В ответ на недоброжелательную рецензию на свое произведение «Чульдик и Епишка» Платонов написал письмо в редакцию «Трудовой армии», в котором подчеркнул некоторые особенности своего взгляда на литературу как познание человека, а точнее как познание человека в его нечеловеческом проявлении.
Речь писателя в этом отзыве 1920 года преимущественно сосредоточена на теме Красоты, красоты в истинно достоевском смысле, то есть представлении, не исчерпывающимся эстетикой самого явления. Правда, следует заранее подчеркнуть существенное отличие этих двух точек зрения. Для Достоевского существование некоего духа Красоты неоспоримо, и Платонов указывает на это в своей статье о писателе XIX века: «Этот путь давно пройден вселенной, и только Достоевский со своей душой – Настасьей Филипповной – отстал и бродит там один, зовет и молится». [1]
Для Андрея Платонова Красота сама по себе не может быть воспринята как цельность, она, как автор письма подчеркивает, «все дни и все вещи, а не одна надземная и недоступная, гордая». [2]
Платонов в своем письме выступает против пассивного восприятия устоявшихся раз и навсегда истин, говорит, что человек может быть прекрасен в минуту самого страшного своего поступка или мысли, только мы привыкли, в отличие от Платонова, воспринимать истину как само собой разумеющееся, непоколебимое и недостижимое, а также обязательно благотворное проявление неких интенций.
Человек у Платонова в рассказе «Чульдик и Епишка» (и не только) далек от пассивного восприятия красоты мира, которую надо прежде всего выстрадать (пусть даже неловко: пришел на кладбище и забыл, зачем), чтобы по-настоящему ее обрести. Писатель выражает это всего в нескольких строках письма в редакцию: « Я живу, не думаю, а вы, рассуждая, не живете – и ничего не видите, даже красоту, которая неразлучна и верна человеку, как сестра, как невеста. Вы мало любите и мало видите». [2]
По Платонову, не зрение и умозрение должны быть маленькими, но сам человек должен быть маленьким, жалким, чтобы увидеть Красоту, и в этом проявляется стремление самого автора подчеркнуть следующую мысль: «Чем ничтожней существо, тем прекраснее и больше душа его». [2]
Из нее, этой мысли вытекает и представление о человеке как процессе становления таковым, то есть человеку Платонов отказывает в данности, человек, по его мнению, не данность, но приход к самому себе долгими тернистыми путями: «Для вас быть человеком привычка, для меня редкость и праздник». [2]
Примечательно, что в письме (не только в литературе) Платонов уделяет большое внимание языку, словам. Так, он использует слово «привычка» неслучайно: привычка подразумевает бездумность существования, отсутствие рефлексии. Снова мы сталкиваемся с неприятием данности: Платонов не хочет видеть человека и жизнь как данность, это работа, тяжелая работа, а не легко приобретенная и покорно взлелеянная привычка.
Современная Платонову литература и - шире – пролетарское искусство «упорно идет из грязи», но писатель упрекает: «Вы видите только наши заблуждения, а не можете понять, что не блуждаем мы, а ищем». [2]
Хочется завершить словами Ахматовой, которые схожи с мыслями Платонова о человеке. Только там, где Платонов принимает мир, Анна Андреевна его отрицает: «Достоевский знал много, но не все. Он, например, думал, что если убьешь человека, станешь Раскольниковым. А мы сейчас знаем, что можно убить пять, десять, сто человек и вечером пойти в театр». При всем неприятии нечеловеческого в человеке Ахматова, как и Платонов, отказывает человеку и миру в данности.
Библиографический список
- «Достоевский» Андрея Платонова// Творчество Андрея Платонова URL : http://platonov-ap.ru/publ/dostoevsky (дата обращения : 12.12.2014)
- Ответ редакции «Трудовой армии» по поводу моего рассказа «Чульдик и Епишка» // Творчество Андрея ПлатоноваURL : http://platonov-ap.ru/publ/otvet-redakcii-trudovoy-armii (дата обращения : 12.12.2014)
- «Чульдик и Епишка» Андрея Платонова // Творчество Андрея Платонова URL : http://platonov-ap.ru/novels/chuldik-i-epishka (дата обращения : 12.12.2014)