В современных условиях образовательной среды традиционные методы изучения учебного материала становятся неактуальными.
Широкий доступ к интернет-источникам делает большинство школьных приемов обучения непродуктивными, поэтому встает задача – подбор новых, интерактивных методов обучения, соответствующих при этом стандартам образовательной среды.
Рассмотрим процесс изучения творчества Л. Н Толстого с учетом перечисленных особенностей и требования. Сразу отметим, что предложенные приемы и техники преподавания указанного курса, являются рекомендательными и могут быть скорректированы педагогами.
Изучение творчества Толстого в старших классах можно сопроводить не только заданиями познавательного характера, формирующими умение анализировать, синтезировать и обобщать учебный материал, но и интерактивными заданиями, развивающими коммуникативные навыки, навыки обработки информации, ее преобразованию.
Так, в ходе учебных занятий в старших классах целесообразно включать следующие типовые формы работы:
- Разыграть одну из сцен (наиболее запомнившихся) – коммуникативные, личностные УУД.
- Попробовать придумать иной финал сцены, повести – регулятивные, познавательные УУД.
- Проанализировать поведение героя с использованием медиаресурсов (презентаций, видео) – познавательные УУД.
Формируемые в ходе занятий УУД и их составляющие представим в виде модели по изучению творчества Л. Н. Толстого в старших классах.
При изучении романа «Война и мир» необходимо включить составление таблиц, демонстрирующих различные эпизоды произведения («Поступок. Причина, Итоги»), которые помогут проанализировать поведение героев. Дальнейшее изучение можно сопроводить творческой игрой «Идеалы Толстого», где учащиеся в группах представят принципы и методы писателя. Это развивает умение ставить цели, развивать навыки групповой работы и учит выполнять учебную задачу в сопоставлении с ее значением в реальной жизни, то есть это дает своеобразную обратную связь для реализации требований новых стандартов образовательной системы.
На внеклассных мероприятиях в школе учащимся предлагается составить проекты «Толстой и музыка», «Толстой и театр», которые покажут разнообразие интересов писателя, широту кругозора. Это способствует формированию позиции учащегося, развитию его познавательных и коммуникативных навыков, определению своего отношению не только к творчеству, но и к внетворческой жизни писателя.
В романе Толстого встречается огромное количество исторических деталей, которые символизируют различные ипостаси исторического и политического развития общества. В качестве заданий можно предложить учащимся изготовить поделки «Моя историческая деталь» или игру-пазл, где нужно соединить деталь и ее символическое воплощение. Такие задания стимулируют познавательный интерес учащихся, делают обучение активным, продуктивным и целенаправленным.
В изучение «Севастопольских рассказов» целесообразно включить задания, которые помогут учащимся осознать глубину патриотизма, изображенного писателем. Патриотизм является важным условием и требованием, предъявляемым к выпускнику образовательного учреждения в рамках федеральных государственных стандартов. Это могут быть составление цитатника из ключевых фраз, демонстрирующих патриотизм и любовь к родине; составление таблицы «Патриотизм истинный и ложный», где необходимо выписать характерные черты, упор на которых делает автор.
Роман «Воскресенье» представляет собой также уникальный материал для интерактивного изучения. В рамках учебных занятий изучается и история романа, и истоки романа. Театральные постановки для лучшего погружения в среду романа являются ярким и продуктивным методом.
«Анна Каренина». Для глубокого изучения темы семьи предлагается включить в работу составление проекта «Семья и ее идеалы»; работа по подбору эпиграфа для произведения (какие фразы подошли бы к роману?); ролевая игра «Виновата ли Анна Каренина?» с проигрыванием образа героини и причин ее поступков. Семейные идеалы также стимулируют развитие личностных универсальных учебных действий, способности сопереживать, анализировать поступки героя в наложении на реальную жизнь.
Внедрение новых форм работы с учебным материалом ставит перед образовательным учреждением вопрос об эффективности применения актуальных для современного образовательного пространства методов и приемов. Рассмотрим результативность применения указанных методов, представленную на диаграмме (рис.1):
Рисунок 1. Динамика успеваемости учащихся с учетом проектной деятельности
На диаграмме представлена эффективность успеваемости по ключевым произведениям программы до и после внедрения в учебный процесс новых форм проектной работы над учебным материалом. Мы видим, что по всем произведениям успеваемость учащихся стала более высокой именно после внедрения в образовательное пространство методов проектной деятельности, то есть инновационных, интерактивных методов работы над учебными задачами.
В сводной таблице (табл. 1) представим итоговые данные по изучению творчества Льва Николаевича Толстого в старших классах в рамках ФГОС (новых стандартов) и с учетом изменений в Законе об образовании Россиской Федерации.
Таблица 1. Методы и формы проектной работы над учебным материалом (творчество Л. Н. Толстого)
Название произведения |
Методы и формы работы |
Развиваемое универсальное учебное действие (УУД) |
Война и мир |
Презентации «Толстой и театр», «Толстой и музыка», работа над коллажем «Мой Толстой» |
Познавательные, Коммуникативные, Личностные
|
Севастопольские рассказы |
Рассказы в рисунках, составление таблицы о патриотизме |
Регулятивные, Познавательные, Личностные
|
Воскресение |
Театральные постановки, проект «Моё воскресение» |
Познавательные, Коммуникативные, Личностные
|
Анна Каренина |
Проект «Семья и её традиции» |
Познавательные, Коммуникативные, Личностные
|
В процессе такой работы учащиеся старших классов не только осуществляют познавательную работу, но и демонстрируют свои умения в интерактивном плане – синтезировать информацию, преобразовывать ее в актуальный познавательный материал.
Включение в учебный материал заданий указанных типов формирует учащегося не только как объекта образовательной среды, но и как активного субъекта учебного и воспитательного процесса, участвующего не только в учебной, но и в общественной жизни образовательного учреждения.