УДК 821.161.1

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА В ПРОЗАИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ ВЕНЕДИКТА ЕРОФЕЕВА «МОСКВА-ПЕТУШКИ»

Кавтаев Андрей Викторович
Новосибирский государственный педагогический университет
Студент-бакалавр 4 курса Института филологии массовой информации и психологии

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению основных авторских приёмов построения сюжета в постмодернистской прозаической поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».

Ключевые слова: Ерофеев, постмодернизм, сюжет


FEATURES STORY IN PROSE POEM BENEDICT EROFEEV "MOSCOW - PETUSHKI"

Kavtaev Andrey Viktorovich
Novosibirsk State Pedagogical University
Student 4-year Bachelor's Institute of Philology and media psychology

Abstract
This article focuses on identifying the main author of techniques of building plot in postmodern prose poem Benedict Erofeev "Moscow-Petushki".

Библиографическая ссылка на статью:
Кавтаев А.В. Особенности сюжета в прозаической поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» // Филология и литературоведение. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2016/03/1958 (дата обращения: 13.07.2023).

Поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» является популярным объектом исследований многих литературоведов, поскольку данное произведение, является ярким примером постмодернистской прозы, обладает многоплановостью и возможностью многочисленных интерпретаций. Через исследование приёмов и способов построения сюжета поэмы можно выявить некоторые особенности поэтики советского писателя Венедикта Ерофеева.

Сюжетосложение представляет собой последовательное авторское изложение фабулы, цепь воображаемых событий манифестируется системой эпизодов, которые слагаются в сплошную цепь участков текста, характеризующихся тройственным единством: а) места, б) времени и в) действия, точнее – состава актантов (действующих лиц или сил)[i]. Поэтому границу эпизодов можно увидеть в перемене описываемых событий, будь то временной или пространственный перенос, либо же смена персонажей. Любой сюжет художественного произведения состоит из следующих элементов: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое – «ретроспективой» и «экскурсами» в будущее; в преднамеренно измененной последовательности. Несюжетными элементами считаются вставные эпизоды, лирические (авторские) отступления. Их основная функция – расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

Структура сюжета – образующие его событийные элементы и их связь друг с другом. Сюжет прозаической поэмы Ерофеева относится к группе сюжетов, в которых основополагающим элементом является путешествие. Путешествия трансформировали традиционные формы романа, повести и рассказа: сюжеты часто «нанизывались» на полностью или частично вымышленные события, произошедшие во время путешествий.

В «Москве – Петушках» автор концентрирует взгляд на субъективной реальности: его интересует происходящее внутри вагона, эмоционально-психологическое состояние героя и его попутчиков, поэтому «поэмная» жизнь протекает именно на перегонах, а не на платформах. Всё путешествие Венички в пространстве Москвы, а потом в пространстве вагона протекает в ключе случайных встреч с различными персонажами.

Композиционно текст делится на главы по названиям мест, через которые проезжает герой (всего 47 глав, 9 из которых описывают события, происходящие в Москве – остальные составляют путешествие героя в электричке), при этом название главы никак не соотносится с сообщаемой в ней информацией. Например, в главе «85-й километр – Орехово-Зуево» повествование ведётся не о станциях, а о том, как главный герой познакомился со старшим ревизором Семёнычем.

Нарративное движение поэмы, как и в «путешествиях воображения» Стерна, Карамзина и Радищева, направлено в сторону усиления лирического начала, когда мир становится зеркалом души, а обстоятельства путешествия – поводом для авторской рефлексии.

Переход от главы к главе, как и у Стерна, зачастую сопровождается парцелляцией (предложений, реплик диалога), подчеркивающей стремительность перемещения героя и динамику его размышлений. У Ерофеева такое разделение предложений объясняется ещё и одним из принципов современной литературы – нарушением принципов связности и синтаксиса текста.

Сюжет поэмы часто прерывают лирические отступления, в которых повествователь передаёт свои размышления, переживания по поводу различных явлений, не связанных с сюжетом. Примером может послужить размышления автора о всех тонкостях и закономерностях процесса пития (глава «33-й километр – Электроугли»). В этом монологе автор возводит икоту в разряд высшей силы, управляющей человеком. Одновременно реализуются комизм и один из принципов постмодернизма – уравнивание, или замена категорий телесного и духовного.

Важным сюжетным приёмом является приём ретроспекции. Полностью ретроспективной, с прерыванием на лирические монологи, является часть сюжета с главы «Карачарово – Чухлинка» по главу «Купавна – 33-й километр». Автор, желая наладить коммуникацию с читателем, сразу после завязки сюжета начинает рассказ о жизни героя – событиях произошедших в прошлом биографическом времени. Именно часть повествования этих глав является первостепенной в раскрытии характера главного героя.

Пример смены эпизода через перемену состава персонажей можно наблюдать в главе «Москва. Площадь Курского вокзала». В начале главы лирический герой продолжает свой внутренний монолог, имеющий диалогичную форму: «Скучно тебе было в этих проулках, Веничка захотел ты суеты, – вот и получай свою суету… – Да брось ты, отмахнулся я от себя, – разве суета мне твоя нужна?». Эта полемика прерывается вступлением в диалог с Веничкой Ангелов Господних: «Конечно, Веничка, конечно – кто-то запел в высоте так тихо, так ласково-ласково – зажмурься, чтобы не так тошнило. О! Узнаю! Это опять они! Ангелы Господни! Это вы опять. – Ну, конечно, мы, – и опять так ласково!..». Этот эпизод заканчивается с исчезновением Ангелов, и нового вступления героя в свои размышления: «какие они милые!.. Ну что ж… идти, так идти». Граница эпизода проходит там, где меняется состав участников диалога.

Ещё одним способом перехода одного эпизода в другой является смена пространства вагона на хронотоп сновидения. Что касается роли снов как сюжетных эпизодов, то они обрамляют кульминацию – наивысшую точку напряжения, в которой герой испытывает страх перед не обретением покоя, т.е. потери конечного пункта своего путешествия – «Петушков» – райского сада. Читатель находится в напряжении вместе с героем, поскольку границы необъявленных сновидений чётко не установлены, и не дают ему сделать однозначного вывода о том, чем закончится повествование.

Проанализировав поэму В. Ерофеева, можно выделить особенности построения сюжета. Первый прием автора заключается в том, что автор делит текст на главы по названиям мест, но название главы никак не соотносит с сообщаемой в ней информацией. Второе, что использует автор – это парцелляция, которая показывает динамику размышлений героя. Третьим приемом служит включение в повествование ретроспективных фрагментов, четвертый прием – лирические отступления и вставные тексты.


Библиографический список
  1. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009.


Все статьи автора «Кавтаев Андрей Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: