Система образования претерпевает изменения, в ходе которых видоизменяется и роль преподавателя. Сегодня наблюдается постепенный переход от схемы традиционных лекций к внедрению проблемного и интерактивного подхода в обучение [см. 1,2,3], в результате чего преподаватель должен не только хорошо владеть знаниями собственно по предмету, но и уметь применять в процессе обучения современные технологии, постоянно совершенствоваться как тьютор, развивать умения и навыки, связанные с современными информационными технологиями и их применением в учебном процессе. На первый план выходят особенности поведения и самовосприятия педагога в информационном пространстве, где постоянно циркулирует все возрастающее количество информации. Информационное пространство сегодня неразрывно связано с новыми технологиями, глобальной сетью Интернет, повсеместной доступностью мобильных устройств, обилием различных данных и быстрым обновлением и устареванием информации. Современный студент вряд ли станет листать справочник или энциклопедию, чтобы найти ответ на вопрос, а скорее обратится за информацией в интернет. Сегодня всемирная паутина является не только социально-информационной средой, но уже превратилась в единое образовательное пространство [4]. В целом при обучении студентов сегодня выходит на первый план не столько вопрос «все знать», сколько вопрос «знать, где найти». Для реализации такого подхода преподаватель в первую очередь сам должен свободно ориентироваться в формах и методах поиска, уметь пользоваться техникой, технологиями, возможностями современных устройств и поисковых систем.
Применительно к обучению студентов английскому языку существует ряд особенностей, связанных с распространением этого языка как международного, без достойного уровня владения которым в наши дни практически невозможно съездить в отпуск и заграничную командировку, уехать в другую страну в рамках студенческого обмена, провести переговоры фирмы с иностранными партнерами и т.д.
В качестве инновационного проекта реализации ключевых возможностей преподавателя английского языка в социальном и информационном пространстве рассмотрим вариант построения единого социально-информационного пространства «преподаватель – студент» в популярных сегодня социальных сетях. О них можно с уверенностью говорить, что они являются частью жизни практически каждого юного человека. Традиционно социальные сети рассматриваются как варианты неформального общения, поиска друзей и развлечений. Однако реалии современного мира уже заставили, к примеру, коммерческие предприятия обратиться к предоставляемым ими возможностям – рекламе, поиску клиентов и т.д. Можно развить их роль и в образовании путем, к примеру, создания сообщества, интерактивного общения преподавателя со студентами. Такой вид совместной работы поможет педагогу стать ближе к студенческой группе, участвовать в формировании информационного пространства и образовательной среды студента. Происходить это должно, на наш взгляд, следующим образом – в популярной социальной сети создается сообщество, куда вступают студенты и преподаватель. В формате онлайн общения преподавателя можно выполнять практически все те же действия, что и при очных занятиях, однако такой подход позволит продемонстрировать студентам умение преподавателя идти в ногу со временем, что необходимо, на наш взгляд, для укрепления авторитета. Кроме того, социальные сети открывают широкие возможности для изучения языка в непринужденной форме – к примеру, путем общения с представителями других стран, носителями английского языка – что позволяет освоить язык непринужденной обстановке, повышает мотивацию студентов к изучению языка.
Подводя итоги рассмотрения роли преподавателя иностранного языка и его функций в современном информационном пространстве, можно сделать вывод, что отличительной чертой настоящего времени является всеобщая компьютеризация, стремительное появление и обновление информации, вследствие чего педагогу необходимо самому ориентироваться в этом новом информационном пространстве, чтобы иметь возможность помочь в этом студентам.
Библиографический список
- Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
- Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: уч. – метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
- Сиротюк, А. Л. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе / А. Л. Сиротюк, М. Г. Сергеева.– Курск: изд-во РФЭИ, 2011. – 231с.
- Варенина Л. П. Эффективность смешанного метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс]. URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/varenina.pdf (дата обращения: 26.06.2015).