УДК 808.1

ПРОБЛЕМЫ ГРАММАТИКИ И СТИЛИСТИКИ В ЛИТЕРАТУРЕ САМИЗДАТА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАПРАВЛЕНИЯ ФАНФИКШН)

Коларькова Алена Валерьевна
Нижнетагильская социально-педагогическая академия

Аннотация
Статья посвящена проблемам построения текста в литературе самиздата. В ней рассматриваются и классифицируются часто встречающиеся грамматические и стилистические ошибки.

Ключевые слова: грамматика, самиздат, современная литература, стилистика, фанфикшн


PROBLEMS OF GRAMMAR AND STYLE IN SAMIZDAT LITERATURE

Kolarkova Alena Valerievna
Nignetagilsky socio-pedagogikal academy

Abstract
Article is devoted to the problems of the text in samizdat literature. It discusses and classified common grammatical and stylistic errors.

Библиографическая ссылка на статью:
Коларькова А.В. Проблемы грамматики и стилистики в литературе самиздата (на примере произведений направления фанфикшн) // Филология и литературоведение. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2014/06/827 (дата обращения: 29.07.2023).

Фанфикшн – это активно развивающийся жанр современной прозаической литературы, представляющий собой продолжения или альтернативные развития сюжета произведений популярных авторов. Фикрайтер – автор такого рода произведений – всегда вводит в свое творчество созданные другим писателем миры либо персоналии. Яркий пример – эпопея Ника Перумова “Кольцо тьмы”, основанная на вселенной Джона Рональда Роуэла Толкиена.

Это уникальный с точки зрения литературы и языка жанр, который предполагает сотворчество автора и читателя, а так же дальнейший переход читателя в новую роль – писательскую. Чем порождено это явление? Во-первых, общедоступностью на современном этапе литературы как средства самовыражения – любой желающий может опубликовать свои произведения в интернете совершенно бесплатно и найти читателей. Во-вторых, фанфикшн-произведения всегда несут в себе глобальную эмоциональную нагрузку: если читатель хочет продолжить или переписать прочитанную книгу, она без сомнений вызвала у него сильный эмоциональный отклик.

Литература фанфикшн имеет три существенных характеристики, выделяющие ее в ряду других жанров: во-первых, она опирается на основу в виде популярного литературного (или иногда кинематографического) произведения, соответственно вселенная, которую описывает автор, вторична.

Во-вторых, литература этого жанра является изначально некоммерческой, что одновременно дает большой простор для творчества, но и позволяет автору существенно снизить планку качества.

И исходя из этого, можно выделить еще одну значимую черту – произведение пишется с ориентацией на публикацию в интернете. Формат интернет-публикации предполагает совершенно иные оформление и подачу текста, чем печатное издание. Конечно, можно отметить случаи, когда такая литература была издана, и вновь упомянуть эпопею Перумова, но такие случаи единичны.

Так же необходимо отметить, что авторы, творящие в упомянутом жанре, в большинстве своем не являются профессиональными литераторами.
Исходя из всего вышесказанного, имеет смысл говорить о проблеме культуры речи в произведениях жанра фанфикшн.
Можно выделить основные сложности, с которыми сталкиваются авторы подобного рода произведений:
- это невысокий уровень общей грамотности, которым обусловлено большое количество ошибок, затрудняющих чтение:
Волдеморт с ярости ударил в слепую и промахнулся, как получил мечем по спине, и из раны опять повалил дым. Потом Гарри отошел на несколько метров и высосал весь кислород с того места где стоял Том. [3]
- слабое владение литературным языком, сложности при попытке донести свою мысль до читателя, представив ее в художественной форме
Разгуливание в замке в такой одежде неприпустимо. [2]
- неправильное или неуместное применение выразительных средств языка:
Челюсть Снейпа немного отвисла и погрузилась в тарелку.
Гарри упал на колени, затем ниже, затем стал раскатываться по полу.
[3]
- низкая общая культура речи, использование жаргонных, диалектных, абсценных выражений:
Невероятно . – вдруг горячо зашептал Лорд Волдеморт . – Невероятно ! Она покорилась мне ! Ха-ха-ха-ха-ха … Дамблдор обломался !.. [3]
- размытое понятие о литературных жанрах и их особенностях:
Чтобы устранить последнее препятствие на своем пути, Волдеморт вызвал Дамблдора на кулачный бой. [2]
Можно сказать, что это все те проблемы, которые присущи литературе самиздата в целом.
Решить эти проблемы помогает так называемый бета-сервис. Схема его работы выглядит так:
за основу мы берем автора произведения и обозначаем его буквой “альфа”, это человек создающий исходный литературный продукт. Затем вводим в систему “бету” – другого человека, который редактирует сырой текст, вносит правку, исправляет грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки. В некоторых случаях добавляется третий участник “гамма”, его работа направлена на редактирование логических ошибок, неточностей сюжетной линии.
Вычитывать текст могут несколько людей – по очереди, или одновременно – разные его части. Таким образом, конечный продукт представляет совместную работу двух, а чаще – гораздо большего количества людей.
Эта схема в миниатюре копирует работу настоящего литературного издательства, с поправкой на два факта:
- редактированием занимаются так же непрофессионалы;
- работа всех участников процесса совершенно добровольна и происходит на некоммерческой основе.
Необходимо упомянуть и другой вид бета-сервиса, который предлагают посетителям некоторые сайты. Уже из его названия – публичная бета – можно сделать выводы о сути работы: автор публикует на сайте неотредактированное произведение и любой из читателей может отправить ему сообщение об ошибке в тексте. Чем больше ошибок, особенно стилистических, и чем больше редактирующих, тем интереснее с точки зрения языка получается конечный продукт.
Кроме того, хочется рассказать еще об одном необычном явлении, связанном с упомянутым жанром литературы. Это целые подборки смешных ошибок, опечаток из фанфикшн-произведений, которые так же публикуются на сайтах. Юмор этих подборок строится в основном на случайной игре слов, незамеченной автором, грамматических ошибках:
Когда войдем в зал, не забудь преставиться.
Раздался немного историчный смех.
[1]
а так же погрешностях стилистики, пунктуации и просто логических ошибках:
Змея Волдеморта была не страшной, зато зеленой.
Он остановился, и Гермиона увидела домик. Вернее домик.
[1]
Часто смешные моменты бывают связаны с неверным употреблением фразеологических оборотов:
В его взгляде не было ни дольки сарказма.
Где-то загоготали на все голоса падающие совы.
Сон был таким страшным, что и присниться не может.
Гарри проснулся и понял, что рано радуется.
[1]
Вопреки всем этим недостаткам, фанфикшн-литература имеет полное право называться литературой в жанре самиздата. В упрек ей можно поставить некоторую вторичность, связанную с “переигрыванием” чужого произведения, но это явление не ново в литературе – многие известные произведения обращаются к мифологии и библейским текстам, заимствуя оттуда героев и ситуации, но от этого не теряют своей художественной ценности.
Подводя итог, хотелось бы призвать лингвистов обратить внимание на эту интереснейшую и достаточно малоизученную область современного русского языка. Литература жанра фанфикшн – это творчество на стыке традиционной литературы и интернет-общения, и из обеих этих сфер она заимствует определенные яркие черты, реализуя их в совершенно новых сочетаниях, которые, несомненно, интересно будет изучить.


Библиографический список
  1. CreatureXIII. Режим доступа: http://creature13.diary.ru/p112186586.htm?oam
  2. Dream Worlds. Режим доступа: http://dreamworlds.ru/prikoli/70868-perlovki-po-gp.html
  3. IMHO Diary. Режим доступа: http://www.diary.ru/~im-ho/p80958925.htm


Все статьи автора «lehnsherr»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: