УДК 81.139

ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ДЕЛОВОМ ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Старатович Екатерина Викторовна1, Микрюкова Наталья Михайловна1
1ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, г. Пермь, старший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
Данная статья посвящена поэтапному созданию эффективной презентации. Презентация является одним из навыков делового языка. Она представляет собой устное выступление по определенной теме, проблеме. Эффективная презентация невозможна без контакта и обратной связи со слушателями.

Ключевые слова: иностранные языки, презентация


PRESENTATION AS A LANGUAGE SKILL IN BUSINESS ENGLISH

Staratovich Ekaterina Victorovna1, Mikryukova Natalya Mikhailovna1
1Perm, Perm State Agricultural Academy named by D.N.Pryanishnikov, senior teacher of the foreign languages department

Abstract
The article focuses on the main aspects of making presentations. Presentation can be regarded as a fully structured work. According to the article one must know the main stages of making presentations. If you wish to start up your own business, you may be asked to make a presentation. Today presentation skills are required in almost every field.

Библиографическая ссылка на статью:
Старатович Е.В., Микрюкова Н.М. Овладение навыками презентации в деловом иностранном языке // Филология и литературоведение. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2015/11/1761 (дата обращения: 13.07.2023).

Вступление Российской системы высшего образования в общеевропейское образовательное пространство определяет необходимость интенсификации процесса обучения иностранным языкам. Неязыковые вузы успешно справляются с этой задачей за счет широкого использования аудиовизуальных средств обучения.  

Общепринятой целью современного обучения иностранным языкам признано формирование коммуникативной компетенции. Социокультурная компетенция стала одной из самых частотных в профессионально-методической литературе, но, как это и раньше случалось, разные авторы вкладывают в него чисто авторское понимание, что приводит к многочисленным разночтениям и никак не способствует объединению усилий в разработке эффективных подходов и методик формирования социокультурной компетенции в единой логике на различных ступенях языкового и профессионально-педагогического образования.

Современному преподавателю предоставляется возможность использования технических средств обучения, среди которых самым доступным и распространенным, а также универсальным является видеотехника, которая позволяет использовать одновременно аудирование и видеоподдержку учебного материала.

Современные аудиовизуальные средства обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:

- служить опорой для понимания речевой структуры;

- быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

- проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;

- играть роль обратной связи в форме ключей.

Одним из основных визуальных средств в процессе обучения иностранному языку является презентация. Она представляет собой устное выступление по определенной проблеме, теме. Презентация имеет несколько существенных отличий от устного доклада. Во-первых, при подготовке презентации говорящий должен четко определить цель выступления.

Первым шагом в подготовке презентации является анализ аудитории. Информация об аудитории поможет создать действительно эффективную презентацию. Необходимо, чтобы информация и манера ее подачи соответствовала уровню знаний аудитории. Презентация должна быть доступна, интересна, полезна аудитории. После проведения анализа аудитории, выбора проблемы, сбора и обработки материала, студенты выбирают тип презентации. Презентация информативная – студенты представляют ключевую информацию по определенному вопросу, проводят анализ, делают выводы. Презентация обучающая – информацию и знания связываем с поведением и опытом, которые необходимы для перевода знания или информацию в действие. Презентация мотивирующая – представляет собой стимул, который придавал бы смысл знаниям, чтобы слушатели захотели действовать.  Во-вторых, презентация имеет определенную фиксированную структуру. Эта структура состоит из трех основных частей – введение, основная часть, заключение. При введении важно создать позитивную эмоциональную атмосферу. Во введении студенту необходимо поприветствовать аудиторию, представиться, сообщить тему или проблему выступления, привлечь внимание аудитории к выбранной проблеме, сообщить план выступления, выразить готовность ответить на вопросы слушателей. Студенты могут использовать следующие фразы во введении: Good morning (afternoon, evening) ladies and gentlemen; Ladies and gentlemen (friends and colleagues) may I welcome you; Hello everyone (everybody) and welcome…; Let me introduce myself; My name is…; My purpose (aim, target, goal…) is to analyse (review, identify, consider, present…); The purpose (aim, subject) of my presentation is to report (consider, look at…); I’d like to speak (talk) to you about…; I’m going to discuss…; I’m going to give you a brief outline of…, etc.. Основная часть презентации может содержать следующую последовательность: хронологический порядок, порядок приоритета, тематическая последовательность, проблема-решение, теория-практика. Во время презентации можно задавать вопросы аудитории, для того, чтобы выяснить слушают и понимают ли докладчика или нет: Do you understand? Do you see what I mean? Are you with me?… Выводы и результаты представлены в заключении. Заключение играет важную роль, так как суммирует и обобщает как информацию по каждому из разделов, так и по проблеме презентации в целом. Заключение чаще всего – это зеркальное отражение введения, то есть содержит в себе ответы на вопросы, поставленные в первой части.

При обучении навыку презентации студентам необходимо объяснить, что такое презентация и как ее готовить, какие есть типы презентаций, из чего она должна состоять, главную цель такой работы, как искать информацию, как правильно представить презентацию.

В наше время наиболее популярными становятся презентации, подготовленные с помощью программы MS PowerPoint. Но, чтобы такая презентация действительно делала выступление более эффективным, необходимо соблюдать определенные требования: цветовое решение презентации (оптимальным является светлый фон слайдов и темный цвет текста), размер и тип шрифта (размер должен быть приемлемым для чтения на экране), объем и структурирование информации на слайде (в презентации текст должен быть свернут до ключевых слов и фраз).

Существуют правила использования наглядных материалов:

1.  Размер наглядного пособия должен быть достаточно крупным для помещения, где проходит презентация.

2.   Одно наглядное пособие должно выражать одну идею.

3.   Иллюстрировать только главные пункты, а не всю презентацию.

4. Лучше не читать то, что написано на наглядном пособии, а перефразировать и дополнять.

5.   Аудитории дать время, чтобы прочитать и понять смысл прежде, чем им предстоит продолжить слушать речь.

6.  Необходимо избегать резких контрастов в цвете, размере, стиле и содержании наглядных пособий.

7.  Не следует использовать сочетания трех цветов и более на одном слайде.

8. Необходимо помнить, что светлый текст на темном фоне воспринимается легче, чем темный на светлом.

Несомненно, именно практика – ключ к успеху в формировании и совершенствовании навыка презентации у студентов.

При соблюдении всех правил презентации, студент приобретает навык эффективной презентации.

Обычно успешное выступление вызывает отклик аудитории в виде вопросов. Это, несомненно, стресс для выступающего, но при правильной подготовке студенты успешно справятся с задачей. Прежде всего, необходимо попытаться предположить, какие вопросы могут возникнуть и заранее подготовить ответы.


Библиографический список
  1. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации. Спб. 2002.
  2. Erica J.Williams. Presentation in English. 2008.
  3. How to give a presentation. EngVid. Free English video lessons. http://www.PresentationPrep.com.


Все статьи автора «Staratovich»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: