В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. Антон Павлович Чехов – русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы, один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. А пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. Чехов создал около 900 различных произведений на любой вкус, которые стали классикой мировой литературы. Каждый читатель сможет найти в его творчестве что-то, что подойдет именно ему – короткий юмористический рассказ, серьезную повесть или пьесу.
А.П. Чехов начал писать очень рано. Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период писателя был важным этапом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. В юношеские годы Антон Чехов творил под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки» или их вариантами.
Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно. Чехов обращается к
исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей [5]. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова – “хмурые”, скучные, живущие “в сумерках” люди [3], оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически – они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
По случаю знаменательной даты – 155-летия Антона Павловича Чехова в России проводилось немало различных культурных событий. Во многих театрах страны проводились бесплатные спектакли по пьесам «Вишневый сад», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», а также спектакли – инсталляции о жизни и творчестве А.П.Чехова. Весь год проводились «Чеховские чтения», выставки иллюстраций к произведениям Антона Павловича, творческие конкурсы, литературные турниры и конференции. Телеканал «РОССИЯ Культура» снял документальный фильм в честь этой даты. В сахалинской библиотеке для слепых был презентован сборник произведений А.П.Чехова, напечатанный шрифтом Брайля.
В литературно-художественном музее – книги А.П.Чехова была представлена инсталляция «Чеховский сквер» (вечернее превращение сквера с ожившими чеховскими персонажами).
Чехов – это неувядающая классика, которая просто не может умереть. Адюльтер, а может великая любовь в «Даме с собачкой», философия «тонкого» и «толстого», пронзительная история Каштанки, разлетевшиеся на цитаты пьесы Чехова. Ну, кто не помнит – «в человеке должно быть все прекрасно все: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», «краткость – сестра таланта», «университет развивает все способности, в том числе – глупость», «язык должен быть прост и изящен».
Классика все больше и больше сегодня набирает популярность, тесня современную литературу, поэтому мы всегда будем помнить, что жил когда-то такой замечательный писатель, который утвердил в отечественной прозе принципиально новый формат, противопоставив пространному многотомному роману, отточенную изящную безжалостную лаконичность. Его легко и интересно читать, но еще интереснее перечитывать, открывая для своего сознания раз за разом все неизведанные и новые грани его произведений.
Библиографический список
- Громов Л.П. В творческой лаборатории А. П. Чехова. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1963. 175 с.
- Кочнова К.А. Лексико-семантическое поле «Природное время» в языковой картине мира А.П.Чехова: автореф.дис. Н.Новгород: ННГУ, 2005. 22 с.
- Кочнова К.А. Семантическая тема «одиночество» в пейзаже А.П.Чехова // Филология и литературоведение. 2015. № 4 (43). С. 13-17.
- Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа А.П.Чехова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3-2 (45). С.117-120.
- Сухих И.Н. С высшей точки зрения. О художественной философии А. П. Чехова // В мире отечественной классики. М., 1987. Вып. 2. С. 287-307.
- Чудаков А.П. Мир А.П.Чехова. Возникновение и утверждение. М.: Сов. писатель, 1986. 384 с.