УДК 180.6

«КОЛЫБЕЛЬ ДЛЯ КОШКИ» КУРТА ВОННЕГУТА: ПРОБЛЕМА РАЗУМА

Музычук Анна Андреeвна
Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация
Роман Курта Воннегута «Колыбель для кошки» явился отражением проблемы невозможности передать пережитый опыт, то есть автор произведения усомнился в рациональном осмыслении событий, поставил крест на поступательном историческом развитии общества.

Ключевые слова: Колыбель для кошки, Курт Воннегут


"CAT'S CRADLE" BY KURT VONNEGUT AS REFLECTION OF A PROBLEM RELATED TO HUMAN COGNITION

Muzychuk Anna Andreevna
Saint Petersburg State University

Abstract
"Cat's Cradle" by Kurt Vonnegut as reflection of a problem related to human cognition. The author doubts whether the rational way of perception is the right one. Vonnegut as a writer shows how superficial our belief in progressive forces is.

Библиографическая ссылка на статью:
Музычук А.А. «Колыбель для кошки» Курта Воннегута: проблема разума // Филология и литературоведение. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/02/1188 (дата обращения: 01.05.2017).

Читатель романа Курта Воннегута «Колыбель для кошки» нередко соглашается с одним из героев произведения Ньютом Хониккером, так как на протяжении всего повествования «никакой распроклятой кошки, никакой распроклятой колыбельки» при высокой частотности использования этих слов и образов. Почему американскому писателю, ветерану Второй мировой войны потребовалось назвать свой роман именно так? Ведь изначально замысел был совсем иным.

Как и в позднем романе Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», автор описывает, как рассказчик собирается написать книгу о важном событии, изменившем всю его жизнь, но в итоге он этого не делает. В «Колыбели для кошки» Джону не удается создать рассказ о «Дне, когда наступил конец света», то есть о бесчеловечной атомной бомбардировке мирных жителей японских городов Хиросима и Нагасаки.

То же онемение происходит и с рассказчиком в «Бойне номер пять»: он начинает писать книгу о Дрездене, постоянно обдумывает, как это произошло и главное, зачем, но уклоняется от описания  страшного события, приводит только оценки и обсуждения. Роднит эти произведения постоянное повторение «So it goes», или «Дела, дела…», потому что повествователь не в силах передать свой опыт таким, каким он был, он не может передать вербально все, что произошло в те страшные времена.

Он ставит крест именно на разумном способе передать все пережитое, и в этом заключается большая проблема ускользания событий, их становление чем-то, чего захотел случай. Не «так случилось», а «если захочет случай» в «Бойне номер пять». Не «так случилось», а, как говорят боконисты, «так должно было случиться» в «Колыбели для кошки».

Создать небольшой роман – порядка 300 страниц – для выражения довольно многих проблем, смешения времен, эпох, людей, идеологий, технологий, буквального и фигурального смыслов задача амбициозная, и с ней, как представляется, американскому писателю справиться удалось. Для своих небольших произведений он нередко выбирал большие темы, чтобы показать невозможность повторения пережитого опыта, сбой в трансляции всего, что некогда происходило.  Но проблема разума заключается не столько в его бессилии, сколько в его мнимом и грозном могуществе. Мнимом, потому что природа только посмеется над такими жалкими попытками превзойти все на свете, а грозным, потому что человеческий разум заставил землю содрогнуться, когда энергия атома была применена в военных целях, в целях уничтожения.

Почему Феликс Хониккер использовал силу своего интеллекта для создания страшного оружия, способного уничтожить не только своего создателя, но и все живое? Для Воннегута ответ на этот вопрос оказывается принципиальным, поэтому он приводит эпизод с черепахой, вводящий абсурдность в то, что и зачем человек делает в своей жизни. Писатель рассказывает нам, как однажды доктор Хониккер всерьез заинтересовался объектом живой природы, черепахой и стал проводить больше времени с ней, нежели с проектами нового сверхмощного химического вещества.

Это было еще до создания, окончательного создания атомной бомбы, поэтому случай можно считать важным для Хониккера как для человека: он заинтересовался объектом живой природы, он отстранился от неживого монстра, которого создавал его разум.  И все же монстр разума победил, но Воннегут умудряется пошутить на эту тему: он говорит своим читателям, что доктор переключил внимание на работу в виду отсутствия в лаборатории черепахи, которую просто забрали, чтобы ученый не отвлекался. Теперь единственное, что оставалось Феликсу Хониккеру – создавать то, о чем твердит ему монструозный разум. Каждое движение его мысли, каждое научное изыскание или эксперимент так или иначе были связаны с бомбой.

Автор романа «Колыбель для кошки» выдумывает религию, язык, остров, время без определенного темпорального коррелята,  вещество лед-девять, чтобы раскрыть тему атомной бомбардировки 6 сентября 1945 года как наступление конца света. Финальные главы произведения посвящены именно этому: они описывают страшную, но вместе с тем и завораживающую картину замерзшей, безучастной Земли. Выясняется, что человеку достаточно и этого скупого солнечного света, чтобы выжить и вновь помышлять о подчинении природы себе, своему замыслу, даже не проекту мироздания. Выжившие после катастрофы охваченной льдом-девять земли люди не меняются, и это в произведении Воннегута парадоксально: героям достаточно замерзших тушек животных, чтобы выжить.

Живые существа некогда прекрасной природы им не нужны. Этим  показано человеческое утилитарное отношение ко всему, что нас окружает: «Правда, ни растений, ни животных в живых не осталось. Но благодаря льду-девять отлично сохранились туши свиней и коров и мелкая лесная дичь, сохранились выводки птиц и ягоды, ожидая, когда мы дадим им оттаять и сварим их». (Воннегут 2014 273)

К такому состоянию привела людей война, но война не в том героическом смысле, в каком мы привыкли ее воспринимать, а война детей, настоящих заложников политики, война жуков, запертых в одну стеклянную емкость и принужденных бороться за права на что-то, хотя никто из них не может быть прав. Это симптоматично для воннегутовского стиля изображения войны – обязательно появляется сравнение воинов с детьми, маленькими и управляемыми. Это происходит в «Колыбели для кошки», это развивается с большей силой и наглядностью в «Бойне номер пять, или Крестовом походе детей».

Фрэнк Хониккер еще мальчишкой неслучайно назван сверстниками агент X-девять. Это связано с экспериментами его отца, Феликса Хониккера по созданию уникального вещества, имеющего невообразимо низкую температуру таяния – льда-девять.

Интересно, что автор романа выдумывает лед-девять, чтобы донести до людей довольно простую мысль: мы охладели к страданиям друг друга, мы больше не ценим жизнь, воображая, что живем на каком-то острове, отделенном от всех бедствий высокой стеной равнодушия. Мир погубит лед-девять, то есть равнодушие людей друг к другу. Когда американцы бомбили мирные японские города, они были заражены именно таким равнодушием к судьбам стольких людей, к судьбам не одного поколения. Одни разрабатывали страшное оружие, другие применяли, каждый находился в уголке любителя, занимался своим делом, и кажется, никто не виноват, но виноват внутренний лед-девять.

Феликс Хониккер не интересовался жизнью других людей, даже жизнью литературных моделей – героев произведений. Как вспоминает его сын Ньют, отца никогда нельзя было застать за книгой. А в вечер самого сброса ядерных бомб великий ученый сидел дома и играл с какой-то веревочкой, переплетения нитей которой он и назвал кошкиной колыбелью.  Веревочка его интересовала как объект игры и, вероятно, как средство успокоиться, но он даже не взглянул на документ, который был перевязан этой тесемочкой.

Документом оказался роман «Ад 2000», повествующий о том, как ученые довели человечество своими изобретениями до точки невозврата. Зачем этот роман о создании чудовищной бомбы, стершей все с лица земли, автор отправил доктору Хониккеру? Ему нужен был совет профессионала: Марвин Шарп Холдернесс, написавший роман после убийства брата, спрашивал отца Ньюта, Фрэнка, Анджелы и атомной бомбы, каким веществом начинить бомбу в романе «Ад 2000». Ньют вспоминает впоследствии: «Из всей той бандероли ему пригодилась только веревочка. Он всегда был такой. Невозможно было угадать, что его заинтересует. В день, когда сбросили бомбу, его заинтересовала веревочка». (Воннегут 2014 14). Веревочка, из которой доктор Хониккер и сплел колыбель для кошки. Колыбель для кошки, «колыбель» – объект неживой природы, кошка – живое существо, то есть беспощадный разум сплел колыбель для жизни – смерть.

Культура плетет для Природы ловушку, паутину, кошкину колыбель. Руководит действиями культуры ее создатель, то есть человек, а им в свою очередь управляет разум. Воннегут в своем романе выводит проблему не прогресса и его последствий, но ставит под сомнение саму возможность социального прогресса, возвращается к вопросам, над которыми размышляли просветители, разделившись на верящих в историческое поступательное движение и не признающих его.

Курт Воннегут пишет целую главу, которую называет «Четырнадцатый том», чтобы ответить на вопрос о возможности социального прогресса одним словом и точкой: Боконон говорит таким надеждам на светлое будущее человечества «нет».  Учитывая весь свой опыт и применяя все усилия своего разума, человек никогда не сможет надеяться на светлое будущее, пока, как и Феликс Хониккер, не согласится с неоспоримой истиной: «Бог есть любовь». Смысл жизни в любви, а не в протеине и льде-девять.

Учение Боконона учит объединению людей в карасcы по какому-то совершенно атомному принципу, словно говоря, если люди совершают совместное броуновское движение душ, они обречены быть вместе. Вообще боконизм очень подходит жителям «акульей столицы мира» – обитателям острова Сан-Лоренцо, потому что их безразличие к тирану-руководителю государства сравнится разве что с безразличием к Богу. Боконон учит нас: «Не обращай внимания на Кесаря. Кесарь не имеет ни малейшего понятия о том, что на самом деле творится вокруг».  (Воннегут 2014 102)

Апокалиптический роман Воннегута «Колыбель для кошки» показывает, каким может предстать конец света, если человеческий разум не перестанет совершать акты насилия и террора над природой, над всем, что было создано не им, над всем, что подчинено не его замыслу. Богу было скучно и одиноко, когда он решил создать людей, а они мстят ему за бессмысленность своего существования: «Я, ком глины, встал и увидел, как чудно поработал Бог!  <…>. Теперь ком глины снова ложится и засыпает». (Воннегут 2014 221)

Однако этот ком земли восстает против своего создателя, не хочет быть ячейкой во всемирной таблице веществ и существ, задуманных Богом. Отношение к истории в произведении, как и отношение в прогрессу, специфическое. Боконон говорит об истории : читай и плачь.  А жители Сан-Лоренцо в день ста мучеников за демократию запускают все шесть самолетов военно-воздушных сил своей маленькой страны, чтобы потопить разбросанные на просторах моря картонные карикатуры на известных диктаторов : «Каждая мишень представляла собой карикатуру на какого-нибудь реального человека, причем имя этого человека было написано и сзади и спереди. Я спросил, кто рисовал карикатуры, и узнал, что их автор – доктор Вокс Гумана, христианский пастырь». (Воннегут 2014 228) Курту Воннегуту удалось передать ощущение гибели мира, его засыпания, замерзания, ощущение, когда для живой кошки и даже котеночка уже сплетена своя колыбель.


Библиографический список
  1. Аствацатуров А. Искусство и насилие (О романе Курта Воннегута «Бойня номер пять») // Феноменология текста: игра и репрессия. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – С. 166-191.
  2. Воннегут К.  Колыбель для кошки [роман] / Курт Воннегут ; пер. с англ. Р. Райт-Ковалевой. – М. : АСТ, 2014. – 282 с.
  3. Jerome Klinkowitz The Vonnegut effect University of South Carolina, 2004 P. 46-74
  4. Joseph Dewey In a dark time: The apocalyptic temper in the American novel of the nuclear age Purdue University Press, 1990 P. 53-56


Все статьи автора «Muzychuk Anna»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: