профессиональной деформации/ С.И. Тарасова, Е.В. Волобуева, Е.В.Таранова// Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 2 (10). С. 24-27.
  8. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. –Москва: Флинта: Наука, 2003. –840 с.
  9. Вахрушев А.А. Вербальная агрессия и языковая толерантность в межкультурном деловом общении  / Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 4. С. 53-58.
  10. Buss, A. H.The psychology of aggression / A. H. Buss.–N. Y.: Wiley, 1961.
  11. Стексова Т.И.Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социальной напряженности  / Политическая лингвистика. 2013. № 3. С. 77-81.
  12. Чернобровкина Е.П. Речевая агрессия в молодежной субкультуре: защита или нападение? / Е.П. Чернобровкина., Р.С.Суворовцева// Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2011. № 2. С. 104- 110.
  13. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. Москва: Изд-во ЛКИ, 2008. –360 с.


Все статьи автора «Стрелкова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: