УДК 82

ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХАРУКИ МУРАКАМИ

Александрова Юлия Игоревна
Дальневосточный государственный гуманитарный университет
студентка

Аннотация
Данная статья посвящена теме города в творчестве современного японского писателя Харуки Мураками. Кроме того, в статье дается общая характеристика героев – горожан из произведений писателя.

Ключевые слова: антиутопия, быт, герои Мураками, депрессия, духовная культура, инореальность, инфантильность, тема города


CITY ​​AND ITS INHABITANTS IN THE WORK OF HARUKI MURAKAMI

Alexandrova Julia Igorevna
Far Eastern State University of Humanities
student

Abstract
This article is devoted to the theme of the city in the work of Japanese writer Haruki Murakami. Besides that, there is a general description of the characters, which live in the city of the writer's works.

Библиографическая ссылка на статью:
Александрова Ю.И. Город и его обитатели в творчестве Харуки Мураками // Филология и литературоведение. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2013/05/502 (дата обращения: 01.05.2017).

Тема города – очага цивилизации – поднималась многими великими писателями и поэтами на протяжении десятков и сотен лет. Для одних из них, город – это великолепнейший культурный центр, нерукотворный град, созданный для любви и вдохновения. Его воспевали, говоря, что он построен по воле Божьей. Другие же писатели и поэты воспринимали город как хмурую громаду, железным и неприветливым средоточием зла, одиночества, похоти и разврата.

Рассмотрим тему города на примере произведений современного японского писателя – Харуки Мураками. В рамках данной работы упоминаются эпизоды и герои из таких романов, как: «Послемрак», «Кафка на пляже», «1Q84», «Охота на овец»; рассказов: «Перекати – камень в форме почки», «Рвота 1979», «Сон». Кроме того, в статье приводятся цитаты из таких произведений писателя, как: «Медленной шлюпкой в Китай», «1Q84», «Послемрак».

Итак, город Мураками жестоко материален, он – не культурно-исторический центр, он – средоточие потребителей, капиталистов, клерков, мещан, извращенцев и людей со странностями (например: человек, которого на протяжении сорока дней ежедневно рвало [1, 80-96], женщина, которая не спала семнадцать суток [2, 109-158] и девушка, проведшая в беспробудном сне несколько месяцев [3], канатоходка, без страховки прошедшая между двумя небоскребами [4, 95-124], гермафродит-библиотекарь с гемофилией [5], полоумный старичок, умеющий разговаривать с кошками [5], загадочная девочка с дислексией [6], тренер по фитнесу, умеющий убивать иголкой [6] и пр.).

«Семьи» и «детства» в городском тексте Мураками практически нет. Жители самодостаточны, поэтому и одиноки. Однако они по-мещански счастливы в этом своем одиночестве. Кроме того, город Мураками – это город инфантильных потребителей. Но помимо этого потребительского времяпрепровождения героев периодически затягивает в инореальность, тем самым заставляя их двигаться, взрослеть, размышлять и принимать важные решения.

Однако герои Мураками самодостаточны лишь в той степени, чтобы не зависеть от окружающих материально. Они ведут спокойную, размеренную жизнь, тихонько занимаясь своими мелкими делами в своей квартирке. Инфантилизм же проявляется в упорном нежелании что-то менять в жизни. А когда в их жизнь вторгается что-то необычное, требующее от них каких-либо действий, они начинают сетовать на жизнь, задаваясь вопросом: «почему я?».

Отношение писателя к городу неоднозначно. С одной стороны, герои его произведений задыхаются в «бесконечных вереницах зданий и жилья» [4], слепо ползая под мутным, пасмурным небом. С другой стороны, они ведут счастливый быт, занимаясь готовкой, стиркой и глажкой белья, походами по магазинам, уборкой квартиры, превращая все это в ежедневный ритуал жизни.

И, что самое страшное, такая городская бытность на вид очень привлекательна. Только растворившись в ней, перестаешь размышлять о смысле жизни, о своем предназначении, что и происходит с героями. Городская жизнь у Мураками – это своеобразный побег от себя в повседневную реальность. Люди этого города усталые, измотанные, «со своими поблекшими надеждами, забытыми амбициями и стертыми чувствами… пустые и безразличные ко всему на свете» [6].

Жители города Мураками поголовно находятся в постоянной депрессии, которая доходит до крайности, становясь апатией. Поэтому больше ничего и не остается, кроме как опустить все свои мечты и амбиции на дно колодца, и продолжить флегматично ползать по запыленным городским улицам. Однако интересен тот факт, что такая городская жизнь некоторым может показаться счастливой. Технологии позволяют облегчить быт, поэтому у современного горожанина остается уйма времени на самопознание. Однако пытаясь осмыслить себя с точки зрения этой современности, человек встает в тупик и впадает в депрессию. В этой депрессии формируется мировоззрение, которое и выделяет человека из круга себе подобных, заставляет мыслить иначе, прививает какие-то странности. И, будучи мазохистом от природы, человек становится немножко счастливым. Сплошные противоречия. «Бесконечная амплитуда – от гордости до жалости к себе. Это и есть – город» [4].

Мураками сравнивает город с постоянно функционирующим, искусственным организмом: «Кровь без устали циркулирует по бесчисленным сосудам, и тело постоянно меняет клетки. Рассылает новую информацию, стирает устаревшие данные. Расходует новые деньги, списывает старые траты…» [3]. Город постоянно обновляется, движется, течет. Даже ночью этот громадный организм не останавливается, наоборот, с наступлением темноты он только больше оживляется, преображается, просыпается. Открываются ночные заведения, бары, развлекательные центры и прочие злачные места, по которым изредка «путешествуют» герои мурокамовской прозы. В таких местах они спасаются от одиночества, и в то же время наслаждаются им.

«Книги Мураками изобилуют названиями пластинок и рок-групп, именами кинорежиссеров и джазовых исполнителей, брэндами стиральных порошков и марками машин. Это не намеренный прием – просто автор считает, что эти знаки и символы культуры и цивилизации больше знакомы обитателям Метрополии, чем так называемая «жизнь» [7, 274-302]. Действительно, вся эта атрибутика составляет как бы скорлупу повседневной городской жизни, она словно спускает читателя «с небес на землю», показывая, что мир на самом деле не такой уж и поэтичный. Однако чтобы хоть как-то заявить о себе, придать смысл своему существованию, герои произведений Мураками создают иллюзию этой самой «жизни», показывая свою эрудированность и начитанность, козыряя модными словечками.

Город Мураками – это антиутопия человеческой жизни. Быстрый темп развития и роста города приводит его к быстрому упадку. Пытаясь угнаться за цивилизацией, люди теряют себя, утрачивают культуру. И все что им остается – это стараться не отставать от современных требований городского общества. Так, в романе «Охота на овец» в главе «Рождение, расцвет и падение города Дзюнитаки» [8] есть вставной эпизод, описывающий историю небольшого поселения, из которого путем неимоверных трудов местных жителей вырос промышленный городок. Однако с течением времени городок Дзюнитаки изжил себя, оскудел. Труды, старания жителей оказались совершенно напрасными. «Судьба городка Дзюнитаки и есть, по Мураками, извечный удел всей Японии: беспросветный труд, безрадостная жизнь – и ни малейшего шанса разорвать этот замкнутый круг» [9]. И ведь такое явление можно наблюдать сплошь и рядом в цивилизованном обществе: старания как-то улучшить, изменить условия городского существования становятся тщетными, ибо город, поглощая человека, разрушается сам.

Город Мураками – «Это место, где … суждено потеряться. Иной мир, уготовленный … для себя самого» [6]. Эти слова в романе «1Q84» произносит герой, попавший в город, населенный кошками. Пробыв в этом городе какое-то время, герой не может вернуться обратно, в собственную, привычную реальность. Эту историю можно толковать по-разному. С одной стороны, можно считать, что город поглотил героя, сделал частью себя, превратил в жителя-кошку. С другой – что герой умер, еще не осознав этого, также став частью города. Но одно, думаю, можно сказать наверняка: эта история – символ современной городской жизни, приобщившись к которой человек утрачивает себя, свою духовную культуру. Становится одиноким, находясь в толпе.

В заключении стоит сказать, что образ города в творчестве Харуки Мураками занимает важное, чуть ли не центральное место. Ведь в основном действие мурокамовской прозы разворачивается именно в городе. Именно он выступает для героев неким порталом из реальности в инореальность, заставляя тех оживать, расти, преображаться, или же наоборот, высасывает из них «человечность».


Библиографический список
  1. Мураками Х. Ничья на карусели // Рвота 1979. М., 2011. С. 80-96.
  2. Мураками Х. TV-люди // Сон. М., 2009. С. 109-158.
  3. Мураками Х. Послемрак. 2010.
  4. Мураками Х. Токийские легенды // Перекати-камень в форме почки. М., 2010. С. 95-124.
  5. Мураками Х. Кафка на пляже. М., 2011.
  6. Мураками Х. 1Q84. М., 2011.
  7. Мураками Х. Слушай песню ветра. Пинбол 1973 // Немцов М. Блюз простого человека. М., 2011. С. 274-302.
  8. Мураками Х. Охота на овец. М., 2010.
  9. Коваленин Д. Космополитические анархии Харуки Мураками // Дзюнитаки у нас в голове. 1998. URL: http://www.susi.ru/HM/Foreword.html.


Все статьи автора «olgasysoeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: