УДК 811.161.1`42:82

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ И СЮЖЕТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ЛИРО-ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ МИРОНА ФЁДОРОВА “ГОРГОРОД” КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Кавтаев Андрей Викторович
Новосибирский государственный педагогический университет
студент-бакалавр 4 курса Института филологии массовой информации и психологии

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению интертекстуальных элементов в сюжете музыкального альбома Мирона Федорова «Горгород». Проведенное исследование позволяет утверждать, что музыкальный альбом в современном жанре "рэп" можно использовать в качестве объекта литературоведческого анализа.

Ключевые слова: интертекст, постмодернизм, рэп-поэзия, сюжет


INTERTEXTUALITY AND THE PLOT IN THE MUSIC LYRIC-EPIC WORK OF MYRON FEDOROV, "GORGOROD" AS AN OBJECT OF LITERARY ANALYSIS

Kavtaev Andrey Viktorovich
Novosibirsk State Pedagogical University
Student 4-year Bachelor's Institute of Philology and media psychology

Abstract
This article focuses on the identification of intertextual elements in the story of a musical album Myron Fedorov "Gorgorod". The study suggests that the music album in the modern genre of "rap" can be used as an object of literary analysis.

Библиографическая ссылка на статью:
Кавтаев А.В. Интертекстуальность и сюжет в музыкальном лиро-эпическом произведении Мирона Фёдорова "Горгород" как объект литературоведческого анализа // Филология и литературоведение. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2016/03/1957 (дата обращения: 16.07.2023).

Современные реалии диктуют перерождение классических стандартов в новые парадигмы. Театр, кино, литература, поэзия, музыка – в каждой сфере люди пытаются переосмыслить ценности, найти новые формы выражения. Гибридным жанром, сотворенным из поэзии речитативного формата и современной музыки стал рэп – одна из составляющих культуры хип-хопа, которая зародилась ещё в 80-х годах XX в. Сюжет и интертекстуальность произведений этого жанра может послужить объектом литературоведческого анализа.

Специфика альбома Мирона Федорова «Горгород» заключается в том, что его автор настаивает на единстве музыкального текста: в описании к релизу рекомендуется слушать песни в строгой последовательности, поскольку новая работа выполнена не в традиционной форме разноплановых и отдельных композиций, а в форме музыкальной новеллы. Данная работа представляет из себя лиро-эпическое произведение, со своей композицией, сюжетом, хронотопом и т.д. Каждая песня в альбоме – это либо монолог одного из персонажей, либо сплетение реплик различных второстепенных персонажей. Своеобразными сюжетными скрепами является автоответчик с сообщениями, где мы, слушатели-читатели, узнаём о тех или иных произошедших событиях в сюжетной линии.

Интертекстуальность — это процесс взаимодействия текстов, принимающий такие различ­ные формы, как пародия, плагиат, перезапись, коллаж [1, с. 48]. Произведение Мирона Федорова интертекстуально. Обложка альбома, которой является репродукция картины Питера Брейгеля «Вавилонская башня» -  отсылка к библейской истории о строительстве вавилонской башни. Название «Горгород» созвучно с названием плато Горгорот (северо-западная часть Мордора) из романов Дж. Толкиена. Также название можно интерпретировать как город Гора (в древнеегипетской мифологии бог неба и солнца, а также хищный бог охоты). Обнаруживается и параллель с русской литературой, в частности сборником повестей Н.В.Гоголя «Миргород».

Сюжетосложение представляет собой последовательное авторское изложение фабулы, цепь воображаемых событий манифестируется системой эпизодов, которые слагаются в сплошную цепь участков текста, характеризующихся тройственным единством: а) места, б) времени и в) действия, точнее – состава актантов (действующих лиц или сил) [2, с. 41]. Повествование начинается с песни «Не с начала», и оно действительно ведется не с начала. Главный герой, писатель Марк, находится вместе с некой девушкой: Незаметно поправь её одеяло, за это себя предавая анафеме. / Она вышла из пены, худой отпечаток плеча оставляя на кафеле. В данном отрывке – отсылка к греческой мифологии, превращающая девушку в Афродиту. Само имя главного героя отсылает нас к апостолу Марку, одному из четырёх евангелистов (Евангелие от Марка), погибшему от рук язычников.

История начинается в понедельник, со звонка Киры (девушка, оставляющая сообщения на автоответчике) – литературного агента Марка, которая пытается узнать, когда писатель закончит свою рукопись, предупреждает его о том, что один из фанатов писателя крайне агрессивен и рвётся сказать кумиру пару слов. Во второй песне повествование ведётся от дозвонившегося до Марка фаната – отсылка к композиции рэп-исполнителя Маршалла Мэтерса под названием «Stan», в которой повествуется об идолопоклонстве и фанатичности: Я с 13 лет знал ты мой старший брат, хоть и мне не родня и даже не седьмая вода на киселе. / Я вживался в каждый твой текст, меня поражал интеллект. / Тебя ждал успех в жанре. Знай, я желал тебе сделать всех. А теперь тот обвиняет его в мягкосердечности, трусости перед борьбой против системы.

После следует ответ-монолог Марка, в котором он говорит, что его дело лишь «марать бумагу», а не идти против общества. При этом сообщается, что герой – бывший наркоман, употреблявший наркотик под названием «Гор», которым промышляют в городе.

В третьей музыкальной новелле говорится о встрече Марка с Алисой, о его любви к ней. Кира предупреждает, что общение с Алисой опасно. В повествовании появляется Гуру – идеолог, который собирает команду, чтобы противостоять тоталитарному режиму мэра. На молодого писателя воздействует его мысли, и тот начинает «жаждать крови мэра». Из сообщения мы узнаем, что Кира просит Марка посидеть с её ребёнком. В «Колыбельной» Марк поёт мальчику и одновременно размышляет о состоянии в городе, как бы подготавливая мальчика к жестокой жизни, которая ожидает его в будущем. Пока родители кутят и тратят, / Знай, тебя укладывает спать популярный писатель. / Но тебе на эти статусы плевать, / Пока тебя впечатляет найденный оловянный солдатик. / Где-то лунатик крутит радио, / Оттуда голос мэра призывает взять и покарать их.  / Кого конкретно – без понятия. / В городе казни, власть и плутократия переплетаются в объятиях. Здесь через одну деталь обнаруживается отсылка к произведению Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Когда мальчик засыпает, Марк заканчивает произведение «Полигон», изобличающее власть. Кира не может дозвониться до Марка, и уже из следующей песни «Слово мэра», которая по сути представляет монолог мэра, мы узнаём, что Марка обвиняют в заговоре, и буквально перед эшафотом объясняют, почему он неправ. Мэр утверждает, что является благодетелем этого города. Марка прощают, поскольку во всём обвиняют идеолога Гуру.

Освобождённый Марк идёт по городу, видит свои книги, которые продаются в киосках. При этом пародируется «Облако в штанах» Маяковского: Я спускаюсь беспрецедентно оправдан. / И лицемерно помилованный тридцатилетний. Марк осознаёт, что он – писатель, а не борец, и что самая правильная позиция писателя – наблюдать и записывать. Но после этого Марка сразу убивают.

Проанализировав интертекстуальность при помощи сюжета, мы определили, что каждая новелла музыкального альбома «Горгород» отсылает нас к другим текстам. По данному признаку музыкальный альбом можно отнести к литературе постмодернизма.


Библиографический список
  1. Пьеге-Гро, Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр./ Общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
  2. Тюпа, В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В. И. Тюпа. – М.: Академия, 2009.


Все статьи автора «Кавтаев Андрей Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: