УДК 81

ПРИРОДНОЕ ВРЕМЯ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА ПИСАТЕЛЯ: К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кочнова Ксения Александровна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и культуры

Аннотация
Статья посвящена проблемам исследования языковой картины мира писателя, его идиолекта. Исследование художественно-речевой системы с помощью полевой методики позволяет описывать целостный и структурированный фрагмент языковой картины мира. Изучение фрагмента языковой картины мира писателя осуществляется на основе объективного описания лексических единиц, эксплицирующих категорию времени в ее конкретной реализации как природного времени. Данная категория, являющаяся наряду с пространством универсальной (в единстве – хронотоп), представляет собой обязательную составляющую картины мира. Актуальность и плодотворность пространственно-временной проблематики общепризнана.

Ключевые слова: лексема, лексико-семантическое поле, полевая методика, природное время, сема., художественно-речевая система, языковая картина мира писателя


NATURAL TIME IN THE LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD OF THE WRITER: TO THE RESEARCH PROBLEM

Kochnоva Ksenia Aleksandrovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy
candidate of philological Sciences, associate Professor of history and culture

Abstract
The article is devoted to the study of the language picture of the world of the writer, his idiolect. The study of art-speech system using field method allows to describe a holistic and structured fragment of the language picture of the world. The study of the fragment of the language picture of the world of the writer is based on the objective description of lexical units which explicits the category of time in its concrete realization of the nature of time. This category, which along with the universal space (in unity - the chronotope), is a mandatory component of the picture of the world. The relevance and fruitfulness of the spatial-temporal issues recognized.

Библиографическая ссылка на статью:
Кочнова К.А. Природное время в языковой картине мира писателя: к проблеме исследования // Филология и литературоведение. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2015/02/1126 (дата обращения: 16.07.2023).

Исследование творчества известного писателя – задача весьма сложная и большая. Творчество писателя пред­ставляет собой нечто целое, “произведение-систему”, когда с именем круп­ного художника мы связываем “представление об особом мире идей и обра­зов, вполне едином и замкнутом” (Г.А.Гуковский). Вся система творче­ства писателя определена его художественным мировоззрением и воплощена в индивидуальной языковой системе.

Описать картину мира писателя полностью очень сложно. Один из пу­тей описания – это сужение объекта анализа, характеристика одного из его компонентов. Воссоздавая картину мира, мы можем говорить не о мире в це­лом (целостной картине мира), а о фрагменте мира (локальной картине мира), об определенном срезе или аспекте его. Поэтому, чтобы увидеть, как воздей­ствует индивидуальное художественное мировоззрение на языковую систему автора, возможен следующий путь: взять какой-либо фрагмент картины мира в его языковом выражении и описать как систему (рассмотреть его вербали­зованные составляющие как единое целое, один текст, описав систему его инвариантных правил, а все различия отнести к вариантам, порожденным в процессе его социального функционирования).

Из обширного круга вопросов, связанных с изучением языкового ми­ровидения писателя, можно выделить следующее: рассмотрение категории времени как формы раскрытия индивидуально-авторского восприятия дейст­вительности. Данная категория, являющаяся наряду с пространством универ­сальной (в единстве – хронотоп), представляет собой обязательную состав­ляющую картины мира. Актуальность и плодотворность пространственно-временной проблематики общепри­знанна.

Исследование художественного времени может касаться как идейно­содержательной стороны – и тогда категория времени рассматривается как элемент философской концепции писателя, так и языковой, когда подвергается анализу языковой уровень выражения катего­рии темпоральности. При ее изучении в языковой картине мира (ЯКМ) писателя учитываются обе стороны, поскольку темпоральные представления писателя о мире – это особая форма отображения реального времени, создаваемая си­лой воображения автора, осложненная его философским миропониманием.

Сложность категории времени заключается в том, что, будучи объек­тивной формой бытия, она крайне субъективна на уровне чувственного по­знания, тем более, если данная категория включена в структуру художест­венного произведения, и творчества художника в целом. Художественное время можно считать отражением отражения, поскольку оно является субъ­ективным отражением реального времени и связано с художественным видением мира.

Исследуемая категория наиболее наглядно эксплицирована в художественном тексте, как правило, в пейзаже. Пейзаж, образ природы, как один из главных компонентов художественного произ­ведения, а следовательно, и авторской картины мира, в настоящее время в центре внима­ния многих исследователей творчества писателей [1, 2, 3 и др.].

Анализ пейзажа, в котором наиболее полно эксплицирована катего­рия природного времени, при изучении ЯКМ писателя предполагает обращение к выявлению тех компонентов, которые наиболее частотно представлены в текстах (пейзаже) и в совокупности составляютособый фрагмент авторской языковой картины мира, так как уже в самом выборе явлений и объектов, имеющих временное значение, их отборе, автор­ское мировосприятие проявляется самым непосредственным образом, а также выяснение законов построения, исходя из которых можно сказать, что в мире такого-то писателя категория или понятие раскры­вается подобным образом, что такие-то явления характерны только для мира этого писателя.

Эксплицируемая в тексте категория даже при наличии общей понятийной и предметной базы (например, определенный подбор лексем с временным значением, их оценка, харак­теристика) все же по своему образному оформлению и образной направленности остается уникальной, так как сохраняет отпечаток индивидуально-стилистической системы. По­этому задачей исследователя является постижение природы художественного слова, зако­номерностей авторского словоупотребления, формирующих облик стиля, поскольку “именно в слове воплощается мысль и чувство писателя, его восприятие и оценка мира. <…> Семантическая основа стиля писателя формируется ценностной мыслью художника о мире, отражающей его основные социальные позиции, этические и эстетические идеа­лы” [4, с. 414]. Можно назвать целый ряд работ, в которых производился анализ частотности и эсте­тической значимости лексем с темпоральной семантикой в творчестве отдельных писате­лей [5, 6 и др.].

Все, что берется художником для изображения и выражается словесно, подчиняется общим принципам отбора (моделью мира) и диктуется единым авторским отношением.

Согласно идеям Б.А.Ларина, высказанным в связи с замыслом идеоло­гического словаря писателя, выявление системы ценностей писателя как ху­дожника предполагает выделение и рассмотрение циклов слов, отражающих существенные черты его стиля. Показателен ряд циклов, намеченных Б.А.Лариным для идеологического словаря, среди которых “слова, приме­няемые для создания образов природы” [7]. По мнению Д.М.Поцепни, в перечне лексических групп Б.А.Ларина “прорисовываются важнейшие мировоззрен­ческие категории и словесные средства их реализации в единстве номинативно-изобразительных и эмоционально-оценочных свойств используемой лексики, т.е. принципы авторского осмысления и переживания мира, того, что можно назвать «художественной идеологией»” [8, с. 206].

Поэтому проводится анализ того, каким образом осуществляется эс­тетическое освоение действительности, представляется система изображе­ния, которая во многом обусловливается набором языковых единиц, а также особенностями соединения слов внутри определенного контекста, синтагма­тическими связями слов, что позволяет выявить авторское видение темпо­ральной единицы, индивидуальность мировосприятия, “строй сознания”, который ярче всего отражается в “спосо­бе сближения и сочетания слов” (В.В.Виноградов).

Анализ слов с темпоральным значением в разное время проводился специально или “попутно” в работах многих исследователей. [9, 10, 11, 12 и др.]. Работы различаются по охвату исследуемого материала: от анализа (на синхрониче­ском или диахроническом уровне) отдельной темпоральной лексемы, лекси­ческой парадигмы до исследования лексической (лексико-грамматической) темпоральной системы. Ряд работ выходит за рамки узко лингвистических изысканий и находится на стыке философии, культурологии, психологии и лингвистики. Одним из направлений изучения категории времени становится поле­вой подход, разработанный и освещенный в трудах Н.В.Ивашиной, А.Х.Аскаровой, В.В.Морковкина, Н.А.Потаенко, Д.Г.Ищук и др. Всеми авто­рами при разработке данного вопроса в ходе исследования выделяется груп­па лексем, которая эксплицирует категорию природного времени.

В ряде работ исследуется категория времени, в частности природного времени, в свете проблематики языковой картины мира, изучения русской языковой личности [13, 14 и др.]. Авторы используют контекстуальный подход к описанию лексических единиц со значением времени, где анализ элементов лексико-семантического поля (ЛСП) проводится на ма­териале художественного текста, поэтической речи. Среди таких исследова­ний есть и лингвостилистические работы, раскрывающие потенциал отдель­ных единиц ЛСП, или отдельных участков лексико-семантической системы, на материале индивидуально-авторских словоупотреблений [15, 16 и др.]

На материале структурирования и ана­лиза ЛСП “Природное время” можно показать, как эксплицирована данная категория в индивидуальной языковой системе писа­теля. Анализ ЛСП должен дать представление о содержании соответствую­щего фрагмента ЯКМ писателя и высветить специфику данной категории в его художественном мировоззрении. Подобный анализ способствует уясне­нию концепции времени, мира природы в художественном мировоззрении автора.

Вычленение авторского ЛСП “Природное время” можно проводить в ос­новном на материале пейзажных описаний. Специфика художественного текста-описания заключается в особой его лиричности, эмоциональности [17]. Это свидетельствует о максимальной близости к мироощущению автора, что важно при изучении его ЯКМ.

Следует привлекать также материалы писем и записных книжек, позволяющие такой материал признать инвариантным, исключающим субъективный подход, искажающим авторскую семантико-стилистическую систему, выйти на языковую картину мира писателя. Жанровая дифференциация индивидуального стиля, – по мнению Ю.С.Язиковой – не предполагает, разумеется, его распадения на совершенно отличные системы, объединен­ныe только именем автора. Мы имеем дело с единым индивидуальным стилем, обладаю­щим в своих разновидностях общими чертами. Более того, в конкретных случаях бывает трудно провести границу даже между художественным и нехудожественным типом индивидуального языка (их сближение особенно отчетливо проявляется в письмах), что может служить еще одним доказательством того, что мы имеем дело с модификациями одной языковой системы” [18, с. 15]. В раскрытии специфики данной категории большое значение имеет учет данных о соответствующем фрагменте в общенародном литературном языке.

Полевой подход к изучению индивидуальной языковой системы по­зволит выделить все слова, участвующие в экспликации данной категории, где учитывается каждое контекстуальное преломление семантики слова. Учет всей совокупности словоупотреблений автора обеспечивает максималь­ную полноту и объективность выделения тех “тематических циклов лексики” [19], которые специфичны для данного писателя.

Изучение языковой картины мира писателя при помощи анализа ЛСП представляется наиболее верным, поскольку с точки зрения содержания, состава поле эксплицирует фрагмент мировоззрения личности, с точки зрения структурной организации в нем отражена спе­цифика ценностной ориентации и языковых приоритетов личности, анализ внешних связей ЛСП отражает его место и роль в общей лексико-семантической системе языка.

Сделаем выводы. Писатель рассматривается в своем произведении как единая, целост­ная языковая личность. В аспекте изучения художественного мира писателя целесообразно обратиться к полевой методике, позволяющей описывать целостный и структурированный фрагмент языковой картины ми­ра.

Изучение фрагмента языковой картины мира писателя может осуществля­ется на основе объективного описания лексических единиц, эксплицирую­щих категорию времени в ее конкретной реализации как природного време­ни. Исследуемая категория наиболее полно представлена в художественном тексте, как правило, в пейзаже.

Темпоральные представления писателя о мире – это особая форма отображения реального времени, создаваемая силой воображения автора, ис­пользующего художественные средства для изображения собственной оцен­ки, переживания реального времени, осложненная его философским миропо­ниманием, являющаяся обязательным компонентом картины мира личности.

Категория природного времени рассматривается на всем текстовом пространстве произведений автора, включая письма. Анализ категории “природное время” в художественном мировоззре­нии писателя предполагает выявление ее сущности, специфики осмысления, авторской оценки.


Библиографический список
  1. Горбатенко О. А. Система и функционирование лексем русского языка со значением единиц измерения времени в свете учения о языковой картине мира: автореф.дис… канд.филол.наук. Таган­рог, 2001. 20 с.
  2. Гурленова Л. В. Чувство природы в русской прозе 1920-30-х гг.: автореф.дис… докт.филол.наук. Сыктывкар, 1999. 24 с.
  3. Пейзаж как развивающая форма воплощения авторской концепции. Меж­вуз.сб.науч.трудов. М.: изд-во МОПИ, 1984.
  4. Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. СПб.: изд-во Санкт-Петер.ун-та, 1997. 264 с.
  5. Большакова Е. С. Устойчивые сочетания со словами солнце, звезда, луна, месяц в поэзии 1 половины XIX в.: автореф.дис… канд.филол.наук. Л., 1983. 16 с.
  6. Гурленова Л. В. Чувство природы в русской прозе 1920-30-х гг.: автореф.дис… докт.филол.наук. Сыктывкар, 1999. 24 с.
  7. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худож.лит-ра, 1974. 287 с.
  8. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб.: изд-во Санкт-Петер.ун-та, 1997. 264 с.
  9. Клименко А. П. Существительные со значением времени в русском язы­ке: автореф.дис… канд.филол.наук. Минск, 1965. 24 с.
  10. Морковкин В. В. Опыт идеографического описания лексики: Анализ слов со значением времени в русском языке. М.: изд-во Моск.ун-та, 1977. 168 с.
  11. Аскарова А. Х. Семантические процессы в рамках лексико-семантического макрополя времени: автореф.дис… канд.фил.наук. Саратов, 1992. 20 с.
  12. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели про­странства, времени и восприятия). – М.: Гнозис, 1994. – 343с.
  13. Горбатенко О. А. Система и функционирование лексем русского языка со значением единиц измерения времени в свете учения о языковой картине мира: автореф.дис… канд.филол.наук. Таган­рог, 2001. 20 с.
  14. Курбатова С. А. Образы представления мира природы в сознании русской языковой личности: автореф.дис… канд.филол.наук. М., 2000. 18 с.
  15. Аскарова А. Х. Семантические процессы в рамках лексико-семантического макрополя времени: автореф.дис… канд.фил.наук. Саратов, 1992. 20 с.
  16. Большакова Е. С. Устойчивые сочетания со словами солнце, звезда, луна, месяц в поэзии 1 половины XIX в.: автореф.дис… канд.филол.наук. Л., 1983. 16 с.
  17. Хамаганова В. М. Структурно-семантическая модель текста типа «описа­ние» (проблемы семиотики и онтологии): автореф.дис… докт.филол. наук. М., 2002. 24 с.
  18. Язикова Ю.С. Слово в языке М.Горького: Смысловая структура слова в семантико-стилистической системе писателя. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. 175 с.
  19. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худож.лит-ра, 1974. 287 с.


Все статьи автора «Кочнова Ксения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: