УДК 8

ХАРАКТЕР ТЕМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕМЕЦКОМ ЖУРНАЛЬНОМ РЕПОРТАЖЕ

Солнцева Е.С.

Ключевые слова: Немецкий журнальный репортаж, рема, смысловая структура, тема, тематические прогрессии

Solntseva E.S.

Библиографическая ссылка на статью:
Солнцева Е.С. Характер тематических отношений в немецком журнальном репортаже // Филология и литературоведение. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2013/02/437 (дата обращения: 08.08.2023).

В статье представлен анализ тематической структуры 1000 репортажей журналов “Der Spiegel”, “Focus”, “stern” за 2008-13 г. средним объемом 7-9 абзацев.

Связность на содержательном уровне (когерентность) может проявляться в характере тема-рематических отношений, то есть смысловой референции [Касевич, 2006: 505-516].

Если отталкиваться от логики построения текста, от способа подачи информации в тексте и последовательности развертывания тема-рематических цепочек, то можно выделить так называемые «тематические прогрессии», анализом которых занимались Ф. Данеш [Цит. по: Филиппов, 2003: 119], Г.А. Золотова [Золотова, 1979], Р-А.де Богранд и В.У.Дресслер [Beaugrande, Dressler: 1981], О.И. Москальская [Москальская, 1984], Е.А. Реферовская [Реферовская, 2007], В.Б. Касевич [Касевич, 2006] и другие.

Они представляют собой абстрактные модели, лежащие в основе построения текстов. В конкретных текстах пять типов тематической прогрессии, описанных Ф. Данешем, редко встречаются в чистом виде. Чаще всего в текстах можно встретить различные комбинации этих типов.

На формирование и функционирование тема-рематических структур в пространстве текста существенно влияет функциональный стиль текста [Ягунова, 2009: 7].

Для изучения смысловой структуры немецкого журнального репортажа анализируется характер и особенности развития темы, какой тематической прогрессии такое развитие соответствует в каждом случае. В качестве единицы тематического анализа берется абзац как относительно завершенный по смыслу фрагмент текста, главная мысль которого развивается в последовательности предложений, все абзацы нумеруются.

Тема репортажа в целом формулируется в начале статьи (в заголовке/подзаголовке), а дальнейшее ее развитие может представлять собой различные прогрессии:

1. Простая линейная прогрессия (с последовательной тематизацией):

В следующем примере из репортажа о преступниках Х.-Ю.Роснере и Д.Деговски, грабящих банки и берущих заложников, тема развивается вместе с перемещением главных персонажей:

(1)        “Ich scheiβ auf mein Leben” [Focus, 33/2008]

  1. 3.     …Ограбление банка в Гладбеке. Успех преступников, неудача полиции.
  2. 4.     Побег преступников. Они совершают покупки в Бремене.
  3. 5.     Взятие заложников в автобусе Бремена.
  4. 6.     Убийство двоих заложников.
  5. 7.     Преступники направляются в Нидерланды. Репортеры следуют за ними.
  6. 8.     В Нидерландах для грабителей готова машина.. Один из них случайно ранит свою подружку. Преступники вынуждены ехать в больницу Кельна.
  7. 9.     Перестрелка по дороге. Смерть заложницы. Арест преступников…

В данном случае весь репортаж построен на последовательном освещении событий от ограбления до того момента, когда преступники предстали перед судом.

Тема развивается линейно, за исключением первых двух абзацев, где автор акцентирует внимание на появлении преступников в Кельне. С помощью настоящего времени автор создает экспрессивное начало статьи: Sie kann es nicht fassen. All die Kameras, die Mikrofone, die sich Silke Bischoff an der Kölner Breiten Straβe entgegenrecken, während Kidnapper Dieter Degowski ihr den Revolver unters Kinn drückt. Die Augen offenbaren Angst. <…>

В третьем абзаце, в качестве вступления, приводятся несколько общих замечаний об ограблении и месте преступления, тем самым дается дополнительная информация о происшествии. Переход непосредственно к рассказу об ограблении маркируется: город Гладбек, место происшествия, выделен жирным шрифтом. В абзацах 4-10 последовательно описываются ограбление и побег ‑ преступники движутся из Гладбека в Бремен, затем в Нидерланды, далее в Кельн. Начало абзаца 6, в котором упоминаются действия полиции, также маркируется жирным шрифтом.

Итогом рассказа становится описание дальнейшей судьбы преступников, суда над ними и приговора, а также тех выводов, которые для своей работы сделала полиция на основании произошедшего. Эта информация приводится автором как заключение в абзацах 11-12. При этом начало абзаца 12 также маркировано. Автор снова упоминает Гладбек, замыкая круг повествования и возвращаясь к началу. Можно говорить о своеобразной кольцевой композиции данного репортажа ‑ абзацы 3 и 12 связаны между собой упоминанием города, в котором история началась.

2. Прогрессия со сквозной темой. Характерной особенностью данного типа является наличие одной темы, повторяющейся в каждом фрагменте текста:

(2)        Rechtschreibrat warnt vor SMS und Twitter [Focus, 21.12.2012]

  1. 1.     Twitter и SMS способствуют ухудшению состояния немецкого языка.
  2. 2.     Это касается, прежде всего, молодого поколения.
  3. 3.     Среди недостатков языка «мобильного общения» бедность выражений и замена немецких слов англицизмами.
  4. 4.     Доступ к общению в социальных сетях следует разрешать детям после 14 лет, когда у них сформированы прочные знания родного языка.
  5. 5.     Необходимо внимательнее относиться к состоянию немецкого языка.
  6. 6.     Родители должны подавать детям пример и стимулировать их интерес к чтению стихов и прозы.

Здесь тема ухудшения состояния немецкого языка, заявленная в первом абзаце, рассматривается с нескольких позиций: тема развивается линейно в абзацах 1-2 (проблема и круг общения, где она проявлена) и 5-6 (проблема и способы ее решения), эти части статьи вводятся автором под отдельными заголовками. Абзац 3 (проблема и ее характеристика) и абзац 4 (проблема и еще одна возможность ее решения) связаны друг с другом нелинейно. При этом абзацы 4 и 5 также связаны нелинейно, хотя в них сообщается о средствах борьбы с ухудшением состояния языка. Таким образом, все подтемы, представляющие собой 4 блока (2 по 2 абзаца и 2 по 1 абзацу), непосредственно связаны по смыслу с темой статьи, освещают ее с разных сторон, но переход от одной подтемы к другой осуществляется непоследовательно, что свидетельствует о прогрессии со сквозной темой.

3. Прогрессия с производными темами. В этом случае каждый фрагмент текста содержит свою «микротему», однако в отличие от прогрессии со сквозной темой, они развиваются самостоятельно, а все вместе служат для выражения общей тематической направленности, «гипертемы» текста:

(3)        Im Kopf gefangen [Focus, 50/2009]

  1. 1.                Фигура бывшего осужденного Кхаледа, он примет участие в программе “Elektronische Fussfessel” для освобожденных преступников.
  2. 2.     Почему Кхалед выбрал эту программу. Теми же идеями руководствовался режиссер Роман Полански.
  3. 3.     Работа с браслетом – соблюдение режима.
  4. 4.     Наказание за отклонение от режима.
  5. 5.     Мнение Кхаледа о жизни в таком режиме.
  6. 6.     Когда появилась и как применяется данная программа.
  7. 7.     Другие участники – Селина и Франк. История Селины.
  8. 8.     История Франка. Что дает им программа.
  9. 9.     Новая жизнь Кхаледа.

[Im Kopf gefangen. Focus, 50/2009]

Из структуры видно, что вся статья объединена одной «гипертемой» ‑ программа для бывших заключенных. Несколько микротем получают самостоятельное развитие: в первом абзаце темой повествования становится Кхалед, при этом рема связана с самим человеком и лишь косвенно сообщает дополнительные сведения о программе: в абзацах 1-5 сообщается о преступлении, совершенном Кхаледом, о его участии в программе для освобожденных заключенных, режиме, в котором он должен жить, а также приводится его мнение по данному вопросу (абзац 5).

Интересно, что в качестве сравнения приводится фигура Романа Полански, рассказывается о его опыте участия в такой программе. Он упоминается в подзаголовке и во втором абзаце. Можно предположить, что упоминание известного режиссера и актера будет способствовать интересу читателя к статье и продолжению чтения. Но в самом тексте история Полански является лишь своеобразным фоном для продолжения рассказа о Кхаледе.

Общим сведениям о данной программе посвящен абзац 6, в нем сообщается, с какого года и где она применяется, порядок участия в ней и оценка предыдущего опыта подобной работы.

В седьмом абзаце повествование снова возвращается к участникам программы. Упоминаются Селина и Франк, далее рассказывается судьба Селины, а в восьмом абзаце ‑ судьба Франка.

Приведенные истории преступников демонстрируют, как работает «электронный браслет», что он дает людям. При этом сама программа становится темой только в шестом абзаце.

В последнем, девятом, абзаце повествование возвращается к Кхаледу, упоминается его дальнейшая жизнь.

Глобальная связность проявляется в данном репортаже дистантно: герой Кхалед появляется в первом, втором, третьем и девятом абзацах статьи, в связи с чем здесь также можно говорить о кольцевой композиции статьи. Гипертема «программа для бывших заключенных» связывает все абзацы вместе.

Среди 1000 репортажей тексты с «чистыми» прогрессиями не встретились, тексты с преобладанием линейной прогрессии составляют 87, с производной тематизацией 406, а со сквозной темой 507 экземпляров.

Отступление от прогрессий, введение новых подтем, наблюдается, когда автор стремится заинтересовать читателя, рассказать о предыстории, подробностях описываемых событий, например, о причинах, последствиях, выводах сложившейся ситуации или подтвердить факты введением цитаты, статистических подсчетов и другой подобной информации.

Чем длиннее репортаж, тем больше в нем появляется подтем и тем более сложной становится его смысловая структура. Элементы перечисленных трех прогрессий могут взаимодействовать и переплетаться, образуя комплексное и многомерное текстовое пространство.



Все статьи автора «Elena Solntseva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: