Вступление Российской системы высшего образования в общеевропейское образовательное пространство определяет необходимость интенсификации процесса обучения иностранным языкам. Неязыковые вузы успешно справляются с этой задачей за счет широкого использования аудиовизуальных средств обучения.
Общепринятой целью современного обучения иностранным языкам признано формирование коммуникативной компетенции. Социокультурная компетенция стала одной из самых частотных в профессионально-методической литературе, но, как это и раньше случалось, разные авторы вкладывают в него чисто авторское понимание, что приводит к многочисленным разночтениям и никак не способствует объединению усилий в разработке эффективных подходов и методик формирования социокультурной компетенции в единой логике на различных ступенях языкового и профессионально-педагогического образования.
Современному преподавателю предоставляется возможность использования технических средств обучения, среди которых самым доступным и распространенным, а также универсальным является видеотехника, которая позволяет использовать одновременно аудирование и видеоподдержку учебного материала.
Современные аудиовизуальные средства обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:
- служить опорой для понимания речевой структуры;
- быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;
- проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;
- играть роль обратной связи в форме ключей.
Одним из основных визуальных средств в процессе обучения иностранному языку является презентация. Она представляет собой устное выступление по определенной проблеме, теме. Презентация имеет несколько существенных отличий от устного доклада. Во-первых, при подготовке презентации говорящий должен четко определить цель выступления.
Первым шагом в подготовке презентации является анализ аудитории. Информация об аудитории поможет создать действительно эффективную презентацию. Необходимо, чтобы информация и манера ее подачи соответствовала уровню знаний аудитории. Презентация должна быть доступна, интересна, полезна аудитории. После проведения анализа аудитории, выбора проблемы, сбора и обработки материала, студенты выбирают тип презентации. Презентация информативная – студенты представляют ключевую информацию по определенному вопросу, проводят анализ, делают выводы. Презентация обучающая – информацию и знания связываем с поведением и опытом, которые необходимы для перевода знания или информацию в действие. Презентация мотивирующая – представляет собой стимул, который придавал бы смысл знаниям, чтобы слушатели захотели действовать. Во-вторых, презентация имеет определенную фиксированную структуру. Эта структура состоит из трех основных частей – введение, основная часть, заключение. При введении важно создать позитивную эмоциональную атмосферу. Во введении студенту необходимо поприветствовать аудиторию, представиться, сообщить тему или проблему выступления, привлечь внимание аудитории к выбранной проблеме, сообщить план выступления, выразить готовность ответить на вопросы слушателей. Студенты могут использовать следующие фразы во введении: Good morning (afternoon, evening) ladies and gentlemen; Ladies and gentlemen (friends and colleagues) may I welcome you; Hello everyone (everybody) and welcome…; Let me introduce myself; My name is…; My purpose (aim, target, goal…) is to analyse (review, identify, consider, present…); The purpose (aim, subject) of my presentation is to report (consider, look at…); I’d like to speak (talk) to you about…; I’m going to discuss…; I’m going to give you a brief outline of…, etc.. Основная часть презентации может содержать следующую последовательность: хронологический порядок, порядок приоритета, тематическая последовательность, проблема-решение, теория-практика. Во время презентации можно задавать вопросы аудитории, для того, чтобы выяснить слушают и понимают ли докладчика или нет: Do you understand? Do you see what I mean? Are you with me?… Выводы и результаты представлены в заключении. Заключение играет важную роль, так как суммирует и обобщает как информацию по каждому из разделов, так и по проблеме презентации в целом. Заключение чаще всего – это зеркальное отражение введения, то есть содержит в себе ответы на вопросы, поставленные в первой части.
При обучении навыку презентации студентам необходимо объяснить, что такое презентация и как ее готовить, какие есть типы презентаций, из чего она должна состоять, главную цель такой работы, как искать информацию, как правильно представить презентацию.
В наше время наиболее популярными становятся презентации, подготовленные с помощью программы MS PowerPoint. Но, чтобы такая презентация действительно делала выступление более эффективным, необходимо соблюдать определенные требования: цветовое решение презентации (оптимальным является светлый фон слайдов и темный цвет текста), размер и тип шрифта (размер должен быть приемлемым для чтения на экране), объем и структурирование информации на слайде (в презентации текст должен быть свернут до ключевых слов и фраз).
Существуют правила использования наглядных материалов:
1. Размер наглядного пособия должен быть достаточно крупным для помещения, где проходит презентация.
2. Одно наглядное пособие должно выражать одну идею.
3. Иллюстрировать только главные пункты, а не всю презентацию.
4. Лучше не читать то, что написано на наглядном пособии, а перефразировать и дополнять.
5. Аудитории дать время, чтобы прочитать и понять смысл прежде, чем им предстоит продолжить слушать речь.
6. Необходимо избегать резких контрастов в цвете, размере, стиле и содержании наглядных пособий.
7. Не следует использовать сочетания трех цветов и более на одном слайде.
8. Необходимо помнить, что светлый текст на темном фоне воспринимается легче, чем темный на светлом.
Несомненно, именно практика – ключ к успеху в формировании и совершенствовании навыка презентации у студентов.
При соблюдении всех правил презентации, студент приобретает навык эффективной презентации.
Обычно успешное выступление вызывает отклик аудитории в виде вопросов. Это, несомненно, стресс для выступающего, но при правильной подготовке студенты успешно справятся с задачей. Прежде всего, необходимо попытаться предположить, какие вопросы могут возникнуть и заранее подготовить ответы.
Библиографический список
- Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации. Спб. 2002.
- Erica J.Williams. Presentation in English. 2008.
- How to give a presentation. EngVid. Free English video lessons. http://www.PresentationPrep.com.