Третий этап военной прозы, преемственно связанный с предыдущими, выявил и некоторые новые качества изображения: военные коллизии всё чаще становятся своеобразным поводом для постановки вечных вопросов бытия – добра и зла, войны и мира, любви и смерти.
Поиски точки опоры, определяющей духовные возможности человека, поиски моральной системы, благоприятствующей реализации человеческого в человеке, объединяют повести В.Распутина «Живи и помни» и В.Астафьева «Пастух и пастушка». Отметим общее в этих произведениях – нередкая их однозначная трактовка. Так повесть «Живи и помни» часто рассматривалась как прямолинейная антитеза нравственной красоты Настёны уродству Андрея. «Современная пастораль» «Пастух и пастушка» же гораздо сложнее этого сентиментального обозначения.
Для того чтобы попытаться решить намеченные выше вопросы, обратимся к исследованию цельности человеческой личности, той грани, которая удерживает людей от скольжения в неопределенность.
Таким цельным характером предстает перед нами молоденький, нет еще и двадцати, лейтенант Борис Костяев, которого В.Астафьев изображает в горячке ожесточенного боя, в будничных командирских заботах о бойцах своего взвода, в часы короткой передышки. Тогда-то, в отбитой у немцев деревне, смертельно усталый лейтенант встречает молодую хозяйку – неожиданную и единственную за всю его короткую жизнь любовь. Безусловно, книга эта прекрасна утверждением несовместимости любви и смерти, доверчивости и войны, простых человеческих чувств и стихии уничтожения, однако мысль её гораздо глубже и серьёзнее. До Люси для Бориса ничего не было – ни жизни, ни смерти, ни людей – только схватка. Что человеческого осталось в этом юноше на пороге жизни и смерти? Вопрос может оказаться абстрактно-гуманистическим, но как нам важно, что за ним. С приходом Люси Борис открывает и жизнь, и смерть, и мир, и людей. Борис и войну со встречи видит как впервые – смерть поселяется в нем, потому что он узнал жизнь и не может примерить её к ежедневным уничтожениям. Единственная ночь любви, потеря полюбившейся и полюбившей его женщины, которую приносит ему война – вот что оставило зияющую рану в сердце героя, вот почему: «Такое легкое ранение, а он умер».
Цельная личность не может примириться с разрывом и раздробленностью чувства, которые порождает война, она отвечает на эту разрушительную работу войны потрясением, а нередко и гибелью. Таков тот отличительный протест, который от имени личности бросает войне В.Астафьев в этой повести.
Как уже говорилось выше, герой повести «Живи и помни» В.Распутина нередко рассматривался однозначно. Однако вспомним слова самого Распутина: « Для писателя нет и не может быть человека конченного… не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».
Разная трагедия у Андрея и Настёны. Герой сделал свой нравственный выбор – решил жить по-своему и, таким образом, еще не осознавая, оторвался от большого мира. Она же не может сделать свой выбор, выбор между своей деревней, своей Родиной, людьми, понятия добра и зла которых героиня естественно и гармонично разделяет; на другой чаше весов – муж, с которым Настёна неразделима по тем же убеждениям: «Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно».
Настёна больше не может «не решить в пользу личного, не выдержать своей вины перед другими…». И её гибель, как бы это парадоксально не звучало, – торжество высокой нравственности: нельзя жить человеку, отторгнувшему себя от народа.
Андрей же наоборот опускается ниже по эволюционной лестнице, человеческие чувства в нем угасают, душа его искалечена: «Гуськов замирал как зверь, чутко отзываясь на каждый звук и каждое дыхание…». Смертью жены и неродившегося ребенка, тем, что было для него дороже всего, чем он оправдывал свое дезертирство, карает В.Распутин героя. Андрей Гуськов – жертва своего характера, своего отношения к жизни, своего выбора, который погубил всю семью. Однако он же и жертва войны, протест против которой, как и в «Пастухе и пастушке» В.Астафьева, проходит через всю повесть.
Таким образом, смысл и связь этих двух произведений – в защите способности простого, реального человека жить по законам этической нормы («Живи и помни»), которой не сможет и не будет противостоять война («Пастух и пастушка»).
Библиографический список
- Бочаров А.Г. Человек и война. М., 1978.
- Курбатов В. Книга одной жизни. М., 1079.
- Семенова С. Валентин Распутин. М., 1987.