Пространство Интернет-культуры прочно входит как в сферу научного осмысления, так и в нашу повседневность, и даже быт. Явления Интернета активно включаются в процессы массовой культуры и искусства, в частности игровые и диалогические практики. Исследование их репрезентаций в текстах Интернет-культуры, в частности, Интернет-словесности и Интернет-литературы, позволяет понять место этих явлений в современном литературном процессе, выявить сущность новых жанров, функционирующих в Интернете.
Наиболее популярные жанры литературного Интернета, изучение которых проходит с разной степенью интенсивности, – произведения блогосферы (традиционно сопоставляемые с автодокументалисткой – дневником, записной книжкой, мемуарами), травелог, фан-фикшн (сравнимые с «вторичными текстами»). Появление данных текстов в повседневном быте определяет необходимость осмысления их социокультурного контекста. Ю. М. Лотман указывал на взаимосвязь социологических феноменов и явления массовой литературы, и поэтому оно «касается не только структуры того или иного текста, сколько его социального функционирования в общей системе текстов, составляющих данную культуру» [1, c. 231]. Жанровые и стилевые особенности автодокументальных и «вторичных текстов» современного Интернета основываются на их связи с массовой литературой и постмодернистской культурой. Это базовые основания исследования текстов Интернета, в особенности, эстетически преднамеренных, т. е. ориентированных на читательское восприятие и реакции, близкие восприятию художественных текстов.
Очевидно включение текстов Интернета в контекст признаков массовой культуры. Массовое искусство «пересоздает» реальность, опираясь на архетипические (мифологические) модели и яркую литературную традицию (например, сентименталистскую, романтическую, модернистскую). В контексте диалогической и игровой практики массовой культуры Интернет-словесность представляет выраженное желание понять и объяснить, создать свое, находя границу между близким и чужим.
Тенденция переделок и адаптаций, подновления, приспособления известных сюжетов и текстов к новой культурно-эстетической ситуации возникает в переходные эпохи искусства (например, между Ренессансом и барокко; классицизмом, Просвещением и сентиментализмом). Авторы стремились «изменить обстановку драматического действия, придать сюжетам и характерам экзотический колорит» [2, c. 11]. Широко изучен опыт творческого осмысления известных сюжетов У. Шекспиром, а также английским драматургом А. Мэрфи («В своей первой трагедии «Китайский сирота» (The Orphan of China, 1759) Мэрфи адаптировал сюжет, неоднократно переработанный для сцены, в том числе Вольтером» [3, c. 11]).
Рубеж ХХ–ХХI вв. также характеризуется авторским и читательским интересом к переосмыслению традиции: возрастает популярность таких жанровых и стилевых явлений как приквел (предыстория, развернутый пролог), сиквел (продолжение сюжета, развернутый эпилог), ремейк, фан-фикшн. Отношение к этим явлениям противоречиво: от негативных определений ремейков как «псевдоклассики» (М. Адамович), «литературного паразитирования» (В. Катаев), «инфляции классики» (М. А. Черняк) до оправдания вторичности – «классика плюс» (Г. Заславский), надежды на мотивирование читательского интереса к классике (М. Загидуллина).
Влияние черт массовой культуры определяет читательский интерес к «вторичным текстам»: выбор оригинальных произведений для трансформации в ремейках и фан-фикшн и акцентирование определенных интертекстуальных связей выявляют читательскую популярность произведений и авторов, характеризуют ценностную систему повседневной культуры.
Как отмечает писатель и автор успешных издательских проектов Урсула Ле Гуин, в жанре фэнтези «авторы более свободны в смысле подражания или использования чьих-то идей или приемов. Писательство в этом смысле должно быть похоже на музыку периода Баха <…>, когда царит нормальный дух подражания, заимствования, ученичества. Все заимствуют друг от друга идеи, мелодии, и это никого не волнует» [4, c. 36].
Очевидный отрицательный эффект «вторичных текстов» – акцентированное потребительское отношение к культуре, когда заимствование и адаптации известного текста, приспосабливание его к собственным интересам и ценностям становится основой развития графоманства и дилетантизма в литературе. С явлением эстетической шаблонности «вторичных» и игровых текстов в массовой литературе связана их коммерческая и издательская привлекательность, и соответственно меняется отношение к понятию читатель, которое заменяется понятием целевая аудитория. При этом в отношении «вторичных текстов» и игровых стратегий построения произведений массовой литературы читатель получает важную функцию в процессе сотворчества и диалога в восприятии текста.
Закономерное появление читателя как другого, почти равноправного участника творческого акта основывается на игровом поведении автора, Адаптация архетипов в произведениях фан-фикшн приводит к двойному кодированию текстов: обращению автора и к массовому читателю (знакомому с оригинальным текстом и со схемами массовой культуры), и «квалифицированному» читателю, который узнает помимо всего прочего стилистику фан-фикшн. В дальнейшем читательские ожидания провоцируют игровую поэтику. Вследствие стереотипного построения и узнаваемой стилистики формируются «жанровые ожидания читателя и “серийность” издательских проектов» [5, c. 18]. Не случайно А. Генис указывал на инфантильность литературы, писательства и чтения в ХХ в. как стремление к переодеванию, маскам, игре [6, c. 43].
Игра как структурный и эстетический принцип становится особенно актуальна в постмодернистском сознании, ориентированном на элитарность (закрытое искусство, закрытая коммуникация в группах социальных сетей), «кризис авторитетов» как отказ от историзма и закономерное обращение к «вторичному», интертекст, приемы математической комбинаторики (дупликация, умножение, перечисление, прерывистость, избыточность). Сама идея адаптации и заимствования, шаблона иллюстрирует указанные черты игровой поэтики. Построение сюжета в фан-фикшн часто строится на этих приемах в виде постоянного использования одинаковых сюжетных мотивировок, в возвращении к одному и тому же сюжету, герою, пейрингу. Незаконченные записи-фрагменты в блоге соотносимы с изображением точки сюжетного развития, героя действия как самодостаточных и самоценных в эстетическом отношении фрагментов.
Лабиринтическое и калейдоскопическое построение игрового текста характерно для гипертекстов фан-фикшн и фандомов, состоящих из многих текстов или отсылок к ним (например, в фан-фикшн, построенных на приеме кроссовер, или группы произведений в фандомах об одном герое или одном сюжетном ходе). Подобная организация присутствует и в блогах, когда читатель получает возможность создавать собственный сюжет, ориентируясь на метки тэгов и комментарии. При этом возможно предположить, что осознанное игровое создание и прочтение такого текста отсутствует, это скорее проявление его жанровой природы, органичного игрового стиля, так как подобная художественная, эстетическая стратегия требует и квалифицированного писателя, и квалифицированного читателя, наблюдателя и соучастника авторского замысла.
Представление блога не как целостного текста, а как цикла фрагментов с нарушенной последовательностью отражает игровое начало его построения и чтения. Игровое осмысление данной традиции возникает еще в жанрах фрагмента, этюда и становится яркой чертой автодокументальной – дневниковой – литературы. При этом образ автора и способы авторского присутствия в тексте блога не однозначны: так, И. В. Силантьев, принимая комментарии к записи частью общего текста, отмечает появление автора высказывания и обобществления произведения блогосферы [7, c. 145]. Таким образом, блог одновременно и целостен и фрагментарен, всегда завершен (в рамках записи), и принципиально не завершим (в отношении целостного текста, так как всегда возможно его редактирование, дополнение комментариями, и собственно появление новых записей или их внезапное прекращение).
Помимо традиций игровой поэтики, которые находят отражение как на уровне стиля, так и в бытовании текстов, влияние массовой и постмодернистской культуры воплощается в феномене двойничества.
Двойничество (бинарность) отличают систему образов, структуру образа, хронотоп фан-фикшн, особенно во взаимосвязи текста фан-фикшн и оригинального (исходного, первоначального, канонического) текста (ср. исследования этой темы С. З. Аграновича, И. В. Саморуковой [8], Е. Н. Синевой и др.). В построении образов фан-фикшн используются архетипы (например, в образе «Мери-Сью») и взаимоотношения между ними строятся как отношения двойников. В культуре постмодернизма отношения двойничества традиционно выражаются в явлении симулякров (см. [9, c. 136]), что вполне объясняет упрощение и шаблонность трактовки образов и сюжетов в фан-фикшн. В частности, герой фан-фикшн – это и романтик, и симулякр этого типа героя; и самостоятельная личность, и симулякр личности автора; и драматизированный, трагедийный образ и симулякр драмы и трагедии.
Но двойничество определяет и мифологический, архетипический аспект восприятия и бытования «вторичных текстов», текстов блогосферы. Как и текст мифа, фан-фикшн предстает и как отдельное, самостоятельное произведение, и как совокупность гипертекстов (например, текст и комментарии к нему; тексты, связанные с одним оригинальным и т. д.), и как тексты одного фандома. Cпецифичны интерпретации оригинала (как текста в широком смысле, так и биографии, личности) с опорой на шаблоны и клише культуры потребления: акцентируются табуированные в обществе, но принятые субкультурой («посвященными») темы и сюжеты (гомосексуализм, порнография, насилие).
Мифопоэтический потенциал блога раскрывается в отношении читателя к образу автора, формирование имиджа автора в контексте мифологических стратегий (трикстер, культурный герой и т.д.). В этом отношении показательна популярность блогов политиков и общественных деятелей, а также и обратный процесс: феномен популярных блогеров, определяющих культурный процесс, задающих критерии оценки повседневности. Происходит выделение читаемых и модных блогов о литературе (блоги Б. Акунина, Славы Сэ, Марты Кетро и др. в «Живом Журнале»), путешествиях (блог С. Доли в «Живом Журнале», Facebook), кулинарии (блог О. Баклановой), моде (блоги модельеров и дизайнеров домов моды, моделей на tumblr.com, Facebook, twitter и т.д.) и др. Собственно читательское восприятие автора художественного текста все в большей степени определяется его присутствием в Сети, рекомендациями и ссылками на произведения в социальных сетях.
Игровое и диалогическое (в форме двойничества) начала Интернет-текстов создают основу для формирования жанрово-стилевой маргинальности в авторском намерении сопоставить/противопоставить многообразие отношений действительности (в отношении фан-фикшн – исходного текста) действительности собственного произведения. Это стремление основано как на антиномии своего-чужого смыслового и языкового (дискурсивного) пространства, так и в целом на идее интенциональности текстов массовой литературы, отказе от жанрового принципа в литературе и акцентировании авторской индивидуальности в культуре ХХ в. Это «стремление литературы высказаться помимо правил говорения, при этом оставаясь внутри них» [10, c. 30] имеет традиции в осмыслении категорий жанра и стиля.
Данное явление переходности, переноса, динамичности на уровне жанра и стиля мы определяем как маргинализацию литературного и культурного процесса рубежа веков. В стилевом отношении это качество современной эпохи представлено интенционаьностью и дискурсивностью.
Ю. М. Лотман выявляет особый – интенциональный – тип текстов и указывает на их понятийную и генетическую близость процессу «порождения текста», который можно представить себе как «некоторый механизм, обеспечивающий трансформацию определенной ядерной структуры, например замысла, в множество “правильных”, с точки зрения некоторых норм, текстов» [11]. В этом отношении важно представление о структурности текста и возможности изменения структур, составляющих текст, в том числе и игровой.
Иллюстрацией такой сложной структурной организации в произведениях Интернет-словесности является взаимосвязь основного текста/записи и комментариев, их отношения можно описать в виде «встроенного текста второго порядка» [12, c. 48], либо отнести к примерам жанров романа-комментария, гиперромана.
Неслучайно пик популярности фан-фикшн связан с развитием Интернет-коммуникации и осмыслением специфики и возможностей гипертекста. Причем в гипертексте «читатель отныне волен (вынужден) сам выбирать путь чтения, создавая при этом свой текст» [13]. Это создает сложные, но узнаваемые и принимаемые «правила игры»: правила письма и чтения блогосферы; особенности гипертекстовой стилистики, дополняемые креолизованным текстом, порождают разновидности блогов – фото- и видеоблог. И далее – ориентация на потребности читателя, необходимость структурирования разнородных записей вызывают появление меток, тэгов, хэштэгов, облаков, веток комментариев и др. способов специфической маргинальной (в данном случае – нелинейной) композиции блога и моделирование поведения и предпочтений читателя.
Чтение блогов с опорой на тэги удобно подписчикам автора, а система тэгов представляет особую композицию блога, но такой принцип не позволяет изучить блог как целостность; в его разнородной структуре и индивидуальном для каждого автора сочетании интимного и публичного, документального и художественного собственно воплощается дискурс блога, его поэтика, стилистика и жанровая специфика.
В отношении «вторичных текстов» игровая практика представлена диалогом писателя и читателя, который оказывает влияние на созданный автором художественный мир. Так, Дж. Роулинг, очевидно под воздействием читательских отзывов и сюжетов фан-фикшн, комментирует гомосексуальную трактовку образов, повороты сюжета, фрагменты приквелов и т. д. (см. подробнее: [14], [15])
Маргинальность, распространяясь на все сферы дискурса (текстовую, экстралингвистическую, функциональную), определяет такое сложное явление, как тип автора Интернет-словесности. Это, по выражению Б. М. Эйхенбаума, «профессионально действующий дилетант» [16, с. 430]. Непрофессионализм авторов как отличительную черту Интернет-словесности стоит сблизить с феноменом графоманства. И как правило, графоманство (акцентированный дилетантизм) связано не только с художественными характеристиками текста, но и с выстраиванием дискурса. «Графоман угрожает престижу высокой литературы, нарушая не только эстетические нормы, <…> но и этикет поведения», исчезает страх перед эпигонством, происходит «превращение искусства в китч» [17, c. 247], культуры – в эрзац-культуру, где возможно относительно свободное использование любых текстов, ироничная и фарсовая, буффонадная их интерпретация. Примечательно, что в дискурсе фан-фикшн, при общем соответствии сказанному, наблюдается пристальное внимание к сохранению кода оригинального текста, осуждается нарушение канона. Другая сторона развития феномена авторства – маргинальное положение автора среди системы образов произведения. Появление так называемого «автора-персонажа» [18, c. 110], текстового двойника, трикстера.
Таким образом, жанрово-стилевая система современной словесности тесно связана с принципами игры, которые воплощаются в текстах Интернет-культуры в явлениях игровой поэтики, двойничестве, дискурсивности и маргинальности. Игровые отношения описывают и организацию текста, и мифологическое прочтение автора-субъекта речи, и взаимодействие автора и читателя. Игровое поведение трансформирует фигуры автора, героя и читателя: подчеркнуты идеи дилетантизма и сотворчества.
Библиографический список
- Лотман Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллин: Александра, 1993. Т. 3.
- Маркова И.В. Литературная критика и драматургия Артура Мэрфи в контексте эстетических исканий английского Просвещения: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2009.
- Маркова И.В. Литературная критика и драматургия Артура Мэрфи в контексте эстетических исканий английского Просвещения: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2009.
- Маккафри Л. Интервью с Урсулой Ле Гуин // Лига. 1994. № 1. С. 36.
- Черняк М. А. Феномен массовой литературы ХХ в.: проблемы генезиса и поэтики: Диссертация … доктора филол. наук. СПб., 2005.
- Генис А.А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. / Эссе. М., “Независимая газета”, 1997.
- Силантьев И. В. Проблема незавершенного произведения в современной сетевой литературе // Литература и документ. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2010. С. 144–151.
- Агранович C. З., Саморукова И. В. Двойничество. Самара: Самарский ун-т, 2001.
- [Синева Е. Н.] Проблема двойничества в русской литературе ХХ века // Проблема героя в художественном мире писателей ХХ века: Монография/ Э. Я. Фесенко, Е. Н. Синева, А. Ю. Мещанский, А. В. Аношина, О. Ф. Ладохина; науч. ред. Э. Я. Фесенко. – Архангельск: Поморский университет, 2006. С. 73–166.
- Саморукова И. В. Художественное высказывание как эстетическая деятельность: типология и структура креативного опыта в системе дискурсов. Диссертация. … доктора филол. наук. Самара, 2003.
- Лотман Ю. М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труды по знаковым системам. 4: Памяти Юрия Николаевича Тынянова / Отв. ред. Ю. Лотман. Тарту, 1969. (Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 326). С. 206–238. URL: http://www.ruthenia.ru/document/529253.html (дата обращения: 28.09.2015).
- Люксембург А. М. Скромное обаяние игровых структур. Опыт типологии // Игровая поэтика: сборник научных статей. Ростов н/Д, 2005. С. 29–71.
- Визель М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста. URL: http://www.zhurnal.ru/slova/teoriya/viesel.htm#o0 (дата обращения: 28.09.2015).
- Дамблдор оказался гомосексуалистом. URL: http://lenta.ru/news/2007/10/20/comeout (дата обращения: 28.09.2015).
- Дунчик О. «Джоан Роулинг. Встреча с читателями в Карнегги-Холле. URL: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/children/roling/interview1.html (дата обращения: 28.09.2015).
- Эйхенбаум Б. М. Литературный быт // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1987. С. 428–436.
- Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М., 2002.
- Рымарь Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.