Одним из самых ярких представителей неореалистической прозы является А.М.Ремизов. «Все его творчество представляет собой сложный комплекс литературных, фольклорных аллюзий и реминисценций, закодированных в индивидуально авторских образах и символах». [1] Он хотел возродить традиции русских народных сказок, поэтому написал множество произведений, где отразились его идеи.
Раннее творчество А. Ремизова представляют сказки, которые вошли в сборник с необычным названием «Посолонь». Впервые «Посолонь», как целостный сборник, появился в 1907 году. «Она была положительно оценена и принята в литературных кругах, об уникальности языка и манеры написания говорил М. Волошин, о мифотворческом методе писал Вяч. Иванов, С. Городецкий, А. Блок отмечали большой вклад и новизну в разработке темы России–Руси, привнесённый А. Ремизовым» [1].
Слово «посолонь» является устаревшим и обозначает направление «от востока к западу, по солнцу». Также считается, что «Посолонь» – это символ, который несет оберегающую и очищающую силу осеннего Солнца-Ярилы. Так, автор хотел показать близость его сказок с народными традициями, а также цикличность времени.
Еще В.Пропп отметил многие черты, которые присутствуют в большинстве волшебных сказок [2]. Следуя русским народным традициям, А.М.Ремизов использовал множество клише и форм, характерных для данного жанра.
Каждое произведение из сборника обладает собственной индивидуальностью: они разные не только по структуре, но и по содержанию. Однако все они максимально приближены к русским народным сказкам.
Сказка «Зайка» является одной из сказок, имеющих четкий сюжет. Она входит в цикл произведений о «зиме лютой». Элементы, связанные с образом зимы, присутствуют на протяжении всей сказки: будь это просто белый цвет башни или же «лютые» препятствия, встающие перед персонажем.
Главным героем сказки является заглавный персонаж, который совершает волшебное путешествие, побеждает врагов и приобретает чудесные предметы. Сам А.М.Ремизов называл свой художественный метод «мистицизмом повседневности». Он синтезировал «символисткую поэтику и реализм деталей» [1], поэтому каждый предмет в его сказках – одновременно и волшебный, и обычный. Как известно, мир глазами ребенка – удивителен и необычен. Любая вещь может приобрести волшебное свойство или ожить, начав разговаривать, как человек. Так, «фарфоровая лягушка с отбитой лапкой» оживает и становится лягушкой-квакушкой, конфеты – «пупками Кощея», ветер в трубе – Васюткой, сынишкой Кучерищевым, а простые игрушки – неразлучными существами. И все это направлено на борьбу с зимой.
Читатель не сразу догадается, особенно не заметив комментарии к некоторым словам, что происходящее в сказке – является плодом воображения ребенка, который ожидает пришествия весны. Поэтому можно заметить намеки автора на антитезу: зима-весна. Он ярко отражаются не только через цветовые и погодные эпитеты, но и через поступки и действия героев, а также через развитие сюжета. Так, после беды всегда приходит счастье, а на всякое горе находится решение. Не случайно в сборнике данная сказка является предпоследней в зимнем цикле, уже в конце произведения видно приближение теплого, оживляющего времени года.
Сказка отражает важнейшие стилевые особенности А.М.Ремизова. Он пытался восстановить народные традиции сказок, поэтому произведение насыщено такими клише как: «в некотором царстве, в некотором государстве», «жила-была», «то-то веселье, то-то потеха», «далеко-далеко» и многие другие. Традиции отражаются и в двойных именах: «лягушка-квакушка», «петушок-золотой гребешок», «курочка-кудахточка», «мышка-хвостатка», «белки-мохнатки». Ярка архаическая лексика, а также особенный синтаксис произведения, так напоминающие народный фольклор. Это видно по многочисленным повторам («такие сладкие, такие вкусные»), устаревшим словам, разговорному стилю, словам с уменьшительно-ласкательными суффиксами («зайка», «башенка», «ладошки», «кроватка»).
Также интересен тот факт, что сказка наполнена элементами известных русских народных сказок. Например, из «курочки-рябы»: «Курочка-кудахточка несла золотое яичко», «будет и золотое не простое, а серебряное», « Мышка-хвостатка … бросилась к Зайке с золотым ключиком». «Зайка ловила рыбку», «в банках золотые рыбки плавают» – мотив рыбалки, который присутствует в таких сказках как «Золотая рыбка», «По щучьему велению». «Приходил вчера ко мне Волчий Хвост, предлагал Хвост кубышку с золотом» – так идет отсылка на образ волка, который нередко помогает главному герою спасти царевну или найти сокровища. Присутствует и мотив секрета: «загляни ко мне в отдушник, там я тебе пошепчу на ушко что-то».Встречаются элементы из сказок и басен: «Колобок», «Аленушка и братец Иванушка», «Два барана», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и это далеко не все сказки, скрытые в произведении.
Как упоминалось выше, В.Пропп отметил характерные черты сказок, которые можно заметить и в сборнике «Посолонь». «Сказочная завязка обычно содержит какую-нибудь беду и отправку героя из дома» – отмечал В.Пропп. И действительно, в сказке «Зайка» – «снаряжал Котофей свою Зайку в путь-дорожку». Упоминается и Баба-Яга – один из главных образов сказок, наряду с Кощеем бессмертным. Котофей в образе родителя дает наставления на дорогу («Заглянуть к Яге в окошко можно, а входить не входи в избушку», «пролезай через шиповник, не бойся» и т.д), одновременно он описывает и весь путь. В.Пропп писал, что в сказках нередко присутствует и мотив еды, которые имеет значение перехода в потусторонний мир, поэтому и в сказке А.М. Ремизова Зайка должна остановиться: «Покушаешь молочка и снова в путь трогайся». Еще одна типичная черта сказки – лес, поэтому в самом начале путешествия Зайка сразу же оказывается в нем, где и встречает новых персонажей. Также присутствуют и волшебные предметы, которые дают «вечное изобилие»: « черная шкатулка», «бисерные кошельки». «И рыбкой, не Зайкой, поплыла» – мотив превращения является одним из основных в сказке. Наблюдается и мотив рождения: «Двенадцать родилось молодых месяцев, и один за другим двенадцать ясных они рождались слева».
Структура сказки проста: каждый фрагмент повествования разделен по действиям, происходящим в произведении. Всего их двенадцать, как и «разбойников» в сказке. Вспоминая «Двенадцать месяцев», можно сказать, что данное число имеет сакральное значение. Оно напоминает о конце цикла и приходе нового; конец весны – начало весны. Поэтому сказка заканчивается словами: «И играло солнце над башенкой так весело, весеннее».
Таким образом, «Зайка» является ярким примером синтеза русских народных сказок в творчестве А.М.Ремизова. Название сказки полностью отображает идею автора – показать мир глазами ребенка, как он смотрит на обычные вещи, подключая свое воображение. Как отметила О.В Буевич: «Действие книги развивается «по кругу», повторяясь в своих основных категориях, усиливаясь в ключевых сюжетно-композиционных узлах» [3]. Так и в данной сказке сюжет движется по цикличному пути, возвращаясь к первоначальной точке. А стилевые особенности А.М.Ремизова максимально приближают произведение к русской народной сказке, поэтому в ней нет ни портретов, ни пейзажей, ни описания интерьера. Однако преобразовывая детский мир в обычные вещи, можно выстроить простую комнату, полную обыденных вещей.
Библиографический список
- Буевич О.В. Метафизическая связь мотива сна (сновидения) и мотива игры в книге А.М. Ремизова «Посолонь». Омск, 2011
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
- Буевич О.В. Сегментация сюжета как прием в книге А.М.Ремизова «Посолонь». Омск, 2012
- Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928.
- Ремизов А.М. Собрание сочинений. Т.2. Докука и балагурье. М., 2000.
- Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. М., 2004.