УДК 821.161.1

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА И П.П. ЕРШОВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Сулимов Вадим Сергеевич
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
В статье рассматривается значение сказок А.С. Пушкина и П.П.Ершова в деле воспитания детей начала ХХ века. Анализируется мнение В.Г. Белинского, Н.В Чехова о произведениях классиков русской поэзии. Дается оценка сказкам в исследуемый период с привлечением мнения педагогов, выраженного в периодических изданиях, педагогической литературе. Делается вывод о неоднозначности подходов и оценок применительно к сказкам.

Ключевые слова: воспитание, детские писатели, иллюстрации, нравственность, сказка, сюжет, художественная литература


THE VALUE OF FAIRY TALES A.S. PUSHKIN AND P.P. ERSHOV IN THE EDUCATION OF CHILDREN OF EARLY XX CENTURY

Sulimov Vadim Sergeevich
Tobolsk state social-pedagogical Academy. DI Mendeleev
Candidate of historical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Abstract
The article considers the importance of fairy tales A.S. Pushkin and PSV in the education of children of early twentieth century. Analyzes the opinion of V.G. Belinsky, NV Chekhov on the works of classic Russian poetry. The estimation of the tales in the study period, with the involvement of the opinions of the teachers expressed in periodicals, pedagogical literature. The conclusion is made about the ambiguity of the approaches and assessments in relation to the fairy tales.

Keywords: children's authors, education, fiction, illustrations, morality, poet, story, tale


Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов В.С. Значение сказок А.С. Пушкина и П.П. Ершова в воспитании детей начала ХХ века // Филология и литературоведение. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2014/05/787 (дата обращения: 30.04.2017).

Сказки всегда играли значимую роль в воспитании детей. По мнению Н.В. Чехова, одного из крупных деятелей народного просвещения России начала XX в., сказки издавна служили материалом для воспитания детей. Народ, на ряду с древнейшими сказками, выражавшими искреннюю веру первобытного человека в сверхъестественное, создавал сказки, предназначенные для поучения и забавы детей. Художественная литература восприняла эту форму и широко использовала ее, придавая сказкам нравоучительно символический, сатирический или фантастический характер. В любом виде художественные сказки также служили воспитательным целям [1, с. 17].

Еще в первой половине XIX в. В.Г. Белинский требовал от детских писателей «не искажать действительности ни клеветами на нее, ни украшениями от себя», а показывать правдиво, «во всем ее очаровании и во всей ее неуловимой суровости, чтобы сердце детей, научась ее любить, привыкало бы в борьбе с ее случайностями находить опору в самом себе» [2, с. 77]. К подлинно образцовым детским отечественным книгам Белинский относил сказки Пушкина, дедушки Иринея (В.Одоевского), басни Крылова, сборники народных сказок, пословицы и поговорки [2, с. 77].

Свою оценку мнения Белинского о сказках А.С. Пушкина и П.П. Ершова давал Н.В. Чехов: «У нас мы встречаемся с отрицательными отношениями к сказкам, правда только народным и их подражаниям, у Белинского. В своем презрении к народной поэзии, Белинский дошел до отрицания Пушкинских сказок и до смелого, но к счастью не оправдавшегося предсказания, что сказка Ершова, Конек-горбунок будет забыта в самом скором времени» [1, с. 17].

Сказка П.П. Ершова вызвала резкий отзыв Белинского. Не смотря на популярность сказки «Конек-горбунок», и в начале ХХ в., Н.В. Чехов приводил педагогическую критику данного произведения. К отрицательным сторонам произведения относились – «недоступность для детского возраста основной мысли сказки, грубость многих сцен и выражений, нелепость некоторых образов, если буквально принять данные поэтом черты» [1, с. 34]. Имелось в виду несоответствие указанных автором роста Конька-горбунка (3 вершка) и его горбов (по 2 аршина).

Придирки эти казались ничтожными «перед той полнотой жизни и движения повести», развертывающейся перед читателем «в таких легких стихах, что они невольно»
запоминались на всю жизнь [1, с. 34]. Сказки Пушкина и Ершова к тому же отличались от остальных бодрым и веселым настроением.

Сказке П.П. Ершова Н.В. Чехов предрекал «столетия существования». Такие произведения будут «читаться и перечитываться и тогда, когда все частности: язык, выражения, художественная отделка, еще менее будут удовлетворять педагогическую и общую критику», и вопреки критике сказка будет иметь достойное число читателей и почитателей [1, с. 34, 35].

Особое отношение было у Н.В. Чехова к сказкам А.С. Пушкина: «Вне направлений стоят и чудные сказки Пушкина. Ближайшее порождение народной поэзии, они облечены в такую совершенную художественную форму, которая сама без всяких объяснений завладевает читателем или слушателем и делает эти сказки любимыми, близкими и родными всякому русскому ребенку» [1, с. 33, 34]. Между тем, Чехов считал, что педагогическое значение сказок Пушкина не одинаково. «Сказка о золотом петушке» и «О работнике балде» не детские по сюжету и должны быть отложены до более старшего возраста. Остальные же «Сказка о рыбаке и рыбке», «О царе Салтане» и «О мертвой царевне» следовало читать детям в указанной последовательности, раньше, чем они научатся читать.

Во главе сказок, считал Н.В. Чехов, должны быть поставлены их прототипы – народные сказки. Взгляд на них в начале ХХ в. значительно изменился по сравнению, со взглядами Белинского: они признаются весьма ценными произведениями национального гения, и знакомство с ними считается обязательным для каждого образованного человека. Они имеют огромное влияние почти на все области национального искусства, вдохновляя поэтов (Пушкин, Жуковский), музыкантов (Глинка, Бородин, Римский-Корсаков), живописцев (Васнецов и др.), скульпторов [1, с. 19].

Между тем, народ вложил в свои сказки огромный запас в высшей степени тонких и глубоких наблюдений над природой и жизнью, и результаты этого опыта незаметно передаются ребенку со сказкой, незаметно усваиваются им и делают его духовным сыном своего народа. Он любит то, что любит весь народ, он ненавидит то, что составляет предмет ненависти для авторов сказок. В этом великое начальное значение народных сказок.

Образовательное значение сказок этим не исчерпывается. Они дают пищу работе творческого воображения ребенка и этим воспитывают в нем эту важнейшую сторону человеческого духа, источник поэзии, науки, технических изобретений, всего, что изобрело человечество себе на пользу и утешение. Наконец сказки знакомят ребенка с жизнью, бытом, взглядами и идеалами своего народа.

Но не менее важно и воспитательное значение сказок. Она с ранних лет воспитывает в детях нравственные навыки, заставляет их переживать волнения, связанные с судьбою других людей и животных, ведет прямой дорогой к пониманию добра и зла в мире. Она заставляет его задумываться над явлениями жизни, вглядываться в них, объяснять их [1, с. 20].

Вопрос о роли сказок в воспитании неоднократно поднимался на страницах периодических педагогических изданий. Н. Каринцев считал, что дошкольник живет в мире сказок. По его мнению: «Сказка – это первое литературное и художественное воспитание, которое получает ребенок» [3, с. 98]. Услышанные от няни или матери сказки, «с небывалой силой запечетлеваются в нежной душе ребенка и остаются в ней, порой, – навсегда» [3, с. 98].

Незамысловатые по сюжету сказки знакомят ребенка с огромным миром представлений и понятий, как из мира окружающего, так и фантастического. Свои первые представления о животных и их нравах ребенок черпает из сказок. Дошкольник научается сопоставлять слова: «хитрая лиса», «злой волк».

Немаловажную роль в восприятии ребенком сказки играют книжные иллюстрации. «Лубочные по своему характеру, грубые, лишенные всякого правдоподобия», – такие иллюстрации вредят формированию у ребенка чувства художественного чутья. В конце XIX – начале ХХ в. за оформление народных и классических сказок взялись известные художники Билибин, Поленов, Бартрам.

В начальной школе подход к сказкам должен быть несколько иной. В первых книгах для чтения не следовало, как считал В. Флеров, «злоупотреблять всякими иносказаниями», щедро используемыми в учебных пособиях [4, с. 21]. «Притчи, басни, аллегории, добродетельные овечки, злые волки, недовольные деревца… – все это материал, при чтении которого детей приходится учить понимать не то и не так, как напечатано…» [4, с. 21]. На первых порах все изображаемое в рассказах должно иметь прямой смысл и восприниматься учащимися таким же образом.

Сказки не представляют из этого правила никакого исключения: все изображаемые в них события и лица, как бы они ни были фантастичны, воспринимаются детьми в том виде, как они даны, и воображаются ими существующими, действующими, летающими, скачущими, говорящими, плучущими. С героями сказок дети переживают их мысли и поступки, радости и печали, порывы и стремления. Дети растут вместе с этими мыслями, радостями и порывами. Потому сказка так дорога детям, потому она оставляет более ощутимый след в душе ребенка, чем десятки «добродетельных» притч и иносказаний [4, с. 21].

Велика воспитательная роль сказки во все времена. Настоящая сказка неизменно заканчивается торжеством правды и добра. В этом ее одно из основных воспитательных значений. Как у современников поэтов, так и исследователей начала ХХ в. складывалось различное мнение о художественной ценности самих сказок и их роли в воспитании подрастающего поколения.


Библиографический список
  1. Чехов Н.В. Введение в изучение детской литературы. Из лекций народным учителям на летних курсах по вопросам детской литературы и детского чтения. М., 1915.
  2. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1.
  3. Каринцев Н. О детском чтении // Воспитание и обучение. СПб., 1911. № 4.
  4. Флеров В. Как не надо учить читать и писать. М., 1916.


Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: