УДК 81

АВТОРСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТЕКТИВНОЙ НОВЕЛЛЫ Ж. СИМЕНОНА

Потевский Никита Александрович
Кубанский государственный университет
Магистрант факультета Романо-германской филологии

Аннотация
В статье рассматривается особенности детективного романа Ж. Сименона, а именно: структура текста, выбор протагониста, основная и внутренняя новелла, а также литературное пространство его произведений. Сравнивая стиль Сименона с другими представителями детективного жанра, удалось обнаружить отсутствие некоторых композиционных элементов канонического детектива, таких как: тайна, загадка, необычный образ главного действующего лица, интриги и волнующая развязка.

Ключевые слова: внутренний психологизм героев, детектив, Ж. Сименон, загадка, комиссар Мегрэ, композиция детектива, тайна, французский роман


AUTHORIAL PECULIARITY OF G. SIMENON’S DETECTIVE NOVEL

Potevsky Nikita Alexandrovich
Kuban State University
Master student of Faculty of Modern Languages

Abstract
The article is considered to G. Simenon’s detective novel specificity, namely including the text structure, choice of protagonist, basic and internal novels, literary space. Comparing Simenon’s style with others representatives of the detective genre, can be found out the absence of some canonical detective compositional elements. They are mystery, riddle, extraordinary image of a main character, intrigues, thrilling dénouement.

Keywords: commissioner Maigret, detective composition, detective fiction, French novel, G. Simenon, internal character psychologism, mystery, riddle


Библиографическая ссылка на статью:
Потевский Н.А. Авторское своеобразие детективной новеллы Ж. Сименона // Филология и литературоведение. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2013/11/597 (дата обращения: 13.07.2023).

Жорж Сименон – французский писатель бельгийского происхождения, один из самых знаменитых в мире представителей детективного жанра в литературе, наиболее известный своей серией детективных прозаических произведений о комиссаре Мегрэ. Многие его романы были успешно экранизированы не только в Европе, но и в Америке, где Сименон провел несколько лет своей жизни. Обладая богатейшим воображением и огромной работоспособностью, он еще в юности осознал свое призвание быть писателем – для  него литература должна была стать ремеслом, в котором он смог бы преуспеть. Жорж Сименон твердо верил в литературу как высокое искусство. К концу тридцатых годов Сименон уже довольно известный писатель во Франции, после второй мировой войны приобретает международную славу. Он является автором большого количества романов, в них чувствуется профессионализм, разнообразие и глубокое понимание литературы. Обычно принято условно разграничивать в его творчестве «серию комиссара Мегрэ» и «романы вообще». Нас интересуют детективные романы Ж. Сименона.

Главным героем детективного романа Сименона является Жюль Мегрэ. Этот персонаж не просто так появился, Мегрэ был просто необходим Сименону, через него автор стал ближе к читателю. Однако у этого образа были свои предшественники. На раннем этапе творчества, детективный жанр обрел жизнь в новеллах «Нокс неуловимый» и «мадемуазель Икс», а также в нескольких романах, главным героем которых выступает сыщик Ив Жарри. Как признавался сам автор, будущий его персонаж Жюль Мегрэ в какой-то мере  – видоизмененный Жарри. Он также живет многими жизнями, часто других людей, в которых по своей воле перевоплощается.

Новаторство и мастерство Сименона в детективной литературе выражается в глубоком  психологизме его романов, тщательном изучении каждой отдельной личности, мотивов преступлений. В них нет излюбленного англичанами метода аналитической дедукции, Сименона интересует «скрытая жизнь героев». В. Е. Балахонов точно отметил сименоновские ценности: «Сименон принадлежит к числу тех немногих западных мастеров слова, которые поняли необходимость в возвышающем человека слове, забытых ценностях, принадлежащих роду человеческому – милосердии, душевной щедрости, солидарности в радости и в горе» [1, c. 5].Основой романов служит определение социальных причин, которые одних людей превращают в преступников, а других в их жертв.  За свой особенный психологизм Сименона называют «адвокатом человеческих судеб». Творческий путь Жоржа Сименона исследовали Th. Narcejac («Le cas Simenon»), Н. Модестова («Комиссар Мегрэ и его автор: Социально-психологический детектив Жоржа Сименона»), G. Richter («Georges Simenon et l’homme désintégré»). Q. Ritzen представил свою книгу как особую «психобиографию» Сименона. Для определения импульсов, передающих и стимулирующих его творческую активность, Ритзен прибегает к новейшим трудам по нейробиологии. Центральный тезис исследователя заключается в том, что  каждый персонаж является в некоторой степени двойником романиста, либо более или менее удачным выражением присущих ему моральных свойств [2]. Marcel Aymé, в предисловии к роману Ж. Сименона «Le chien jaune» отмечает, что читатель сам может создавать и различать персонажей Сименона: «A vrais dire, il me semble que ce soit le lecteur qui crée les personnages de Simenon et qui les différencie» [3, c. 6].

Как признавался сам Сименон, сильное влияние на его творчество оказали романы русских мастеров психологического жанра, в частности Ф. Достоевский и А. Чехова. Гуманный характер его книг снискал общее одобрение и интерес во всем мире.

Автор отступает от правил «классического детектива». Э. Шрайбер из интервью, взятого у автора, узнает реакцию издателя Фейара на роман Сименона: «Прочитав ее, – рассказывает Сименон, – Фейар вызвал меня и сказал приблизительно следующее: “Друг мой, я прочел ваш роман, по существу это детектив. В нем не соблюдены принятые правила, прежде всего он не сконцентрирован на одной проблеме, в нем нет необычного, загадочного преступления, похожего на трудную головоломку или заранее придуманную сложную шахматную партию. Раскрыть такое преступление по плечу лишь незаурядным личностям. А ваш герой – простой служащий, ничем не примечательный, к тому же он некрасив, не молод, да и все персонажи средние, не очень хорошие, не очень плохие люди. В романе нет прельщающей читателей роковой любви, сильных страстей. И к тому же все в нем кончается плохо”. Я ожидал, что издатель вернет мне рукопись, но он закончил: “Напишите несколько таких романов, и я их опубликую, хотя боюсь, что это кончится для меня катастрофой”» [4, c. 43-44].

Исследуя детективный жанр литературы и сравнивая стили Жоржа Сименона с другими последователями, можно выявить ряд существенных особенностей, всегда подчиняющихся особым правилам, формуле: «Благодаря наличию жесткой формулы детектив представляет собой единственный, по-видимому, прозаический жанр, в производственный механизм которого встроен определенный уровень качества» считает Х. Л. Борхес [5, c. 678].

В первую очередь следует выделить центральный элемент в любом детективе – это  тайна, загадка, которая требует определенного подхода в решении. Р. Э. Нудельман писал: «Детективная литература – вид литературы, включающий художественные произведения, сюжет которых посвящен раскрытию загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов» [6, c. 143]. Следуя каноническим правилам, детективный роман с самого начала задумывался не как литература, а как игра. Раскрытие тайны, разгадывание загадки – ее обязательный признак. Чем сложнее и глубже загадка, чем обстоятельнее и логичнее расшифровка, чем психологически и материально убедительнее – то есть жизненно правдивее – результат, развязка, тем лучше, тем удачнее роман. Непосредственное взаимодействие читателя с сыщиком, попытки понять, угадать, что же произошло на самом деле – представляются  особенностью детективного жанра. Самое главное – как можно сильнее запутать читателя, усложнить развязку, чтобы финал стал неожиданностью для читателя. Сюжетные повороты, перипетии, яркие, запутанные, остроумные диалоги придают детективному роману особый шарм.

Следующий элемент – образ выдающегося, гениального разгадчика загадок, блестящего сыщика. Он появляется там и тогда, где и когда бессильна официальная полиция. Он – создание индивидуалистической культуры, он возникает из недр «частной жизни» и силой личного интеллекта, личных дарований, личного обаяния побеждает там, где пасует безличная сила государства как начала общегражданского и потому – в буржуазной действительности и с точки зрения буржуазного интеллектуализма – начала абстрактного и бездарного. Частный сыщик – всегда человек необычный или по своим личным качествам, или по своему положению, или по тому и другому вместе. Частному сыщику полагалось выделяться из окружения чем угодно, хотя бы просто чудачеством. Все знаменитые сыщики детективной литературы в обязательном порядке – чудаки. Совершенно иное дело – Мегрэ. Сименон поставил себе цель, сделать его явлением не исключительным, а насколько возможно более типичным. Прежде всего, Мегрэ – профессиональный сыщик, состоящий на государственной службе полицейский чин.  Жюль Мегрэ – обыкновенный человек, такой как все, ведет жизнь чиновника, мечтает о пенсии и, наконец выходит в отставку и уезжает в провинцию доживать жизнь в собственном домике (что, правда, не мешает ему и в качестве отставного полицейского заниматься распутыванием преступлений, но почти всегда в полнейшем контакте со своими бывшими шефами и подчиненными на парижской набережной Орфевр). Внешность у него малопримечательная, плебейская, любит курить трубку, как Шерлок Холмс. Мегрэ всегда ищет моральные доказательства, чтобы сделать необходимые заключения.

Мегрэ и Сименон имеют дело с обыкновенной жизнью, с хроникой происшествий. Тайна не играет важной роли, ее разгадка оказывается самой простой, гораздо менее интересной и сложной, чем жизненные обстоятельства или внутренний мир жертвы преступления. В романе «Мегрэ и человек на скамейке», где некоторая необычность жизни, которую вел убитый, приводит его к самой обычной хронике происшествий, почти «банальной» гибели. Ибо всегда самое важное в «серии Мегрэ» не разгадка преступления, не детективная ситуация, а человек со всей его душевной сложностью и противоречивостью.

Ю.К. Щеглов провел основательный анализ произведений А. Конан Дойла, с целью формирования и понимания структуры детективной новеллы. По Щеглову, в первую очередь, необходимо различать основную и внутреннюю новеллы. В основную новеллу входят все сцены, в которых принимают участие главные персонажи. Внутренняя новелла представлена рассказом клиента. Основная новелла заключает в себе внутреннюю, таким образом, чтобы после пролога следовал рассказ клиента (внутренняя новелла), а затем расследование и анализ завершенного дела (продолжение основной новеллы). У Сименона же часто рассказ клиента может просто отсутствовать или по мере развития действия «вплетаться» в сюжет. Главный герой порой сам посещает и допрашивает различных людей. Задачей авторов «классического» детектива было создание условий, при которых герои первого плана могли получать физическую и духовную встряску, не покидая их привычной стихии, личных удобств и домашнего уюта. «Этот мир, где совмещаются страшное с безопасным, движение с покоем, неудобства с комфортом, трагические или печальные события с наслаждением, – представляют собой совокупность условий, в которых даже самый мирный обыватель согласился бы, и более того, хотел бы пережить приключения, повидать опасности, ужасы и т. п.» [7, c. 98].

Комфорт и уют обязательно присутствуют в романах. Домашний очаг и рабочая контора (где располагается печь – символ уюта, домашнего тепла) являются единственными местами, где главный герой чувствует себя хорошо. Мегрэ простой человек, порой он бывает забывчив, и без напоминания заботливой жены, – надеть пальто, просто не сделает этого. При нем всегда курительная трубка и полицейский орден, а  о том чтобы Мегрэ вышел на задание «при полном параде» как великий сыщик Холмс, не может быть и речи. Как говорилось выше, дедуктивный метод практически отсутствует, порой сам Сименон выстраивает цепь логических событий, но без участия Мегрэ. Для комиссара главное  – понять внутренний мир личности. Детектив принимает участие в расследованиях не в одиночку, у него всегда много помощников, которые порой достигают большего в расследовании, нежели сам Мегрэ. Этот факт злит комиссара, но в то же время избавляет его от нудных слежек, маловажных допросов и скучных перемещений. Характерной чертой канонического детективного романа является нарастание напряжения в процессе расследования, сгущение тайны, увеличение числа хитросплетений, загадок или же, напротив, постепенное «приоткрывание завесы» главной тайны, развязка. У Сименона сюжет развивается своим чередом, без градации или скачков. Спокойно, без спешки расследование находит логическое завершение. Центр тяжести переносится с раскрытия того, как совершено преступление, на то, почему оно произошло, заменив привычное описание трудностей и опасностей розыска злоумышленника тщательным выявлением обстоятельств, предшествующих убийству.

Итак, важные компоненты детективного романа, практически отсутствующие у Сименона: 1) тайна, 2) неудачные решения тайны банальным способом, 3) неожиданно приходящее решение, 4) нарастающее напряжение.

Мегрэ часто применяет свой излюбленный метод  проникновения в душу людей, к нему «подключается» его создатель и оба они работают таким образом, что читательский интерес к интриге оттесняется на второй план. Мегрэ передает «своих» преступников государству для суда и расправы, не с чувством исполненного долга и с сознанием своей правоты, но с горечью, болью и жалостью. Так происходит окончательное слияние Мегрэ с Сименоном, персонажа с автором. Сименон не стремится обличить общественную несправедливость, применяя язвительную иронию и сатиру, для него главное – эстетика  своего романа, все остальные выводы должен домыслить читатель. Он гуманно жалеет простых людей, даже когда они совершают преступления. Для него важна трагическая судьба обыкновенного, ничем непримечательного человека, страдающего от социальной несправедливости. В существование обыкновенного человека, казалось бы непредназначенного ни для подвига, ни для преступления, вторгается неизвестное, рок, и в результате возникает происшествие, событие, часто преступление, почти всегда трагедия. Сименон сам увлекался хроникой происшествий. Автор смог проникнуть во все технические и психологические тонкости, в быт и сознание людей уголовного розыска. После определенного переосмысления и добавления эмпирических наблюдений, его романы становятся более реалистичными и захватывающими.

Действующие лица его романов – не профессиональные убийцы, не неуловимые авантюристы или шпионы высшего класса, а рядовые люди, к искалеченным судьбам которых привлекает автор внимание читателя.

Даже в Париже Сименон открывает почти неописанные в литературе места: населенные беднотой 11, 18 и 20-й округа (в последнем преимущественно ютятся эмигранты из Африки), улицы, примыкающие к Северному вокзалу, Центральному рынку и бульвару Ришар Ленуар, где находится квартира Мегрэ, которая станет не менее популярной, чем квартира Шерлока Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне. Сименон по-новому сумел взглянуть на площадь Пигаль, кабачки на Монмартре и Монпарнасе. Много строк в романах отводится Сене, чьи воды служат порой последним приютом для тех, кто не нашел крова и пищи. Сименон описывает плывущие по реке баржи, на которых живут речники с семьями. Там, в самом центре столицы, они сохраняют привычки и обычаи родного края. Не забыты автором и обитатели роскошных отелей, частных особняков на широких набережных и мосты, под которыми ночуют безработные и бродяги. Подобный колорит придает уже первым романам Сименона неповторимое своеобразие и обаяние, создает непривычную для детектива атмосферу.

Достоверность, психологическая обоснованность и художественная выразительность рассмотренных социально-психологического романа во многом обусловлены тем, что Сименон основывается на материале личных наблюдений, развертывая действие в местах, где он подолгу жил и атмосферу которых прочувствовал и хорошо изучил. Он повторял, что писать о той или иной стране, точно воспроизводить особенности ее общественного уклада, быта, нравов, психологии отдельных обитателей он может лишь тогда, когда проживет в ней достаточный срок рядовым гражданином. На набережной Орфевр в Париже расположена уголовная полиция, а на улице Соссэ – Главное управление национальной безопасности.

В очерках о Монмартре он выводит не пеструю толпу туристов и представителей всех видов богемы, а лишенных крова старичков и старушек, ютящихся вблизи церкви Сакре-Кер, бродящих по узким крутым улицам этого праздничного холма. В мэрии 18-го округа на Монмартре Сименон подробно познакомился с содержанием толстой черной книги, в которой между скупых строк, фиксирующих по дням все происходящие события, он прочел драматическую хронику о тех, кто очутился на дне. Монмартр тех лет побил рекорд среди всех районов Парижа по количеству самоубийств и убийств. Не менее сильное впечатление производят зарисовки Сент-Антуанского предместья, кишащего безработными. Такая же безысходность у обитающих в 18-ом округе иностранцев, в том числе и у тысяч русских, влачащих жалкое существование в 15-ом округе. Нищета царит в 10, 11 и особенно 22-ом округе, забитом эмигрантами из Африки.

«В любом крупном городе любой страны, – говорил он, – существуют люди, не сумевшие приспособиться к современным условиям жизни. По тем или иным причинам они порывают с организованным обществом. В Париже вы увидите их на набережных Сены. У Горького они живут в подвалах или бараках. В Нью-Йорке – в Бауэри или под присмотром Армии спасения. В Лондоне – в  доках» [8, c. 262].

В мире большинства  талантливых авторов детективных романов присутствует некоторая условность, обусловленная принципом «чистой занимательности». У Сименона в «серии Мегрэ» не существует «чистой занимательности», главную роль играет повествование о судьбах людей. Во всем этом отражен своеобразный мир Ж. Сименона, мир обыденный и в то же время исключительный.


Библиографический список
  1. Сименон Ж. Собр. соч. : в 20 т. / сост.: В. Е. Балахонов, Э. Л. Шрайбер.Т. 1. М. : Творческое производственное объединение «Истоки», 1991.
  2. Ritzen Q. Simenon, avocаt des hommes. Р. : Le livre contemporain, 1961.
  3. Simenon G. Le chien jaune. Présenté par Marcel Aymé. A. Р. : Fayard et Cie, 1936.
  4. Шрайбер Э.Л. Жорж Сименон. Жизнь и творчество. Ленинград : Изд-во Ленинградского Университета, 1983.
  5. Борхес Х.Л., Каюа Р. Детективный роман. Собр. соч. : в 4 т. Т.2. СПб. : Амфора, 2000.
  6. Нудельман Р.Э. Детективная литература. БСЭ. 3-е изд. Т. 8. М., 1972.
  7. Жолковский А. К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. Инварианты – Тема – Приемы – Текст: сб. ст. М. : АО Издательская группа «Прогресс», 1996. С. 95–112.
  8. Сименон Ж. Я – романист, а не писатель вообще // М. : Иностранная литература. 1971. № 10.


Все статьи автора «Потевский Никита Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: