УДК 821

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МЕТОД АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

Музычук Анна Андреeвна
Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация
Эта работа посвящена проблеме Красоты в сознании и творчестве Андрея Платонова.

Ключевые слова: Андрей Платонов, Достоевский, Красота


PLATONOV'S LITERARY METHOD

Muzychuk Anna Andreevna
Saint Petersburg State University

Abstract
This article is aimed at the perception of Beauty in Platonov's thought and literature.

Библиографическая ссылка на статью:
Музычук А.А. Литературный метод Андрея Платонова // Филология и литературоведение. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/01/1064 (дата обращения: 03.05.2017).

В ответ на недоброжелательную рецензию на свое произведение «Чульдик и Епишка» Платонов написал письмо в редакцию «Трудовой армии», в котором подчеркнул некоторые особенности своего взгляда на литературу как познание человека, а точнее как познание человека в его нечеловеческом проявлении.

Речь писателя в этом отзыве  1920 года преимущественно сосредоточена на теме Красоты, красоты в истинно достоевском смысле, то есть представлении, не исчерпывающимся эстетикой самого явления. Правда, следует заранее подчеркнуть существенное отличие этих двух точек зрения.  Для Достоевского существование некоего духа Красоты неоспоримо, и Платонов указывает на это в своей статье о писателе XIX века: «Этот путь давно пройден вселенной, и только Достоевский со своей душой – Настасьей Филипповной – отстал и бродит там один, зовет и молится». [1]

Для Андрея Платонова Красота сама по себе не может быть воспринята как цельность, она, как автор письма подчеркивает, «все дни и все вещи, а не одна надземная и недоступная, гордая». [2]

Платонов в своем письме выступает против пассивного восприятия устоявшихся раз и навсегда истин, говорит, что человек может быть прекрасен в минуту самого страшного своего поступка или мысли, только мы привыкли, в отличие от Платонова, воспринимать истину как само собой разумеющееся, непоколебимое и недостижимое, а также обязательно благотворное проявление неких интенций.

Человек у Платонова в рассказе «Чульдик и Епишка» (и не только) далек от пассивного восприятия красоты мира, которую надо прежде всего выстрадать (пусть даже неловко: пришел на кладбище и забыл, зачем), чтобы по-настоящему ее обрести. Писатель выражает это всего в нескольких строках письма в редакцию: « Я живу, не думаю, а вы, рассуждая, не живете  –  и ничего не видите, даже красоту, которая неразлучна и верна человеку, как сестра, как невеста. Вы мало любите и мало видите». [2]

По Платонову, не зрение  и умозрение должны быть маленькими, но сам человек должен быть маленьким, жалким, чтобы увидеть Красоту, и в этом проявляется стремление самого автора подчеркнуть следующую мысль: «Чем ничтожней существо, тем прекраснее и больше душа его». [2]

Из нее, этой мысли вытекает и представление о человеке как процессе становления таковым, то есть человеку Платонов отказывает в данности, человек, по его мнению, не данность, но приход к самому себе долгими тернистыми путями: «Для вас быть человеком привычка, для меня редкость и праздник». [2]

Примечательно, что в письме (не только в литературе) Платонов уделяет большое внимание языку, словам. Так, он использует слово «привычка» неслучайно: привычка подразумевает бездумность существования, отсутствие рефлексии. Снова мы сталкиваемся с неприятием данности: Платонов не хочет видеть человека и жизнь как данность, это работа, тяжелая работа, а не легко приобретенная и покорно взлелеянная привычка.

Современная Платонову литература  и  - шире – пролетарское искусство «упорно идет из грязи», но писатель упрекает: «Вы видите только наши заблуждения, а не можете понять, что не блуждаем мы, а ищем». [2]

Хочется завершить словами Ахматовой, которые схожи с мыслями Платонова о человеке.  Только там, где Платонов принимает мир, Анна Андреевна его отрицает: «Достоевский знал много, но не все. Он, например, думал, что если убьешь человека, станешь Раскольниковым. А мы сейчас знаем, что можно убить пять, десять, сто человек и вечером пойти в театр». При всем неприятии нечеловеческого в человеке Ахматова, как и Платонов, отказывает человеку и миру в данности.


Библиографический список
  1. «Достоевский» Андрея Платонова// Творчество Андрея Платонова URL : http://platonov-ap.ru/publ/dostoevsky (дата обращения : 12.12.2014)
  2. Ответ редакции «Трудовой армии» по поводу моего рассказа «Чульдик и Епишка» // Творчество Андрея ПлатоноваURL : http://platonov-ap.ru/publ/otvet-redakcii-trudovoy-armii (дата обращения : 12.12.2014)
  3. «Чульдик и Епишка» Андрея Платонова // Творчество Андрея Платонова  URL : http://platonov-ap.ru/novels/chuldik-i-epishka (дата обращения : 12.12.2014)


Все статьи автора «Muzychuk Anna»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: