УДК 82-1/-9

ИНТЕРНЕТ-СЛОВЕСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИГРОВОЙ ПОЭТИКИ И ПРАКТИКИ

Булдакова Юлия Вячеславовна
Вятский государственный гуманитарный университет
кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела и редактирования

Аннотация
В статье представлен анализ жанрово-стилевых особенностей текстов Интернет-словесности, а также их функционирование в системе повседневной культуры. Специфика данных явлений определяется принципами массовой литературы, игровой поэтики и двойничества. Это приводит к реализации идеи маргинальности в отношении жанра и стиля блогосферы и фан-фикшн.

Ключевые слова: блог, дискурс, игра, Интернет, массовая культура, словесность, фан-фикшн


INTERNET LITERATURE IN THE CONTEXT OF THE GAME POETICS AND PRACTICE

Buldakova Yulia Viacheslavovna
Vyatka State Humanities University
Candidat of Philological Science, Assistant Professor of the Edition and Publishing Business Department

Abstract
The analysis of genre and stylistic features of the text Internet literature, as well as their functioning in the everyday culture. The specificity of these phenomena is determined by the principles of popular literature, poetics and the game and the duality. This leads to the realization of the idea of marginality in relation to the genre and style of the blogosphere and fan-fiction.

Keywords: discourse, fan fiction, game, literature, popular culture


Библиографическая ссылка на статью:
Булдакова Ю.В. Интернет-словесность в контексте игровой поэтики и практики // Филология и литературоведение. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2015/09/1705 (дата обращения: 16.07.2023).

Пространство Интернет-культуры прочно входит как в сферу научного осмысления, так и в нашу повседневность, и даже быт. Явления Интернета активно включаются в процессы массовой культуры и искусства, в частности игровые и диалогические практики. Исследование их репрезентаций в текстах Интернет-культуры, в частности, Интернет-словесности и Интернет-литературы, позволяет понять место этих явлений в современном литературном процессе, выявить сущность новых жанров, функционирующих в Интернете.

Наиболее популярные жанры литературного Интернета, изучение которых проходит с разной степенью интенсивности, – произведения блогосферы (традиционно сопоставляемые с автодокументалисткой – дневником, записной книжкой, мемуарами), травелог, фан-фикшн (сравнимые с «вторичными текстами»). Появление данных текстов в повседневном быте определяет необходимость осмысления их социокультурного контекста. Ю. М. Лотман указывал на взаимосвязь социологических феноменов и явления массовой литературы, и поэтому оно «касается не только структуры того или иного текста, сколько его социального функционирования в общей системе текстов, составляющих данную культуру» [1, c. 231]. Жанровые и стилевые особенности автодокументальных и «вторичных текстов» современного Интернета основываются на их связи с массовой литературой и постмодернистской культурой. Это базовые основания исследования текстов Интернета, в особенности, эстетически преднамеренных, т. е. ориентированных на читательское восприятие и реакции, близкие восприятию художественных текстов.

Очевидно включение текстов Интернета в контекст признаков массовой культуры. Массовое искусство «пересоздает» реальность, опираясь на архетипические (мифологические) модели и яркую литературную традицию (например, сентименталистскую, романтическую, модернистскую). В контексте диалогической и игровой практики массовой культуры Интернет-словесность представляет выраженное желание понять и объяснить, создать свое, находя границу между близким и чужим.

Тенденция переделок и адаптаций, подновления, приспособления известных сюжетов и текстов к новой культурно-эстетической ситуации возникает в переходные эпохи искусства (например, между Ренессансом и барокко; классицизмом,  Просвещением и сентиментализмом). Авторы стремились «изменить обстановку драматического действия, придать сюжетам и характерам экзотический колорит» [2, c. 11]. Широко изучен опыт творческого осмысления известных сюжетов У. Шекспиром, а также английским драматургом А. Мэрфи («В своей первой трагедии «Китайский сирота» (The Orphan of China, 1759) Мэрфи адаптировал сюжет, неоднократно переработанный для сцены, в том числе Вольтером» [3, c. 11]).

Рубеж ХХ–ХХI вв. также характеризуется авторским и читательским интересом к переосмыслению традиции: возрастает популярность таких жанровых и стилевых явлений как приквел (предыстория, развернутый пролог),  сиквел (продолжение сюжета, развернутый эпилог), ремейк, фан-фикшн. Отношение к этим явлениям противоречиво: от негативных определений ремейков как «псевдоклассики» (М. Адамович), «литературного паразитирования» (В. Катаев), «инфляции классики» (М. А. Черняк) до оправдания вторичности – «классика плюс» (Г. Заславский), надежды на мотивирование читательского интереса к классике (М. Загидуллина).

Влияние черт массовой культуры определяет читательский интерес к «вторичным текстам»: выбор оригинальных произведений для трансформации в ремейках и фан-фикшн и акцентирование определенных интертекстуальных связей выявляют читательскую популярность произведений и авторов, характеризуют ценностную систему повседневной культуры.

Как отмечает писатель и автор успешных издательских проектов Урсула Ле Гуин, в жанре фэнтези «авторы более свободны в смысле подражания или использования чьих-то идей или приемов. Писательство в этом смысле должно быть похоже на музыку периода Баха <…>, когда царит нормальный дух подражания, заимствования, ученичества. Все заимствуют друг от друга идеи, мелодии, и это никого не волнует» [4, c. 36].

Очевидный отрицательный эффект «вторичных текстов» – акцентированное потребительское отношение к культуре, когда заимствование и адаптации известного текста, приспосабливание его к собственным интересам и ценностям становится основой развития графоманства и дилетантизма в литературе. С явлением эстетической шаблонности «вторичных» и игровых текстов в массовой литературе связана их коммерческая и издательская привлекательность, и соответственно меняется отношение к понятию читатель, которое заменяется понятием целевая аудитория. При этом в отношении «вторичных текстов» и игровых стратегий построения произведений массовой литературы читатель получает важную функцию в процессе сотворчества и диалога в восприятии текста.

Закономерное появление читателя как другого, почти равноправного участника творческого акта основывается на игровом поведении автора, Адаптация архетипов в произведениях фан-фикшн приводит к  двойному кодированию текстов: обращению автора и к массовому читателю (знакомому с оригинальным текстом и со схемами массовой культуры), и «квалифицированному» читателю, который узнает помимо всего прочего стилистику фан-фикшн. В дальнейшем читательские ожидания провоцируют игровую поэтику.  Вследствие стереотипного построения и узнаваемой стилистики формируются «жанровые ожидания читателя и “серийность” издательских проектов» [5, c. 18]. Не случайно А. Генис указывал на инфантильность  литературы, писательства и чтения в ХХ в. как стремление к переодеванию, маскам, игре [6, c. 43].

Игра как структурный и эстетический принцип становится особенно актуальна в постмодернистском сознании, ориентированном на элитарность (закрытое искусство, закрытая коммуникация в группах социальных сетей), «кризис авторитетов» как отказ от историзма и закономерное обращение к «вторичному», интертекст, приемы математической комбинаторики (дупликация, умножение, перечисление, прерывистость, избыточность). Сама идея адаптации и заимствования, шаблона иллюстрирует указанные черты игровой поэтики. Построение сюжета в фан-фикшн часто строится на этих приемах в виде постоянного использования одинаковых сюжетных мотивировок, в возвращении к одному и тому же сюжету, герою, пейрингу. Незаконченные записи-фрагменты в блоге соотносимы с изображением точки сюжетного развития, героя действия как самодостаточных и самоценных в эстетическом отношении фрагментов.

Лабиринтическое и калейдоскопическое построение игрового текста характерно для гипертекстов фан-фикшн и фандомов, состоящих из многих текстов или отсылок к ним (например, в фан-фикшн, построенных на приеме кроссовер, или группы произведений в фандомах об одном герое или одном сюжетном ходе). Подобная организация присутствует и в блогах, когда читатель получает возможность создавать собственный сюжет, ориентируясь на метки тэгов и комментарии. При этом возможно предположить, что осознанное игровое создание и прочтение такого текста отсутствует, это скорее проявление его жанровой природы, органичного игрового стиля, так как подобная художественная, эстетическая стратегия требует и квалифицированного писателя, и квалифицированного читателя, наблюдателя и соучастника авторского замысла.

Представление блога не как целостного текста, а как цикла фрагментов с нарушенной последовательностью отражает игровое начало его построения и чтения. Игровое осмысление данной традиции возникает еще в жанрах фрагмента, этюда и становится яркой чертой автодокументальной – дневниковой – литературы. При этом образ автора и способы авторского присутствия в тексте блога не однозначны: так, И. В. Силантьев, принимая комментарии к записи частью общего текста, отмечает появление автора высказывания и обобществления произведения блогосферы [7, c. 145]. Таким образом, блог одновременно и целостен и фрагментарен, всегда завершен (в рамках записи), и принципиально не завершим (в отношении целостного текста, так как всегда возможно его редактирование, дополнение комментариями, и собственно появление новых записей или их внезапное прекращение).

Помимо традиций игровой поэтики, которые находят отражение как на уровне стиля, так и в бытовании текстов, влияние массовой и постмодернистской культуры воплощается в феномене двойничества.

Двойничество (бинарность) отличают систему образов, структуру образа, хронотоп фан-фикшн, особенно во взаимосвязи текста фан-фикшн и оригинального (исходного, первоначального, канонического) текста (ср. исследования этой темы С. З. Аграновича, И. В. Саморуковой [8], Е. Н. Синевой и др.). В построении образов фан-фикшн используются архетипы (например, в образе «Мери-Сью») и взаимоотношения между ними строятся как отношения двойников. В культуре постмодернизма отношения двойничества традиционно выражаются в явлении симулякров (см. [9, c. 136]), что вполне объясняет упрощение и шаблонность трактовки образов и сюжетов в фан-фикшн. В частности, герой фан-фикшн – это и романтик, и симулякр этого типа героя; и самостоятельная личность, и симулякр личности автора; и драматизированный, трагедийный образ и симулякр драмы и трагедии.

Но двойничество определяет и мифологический, архетипический аспект восприятия и бытования «вторичных текстов», текстов блогосферы. Как и текст мифа, фан-фикшн предстает и как отдельное, самостоятельное произведение, и как совокупность гипертекстов (например, текст и комментарии к нему; тексты, связанные с одним оригинальным и т. д.), и как тексты одного фандома. Cпецифичны интерпретации оригинала (как текста в широком смысле, так и биографии, личности) с опорой на шаблоны и клише культуры потребления: акцентируются табуированные в обществе, но принятые субкультурой («посвященными») темы и сюжеты (гомосексуализм, порнография, насилие).

Мифопоэтический потенциал блога раскрывается в отношении читателя к образу автора, формирование имиджа автора в контексте мифологических стратегий (трикстер, культурный герой и т.д.). В этом отношении показательна популярность блогов политиков и общественных деятелей, а также и обратный процесс: феномен популярных блогеров, определяющих культурный процесс, задающих критерии оценки повседневности. Происходит выделение читаемых и модных блогов о литературе (блоги Б. Акунина, Славы Сэ, Марты Кетро и др. в «Живом Журнале»), путешествиях (блог С. Доли в «Живом Журнале», Facebook), кулинарии (блог О. Баклановой), моде (блоги модельеров и дизайнеров домов моды, моделей на tumblr.com, Facebook, twitter и т.д.) и др. Собственно читательское восприятие автора художественного текста все в большей степени определяется его присутствием в Сети, рекомендациями и ссылками на произведения в социальных сетях.

Игровое и диалогическое (в форме двойничества) начала Интернет-текстов создают основу для формирования жанрово-стилевой маргинальности в авторском намерении  сопоставить/противопоставить многообразие отношений действительности (в отношении фан-фикшн – исходного текста) действительности собственного произведения. Это стремление основано как на антиномии своего-чужого смыслового и языкового (дискурсивного) пространства, так и в целом на идее интенциональности текстов массовой литературы, отказе от жанрового принципа в литературе и акцентировании авторской индивидуальности в культуре ХХ в. Это «стремление литературы высказаться помимо правил говорения, при этом оставаясь внутри них» [10, c. 30] имеет традиции в осмыслении категорий жанра и стиля.

Данное явление переходности, переноса, динамичности на уровне жанра и стиля мы определяем как маргинализацию литературного и культурного процесса рубежа веков. В стилевом отношении это качество современной эпохи представлено интенционаьностью и дискурсивностью.

Ю. М. Лотман выявляет особый – интенциональный – тип текстов и указывает на их понятийную и генетическую близость процессу «порождения текста», который можно представить себе как «некоторый механизм, обеспечивающий трансформацию определенной ядерной структуры, например замысла, в множество “правильных”, с точки зрения некоторых норм,  текстов» [11]. В этом отношении важно представление о структурности текста и возможности изменения структур, составляющих текст, в том числе и игровой.

Иллюстрацией такой сложной структурной организации в произведениях Интернет-словесности является взаимосвязь основного текста/записи и комментариев, их отношения можно описать в виде «встроенного текста второго порядка» [12, c. 48], либо отнести к примерам жанров романа-комментария, гиперромана.

Неслучайно пик популярности фан-фикшн связан с развитием Интернет-коммуникации и осмыслением специфики и возможностей гипертекста. Причем в гипертексте «читатель отныне волен (вынужден) сам выбирать путь чтения, создавая при этом свой текст» [13]. Это создает сложные, но узнаваемые и принимаемые «правила игры»: правила письма и чтения блогосферы; особенности гипертекстовой стилистики, дополняемые креолизованным  текстом, порождают разновидности блогов – фото- и видеоблог. И далее – ориентация на потребности читателя, необходимость структурирования разнородных записей вызывают появление меток, тэгов, хэштэгов, облаков, веток комментариев и др. способов специфической маргинальной (в данном случае – нелинейной) композиции блога и моделирование поведения и предпочтений читателя.

Чтение блогов с опорой на тэги удобно подписчикам автора, а система тэгов представляет особую композицию блога, но такой принцип не позволяет изучить блог как целостность; в его разнородной структуре и индивидуальном для каждого автора сочетании интимного и публичного, документального и художественного собственно воплощается дискурс блога, его поэтика, стилистика и жанровая специфика.

В отношении «вторичных текстов» игровая практика представлена диалогом писателя и читателя, который оказывает влияние на созданный автором художественный мир. Так, Дж. Роулинг, очевидно под воздействием читательских отзывов и сюжетов фан-фикшн, комментирует гомосексуальную трактовку образов, повороты сюжета, фрагменты приквелов и т. д. (см. подробнее: [14], [15])

Маргинальность, распространяясь на все сферы дискурса (текстовую, экстралингвистическую, функциональную), определяет такое сложное явление, как тип автора Интернет-словесности. Это, по выражению Б. М. Эйхенбаума,  «профессионально действующий дилетант» [16, с. 430]. Непрофессионализм авторов как отличительную черту Интернет-словесности стоит сблизить с феноменом графоманства. И как правило, графоманство (акцентированный дилетантизм) связано не только с художественными характеристиками текста, но и с выстраиванием дискурса. «Графоман угрожает престижу высокой литературы, нарушая не только эстетические нормы, <…> но и этикет поведения», исчезает страх перед эпигонством, происходит «превращение искусства в китч» [17, c. 247], культуры – в эрзац-культуру, где возможно относительно свободное использование любых текстов, ироничная и фарсовая, буффонадная их интерпретация. Примечательно, что в дискурсе фан-фикшн, при общем соответствии сказанному, наблюдается пристальное внимание к сохранению кода оригинального текста, осуждается нарушение канона. Другая сторона развития феномена авторства – маргинальное положение автора среди системы образов произведения.  Появление так называемого «автора-персонажа» [18, c. 110], текстового двойника, трикстера.

Таким образом, жанрово-стилевая система современной словесности тесно связана с принципами игры, которые воплощаются в текстах Интернет-культуры в явлениях игровой поэтики, двойничестве, дискурсивности и маргинальности. Игровые отношения описывают и организацию текста, и мифологическое прочтение автора-субъекта речи, и взаимодействие автора и читателя. Игровое поведение трансформирует фигуры автора, героя и читателя: подчеркнуты идеи дилетантизма и сотворчества.


Библиографический список
  1. Лотман Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллин: Александра, 1993. Т. 3.
  2. Маркова И.В. Литературная критика и драматургия Артура Мэрфи в контексте эстетических исканий английского Просвещения: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2009.
  3. Маркова И.В. Литературная критика и драматургия Артура Мэрфи в контексте эстетических исканий английского Просвещения: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2009.
  4. Маккафри Л. Интервью с Урсулой Ле Гуин // Лига. 1994. № 1. С. 36.
  5. Черняк М. А. Феномен массовой литературы ХХ в.: проблемы генезиса и поэтики: Диссертация … доктора филол. наук. СПб., 2005.
  6. Генис А.А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. / Эссе. М., “Независимая газета”, 1997.
  7. Силантьев И. В. Проблема незавершенного произведения в современной сетевой литературе // Литература и документ. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2010. С. 144–151.
  8. Агранович C. З., Саморукова И. В. Двойничество. Самара: Самарский ун-т, 2001.
  9. [Синева Е. Н.] Проблема двойничества в русской литературе ХХ века // Проблема героя в художественном мире писателей ХХ века: Монография/ Э. Я. Фесенко, Е. Н. Синева, А. Ю. Мещанский, А. В. Аношина, О. Ф. Ладохина; науч. ред. Э. Я. Фесенко. – Архангельск: Поморский университет, 2006. С. 73–166.
  10. Саморукова  И. В. Художественное высказывание как эстетическая деятельность: типология и структура креативного опыта в системе дискурсов. Диссертация. … доктора филол. наук. Самара, 2003.
  11. Лотман Ю. М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труды по знаковым системам. 4: Памяти Юрия Николаевича Тынянова  / Отв. ред. Ю. Лотман. Тарту, 1969. (Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 326). С. 206–238. URL: http://www.ruthenia.ru/document/529253.html (дата обращения: 28.09.2015).
  12. Люксембург А. М. Скромное обаяние игровых структур. Опыт типологии // Игровая поэтика: сборник научных статей. Ростов н/Д, 2005. С. 29–71.
  13. Визель М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста. URL:  http://www.zhurnal.ru/slova/teoriya/viesel.htm#o0 (дата обращения: 28.09.2015).
  14. Дамблдор оказался гомосексуалистом. URL: http://lenta.ru/news/2007/10/20/comeout (дата обращения: 28.09.2015).
  15.  Дунчик О. «Джоан Роулинг. Встреча с читателями в Карнегги-Холле. URL:  http://www.peoples.ru/art/literature/prose/children/roling/interview1.html (дата обращения: 28.09.2015).
  16. Эйхенбаум Б. М. Литературный быт // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1987. С. 428–436.
  17. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М., 2002.
  18. Рымарь Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.


Все статьи автора «Булдакова Юлия Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: