УДК 82-31

СИСТЕМА ТОЧЕК ЗРЕНИЯ КАК КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЁМ В ПОВЕСТИ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «РАЗЛИВЫ РЕК»

Каплан Евгений Борисович
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Национальный исследовательский университет, Арзамасский филиал
магистрант кафедры литературы, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей» г. Арзамас

Аннотация
В статье рассматриваются композиционные особенности повести К.Г. Паустовского «Разливы рек». В качестве основного подхода анализа структуры произведения используется приём, связанный с определением точек зрения. Применение такого приёма является эффективным по отношению к данному произведению, где в центре внимания находится личность поэта. Анализ точек зрения автора и персонажей относительно образа главного героя Лермонтова, позволяет увидеть его разностороннее изображение и способствует более глубокому пониманию произведения.

Ключевые слова: композиция, Лермонтов, Паустовский, система точек зрения, точка зрения


A SYSTEM OF POINTS OF VIEW AS A COMPOSITIONAL RECEPTION IN THE STORY «SPILLS OF RIVERS» BY K.G. PAUSTOVSKY

Kaplan Evgeniy Borisovich
Nizhny Novgorod State University named after NI Lobachevsky, National Research University, Arzamas branch
graduate student of the department of literature, teacher of Russian language and literature, MBOU "Lyceum" Arzamas

Abstract
The article contains analysis composition features of novel ‘Spills of rivers’ by K. Paustovskiy. The basic approach of the study is reception of system of reception viewpoints. The use of such acceptance is effective with respect to a given product, where the focus is on the poet's personality. An analysis of positions regarding the author and the characters of the image of the protagonist Lermontov, lets you see the image of his versatile and promotes a better understanding of the work.

Библиографическая ссылка на статью:
Каплан Е.Б. Система точек зрения как композиционный приём в повести К.Г. Паустовского «Разливы рек» // Филология и литературоведение. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/07/1578 (дата обращения: 02.05.2017).

Среди обширного корпуса творений К.Г.Паустовского особое место занимают произведения, посвящённые выдающимся творческим личностям (Тарасу Шевченко, Оресту Кипренскому, Ивану Бунину, Михаилу Лермонтову и др.). Обладая необыкновенным даром умения улавливать тончайшие человеческие переживания, писатель смог словесно нарисовать весьма правдивые образы выдающихся деятелей искусства, не только поражающие глубиной описания их внутреннего мира, но и создающие ощущение правдивости в изображении их характеров. [2, с. 58]. Образ М.Ю.Лермонтова, представленный Паустовским в повести «Разливы рек» (1958), рассказывающей об одном из эпизодов жизни великого поэта, является одним из таких.

Представленные в произведении, на первый взгляд, ничем неприметные дорожные будни Лермонтова, оказываются для него богатыми на различные события (встреча с Н.В.Гоголем, свидания с Марией Щербатовой, смерть старого солдата, карточная игра в компании офицеров). Поступки главного героя в той или иной ситуации, а также его взаимодействие с другими персонажами, которые, так или иначе выражают своё отношение к нему, раскрывают образ поэта с разных сторон. Так, Лермонтов показан не только, как талантливый художник слова, но и как человек, совершающий нравственные поступки, азартный игрок, влюблённый юноша. События, участником которых становится главный герой, не только соотносятся с формально выделяемыми частями композиции текста, но и сигнализируют читателю о столкновении позиций различных субъектов речи относительно Лермонтова.[3, с. 211]. По этой причине, для того чтобы объективно рассмотреть образ главного героя с различных ракурсов, выявить наиболее существенные особенности личности героя вполне рационально проанализировать композицию повести, используя в качестве основного, приём, связанный с оценкой различных точек зрения. Под понятием точки зрения, в след за Ф. Штанцелем, мы понимаем позицию, с которой рассказывается история или с которой воспринимается событие истории героем повествования. [1, с. 158]. Данный подход к анализу композиции художественного произведения был разработан Б.А. Успенским и Б.О. Корманом, которые выделили такие типы точек зрения, идеологическая, фразеологическая, пространственно-временная, психологическая, внутренняя и внешняя [5].

В анализируемой повести идейно-ценностное восприятие образа Лермонтова организованно в основном на доминирующей точке зрения самого автора, который, то наблюдает за поведением своего героя извне, то проникает в его внутренний мир. С идеологической позиции автора уже с самого начала повести Лермонтов предстаёт как достаточно сложная противоречивая личность, взгляды которой редко совпадают со взглядами большинства. Так, частые задержки в пути, вызванные разливами рек, вызывают у Лермонтова в отличие от других проезжающих, испытывающих досаду, чувство радости, поскольку можно в спокойной обстановке провести в захолустном городке ещё несколько дней. «Он <Лермонтов> был рад задержкам. Куда было скакать сломя голову? Под чеченскую пулю?»

[2, с. 287]. Автор отмечает, что в юности Лермонтов лелеял заманчивую мечту о ранней гибели, однако с годами он начинает испытывать острую потребность в жизни. «Впервые за последние годы он с тревогой думал о смерти. …Никогда еще ему так не хотелось жить, как сейчас» 2, с. 287].

Противоречия личности проявляются в отношениях Лермонтова с его возлюбленной Марией Щербатовой. С одной стороны, герой желает любить и быть любимым. Он искренне жаждет встречи с девушкой, которой признаётся в своих чувствах, восхищается естественностью её поведения, ощущает спокойствие и счастье, находясь в её обществе, посвящает ей стихи, тоскует после разлуки. «Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота этой любви сосредоточилась в нем одном. Он берег ее, он жил с ней одиноко и счастливо» [2, с. 291].

С другой стороны, Лермонтов опасается, что за день, проведённый с Щербатовой, «придётся дорого рассчитываться», и их взаимная любовь «может зачахнуть в разлуке» [2, с. 298]. Наряду со светлыми чувствами, встреча с возлюбленной приносит Лермонтову «тоску и дурные предчувствия» [2, с. 304], а расставание с Марией погружает поэта не только в горечь переживаний, но и одновременно дарит ясные мысли и лёгкость души, позволяющие писать стихи.

Ракурс восприятия главного героя существенно расширяется благодаря взаимодействию независимых друг от друга точек зрения персонажей, для каждого из которых существенной оказывается какая-либо отдельная черта образа Лермонтова.  Так, Мария Щербатова находит в главном герое человека, потенциально способного составить её личное счастье, слуга воспринимает Лермонтова, с одной стороны, как хозяина, с другой стороны – как своего подопечного, Гоголю интересен Лермонтов-поэт, офицеры видят в герое сослуживца, старый солдат и девочка оценивают его как человека, оказавшего им помощь. Данные позиции, позволяющие выявить внутренние душевные состояния и качества характера героя, подчинены авторской точке зрения, с которой в итоге, формируется художественный образ Лермонтова во всей полноте. Рассмотрим точки зрения персонажей более детально.

О двойственности Лермонтова свидетельствует его собственная точка зрения. Контрастные состояния, живущие в душе поэта, находят подтверждения в плане его фразеологии. «Он привык к одиночеству. Иногда он даже бравировал им: «Некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Но вот сейчас и невзгода, и есть кому руку подать, а тоска растет, как лавина, вот-вот раздавит сердце» [2, с. 304]. Предполагается, что свидание с Марией Щербатовой должно принести поэту радость и успокоение, однако вместо этого снова приходит тоска.

Противоречия во внутреннем мире поэта приводят к противоречиям в отношениях между ним и его возлюбленной, которые, несмотря на то, что испытывают друг к другу самые светлые чувства, ощущают из-за возможных неблагоприятных последствий собственную скованность и неопределённость дальнейшего развития событий.

С позиции Марии Щербатовой, всем сердцем любящей молодого поэта, Лермонтов предстает, как человек, отвечающий взаимностью, однако в силу своей раздвоенности, неготовый обрести с ней своё счастье и по причине складывающихся обстоятельств не дающий шанс полностью раскрыть девушке перед ним свою душу. «Щербатова слабо улыбнулась. Она поняла, что вряд ли скажет ему сейчас то, что хотела сказать минуту назад. Они все время уходили в сторону от единственно важного для них разговора» [2, с. 293]. Одну из причин нерешимости Лермонтова Мария Щербатова видит в подавленном состоянии, свойственном его душе.

Вызывают интерес эпизоды, показывающие взаимоотношения Лермонтова со слугой, к которому в силу разрозненности жизненных взглядов поэт не чувствует никакой привязанности. Слуга, привыкший к существованию в ограниченном светском обществе, вследствие чего сформировавший в себе некий набор обывательских принципов, предлагает Лермонтову почистить мундир перед игрой в карты с заурядной компанией офицеров, осуждает поэта, когда тот подаёт полтинник старому слепому солдату. Такие действия вызывают недовольство главного героя, поскольку противоречат его системе ценностей. Вместе с тем, точка зрения слуги во фразеологическом плане свидетельствует о его преданности своему хозяину и искренности благородства намерений по отношению к нему. «Я перед вашей бабкой Евангелие целовал за вами смотреть» [2, с. 288]. Лермонтов, однако, абсолютно не испытывает потребности и желания находиться в обществе слуги, порою воспринимая его как обузу, а иногда и вовсе не доверяя ему. «– Ступай к себе», – сказал он, сдерживаясь. – И собирайся в дорогу. Завтра поедешь в Тарханы. К черту!» [3, с. 304].

В сцене карточной игры с точки зрения автора, наблюдающего за своим героем извне, Лермонтов предстаёт как человек, обладающий чувством собственного достоинства. Атмосфера безнравственности и фальши, царящая в компании офицеров, их враждебное отношение к Лермонтову, скрывающееся за лживой вежливостью, раздражает его, раскрывая, наряду с умением постоять за себя, такие качества личности, как вспыльчивость и несдержанность, возникающие при этом не на пустом месте [ср.: 6].

О непредсказуемости действий Лермонтова и его обособленности от других свидетельствуют фразеологические точки зрения сослуживцев, «…кое-кто из офицеров подумал: «Да, с этим разжалованным гусаром <Лермонтовым> лучше не связываться. Бьет, как пить дать, в пикового туза пулей в пулю» [2, с. 301]. Ротмистр, желающий спровоцировать ссору и раз и навсегда расквитаться с Лермонтовым, теряет решимость, оказавшись неготовым самостоятельно противостоять ему. Лишь после того, как поэт покидает карточную игру и выходит за пределы комнаты, ротмистр уже за глаза называет его «наглецом». Страх быть вызванным Лермонтовым на дуэль за неудачно брошенное слово в его адрес сковывает сознание многих офицеров «По всем повадкам видно – головорез!» [2, с. 303], – так характеризует Лермонтова конопатый пехотный капитан.

Образам офицеров, ведущих разгульный образ жизни, противопоставлен образ старого слепого солдата, который доблестно нёс свою службу, однако теперь вынужден скитаться и просить милостыню. Случайно познакомившись на улице с ним и с сопровождающей его девочкой-сиротой, поэт проявляет уважение и сочувствие к выпавшим на их долю судьбам. Лермонтов узнаёт, что солдат принимал участие в тяжёлых боях под Тарутином, где ему «пушечным огнем глаза выжгло». В знак уважения поэт жалует ветерану полтинник.

В последние минуты своей жизни солдат вспоминает о благородном поступке поэта и называет его «душа-офицер». Такая фразеологическая характеристика отражает контраст между образом Лермонтова и его сослуживцами. Беспечно прожигающие свободное время за выпивкой и играми, военнослужащие теряют нравственную офицерскую честь и способность к милосердию, этим они отличаются от Лермонтова, показавшего себя человеком высоких моральных принципов. Поэт не только даёт деньги слепому ветерану, но и заботится о дальнейшей судьбе девочки, в которой подсознательно чувствует родственную душу. Одиночество Лермонтова становится сопричастным одиночеству девочки. «Никогда ему не хотелось ни о ком заботиться. А вот теперь… У него, как и у этой девочки, не было ни матери, ни отца. Сиротство роднило их…» [2, с. 304].

Паустовский не оставил без внимания и творческую сторону художественного образа главного героя. Портрет Лермонтова, как поэта, в основном представлен через точку зрения Н.В.Гоголя, который, несмотря на то, что по достоинству оценивает поэтические способности юноши, первоначально видит в Лермонтове человека далёкого от жизни простого народа, вследствие чего не имеющего права судить о его нелёгкой доле и создавать полноценные произведения. «Попейте кваску с мужиками, поспите в курной избе рядом с телятами, поломайте поясницу на косьбе – тогда, пожалуй, вы сможете – и то в малой мере – судить о доле народа» [2, с. 289] – советует Гоголь молодому поэту. Однако после прочтения Лермонтовым посвящённых Марии Щербатовой строк, в которых упоминаются «Ночи Украины, в мерцании звезд незакатных…», Гоголь меняет своё отношение к поэту и начинает видеть в нём родственную душу. Оба художника слова уходят в тёмную аллею, где растроганный до глубины души Гоголь призывает Лермонтова беречь свою юность. О том, что Лермонтов близок простому народу, свидетельствуют слова Марии Щербатовой, желающей найти точки соприкосновения с любимым ею молодым поэтом: «Я выросла среди простонародья. Я бегала босиком по крапиве и пасла телят и гусей. До сих пор я не могу без слез слушать наши малороссийские песни…» [2, с. 294].

Высокую степень проникновения в народное сознание подтверждает мысль Лермонтова о всеобщей народной любви, способной спасти его и вернуть к полноценной жизни. Однако заслужить народное признание, которое стоит больших творческих усилий, при всём желании, он уже не успеет.   «Внезапная мысль, что его может спасти только всеобщая любовь, что он должен отдать себя под защиту народа, мелькнула в его сознании.» [2, с. 305]. Автор улавливает размышления Лермонтова о героическом духе поэзии, несущей высокую общественную миссию. Поэт испытывает тревогу, ощущая большой груз ответственности перед народом, называет себя глупцом, осознавая собственную ничтожность перед быстротечностью времени и невозможностью успеть выполнить в полном объёме возложенные на него свыше грандиозные деяния. «Глупец! Что он сделал для того, чтобы заслужить всенародное признание? Путь к великому назначению поэта так бесконечно труден и долог – ему не дойти!» [2, с. 305].

Паустовский нередко используют психологическую точку зрения персонажей, обращаясь при этом к внутренним монологам. Такой приём особенно часто применяется для изображения гаммы быстро и непрерывно сменяющих друг друга душевных ощущений Лермонтова, при этом, по нашему мнению, внутренние монологи за счёт оборванности синтаксиса, обилия односоставных и неполных предложений, отчасти напоминают потоки сознания. «Надо пойти к Щербатовой, – думал Лермонтов. – Но можно ли? Там камеристка. Да все равно ничего не удержишь в тайне. Зачем случилась эта встреча?» [2, с. 304].

Внутренние речи Лермонтова и Щербатовой часто содержат большое количество вопросительных предложений. Такие синтаксические конструкции, характеризуя героев в моменты особо напряжённых состояний, показывают богатую гамму их внутренних переживаний и глубины мысли. «Она <Щербатова> думала о бездомном солдате, о своей нарядной и утомительной жизни в Петербурге и вдруг удивилась: зачем ей эта жизнь? И зачем ради нее она должна отказаться от любви, от радости, от веселья, даже от того, чтобы пробежать босиком по мокрой траве?» [2, с. 307].

Нередко автор опирается на индивидуальные сознания Лермонтова и Щербатовой для более детальной характеристики их непростых взаимоотношений. Точка зрения Марии Щербатовой находит выражение во внутренних монологах, не только показывающих её спонтанные размышления, но и характеризующие отношение к ней Лермонтова и его образ. Так героиня замечает, что Лермонтов разговаривает с ней «как с другом, как с мужчиной» [2, с. 294], переживает из-за отсутствия со стороны поэта «бурных слов, пылких признаний, клятв» [2, с. 295] в её адрес, недоумевает, почему он решает тратить время на карты в ущерб общению с ней.

Итак, исследование точек зрения, попеременно возникающих в повести, дало возможность рассмотреть образ Лермонтова с разных ракурсов, выявить расстановку авторских акцентов относительно наиболее существенных сторон личности выдающегося поэта. Точки зрения автора и персонажей дают возможность объективно оценить душевные качества героя, противоречивость которых проявляется по-разному в зависимости от конкретных ситуаций. Во время свиданий с Марией Щербатовой герой с одной стороны ощущает счастье и покой, с другой – тяготится возможными последствиями отношений. Придаваясь творческой деятельности, поэт чувствует лёгкость души и ясность мыслей, в то же время, предвидя скорый уход из жизни, он опасается, что не успеет выполнить до конца свой поэтический долг. По отношению к нищей девочке-сироте и старому солдату – герой, проявив сострадание и готовность в оказании помощи, предстаёт как человек высокой нравственности. Во время игры в карты в обществе бездуховных офицеров – Лермонтов вспыльчив, напряжён и непредсказуем.  В целом в образе Лермонтова, созданном Паустовским, отражено романтическое начало его личности. Двойственность, одиночество, бунтарский дух героя, трепетное отношение к назначению поэзии, тяга к преобразованию действительности, желание любить и быть любимым характерны как для самого Лермонтова, так и для типичного героя-романтика большинства его произведений. Подобное мироощущение на раннем этапе творчества было свойственно и К.Г.Паустовскому.

Исследование точек зрения дало возможность проанализировать жанровые особенности произведения, которое с одной стороны, представляет собой портретную зарисовку, в центре внимания которой представлено изображение реального человек. Такие черты, наряду с документальностью и достоверностью, понимаемой в широком смысле слова, являются непременными чертами жанра очерка [4, с. 253-256]. С другой стороны, композиционно точки зрения персонажей находят выражение в соответствующих им сюжетных линиях, из совокупности которых выстраивается всё произведение в целом. Обилие ярко выраженных сюжетных линий, каждая из которых представляет собой отдельный небольшой эпизод из жизни героя, и позволило, по нашему мнению, Паустовскому назвать своё произведение маленькой повестью.


Библиографический список
  1. Давыдова Т.Т. Теория литературы: Учеб. пособие. / Давыдова Т.Т., Пронин В.А.  М.: Логос, 2003. 229 с.
  2. Паустовский К.Г. Собрание сочинений: В 6 т. М.: ГИХЛ, 1958-1959. Т.4. 1959. 655с.
  3. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман. С.Н. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. Под общ. ред. Тамарченко Н.Д. М.: Издательский центр «Академия», 2004. Т.1. 2004. 512 с.
  4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. 509 с.
  5. Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 257 с.
  6. Пяткин С.Н. Роман Б.А. Садовского «Пшеница и плевелы» как мифологическая биография Лермонтова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. №.114. Т.2. С.18-29.


Все статьи автора «evgbor»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: