Малахова Н.Н.
Экологический факультет
Российский университет дружбы народов
Подольское шоссе, 8/5, Москва, Россия , 113093
Предложена методика работы со студентами экологического факультета по развитию навыков межкультурной коммуникации во внеаудиторной( кружковой работе с носителями иностранного языка. Опыт межкультурной коммуникации, коммуникативные знания и умения необходимы специалистам любого профиля для решения профессиональных и социальных проблем. Поэтому важным направлением в системе внеаудиторных занятий по иностранным языкам является формирование у студентов интереса к межкультурной коммуникации.
Students‘ interest for intercultural communication in out–of–class activity development
N.N. Malakhova
Environmental Department of Peoples’ Friendship University of Russia
Podol’skoye schosse,8/5, Moscow, Russia, 133093
In this article a few problems of students’ practical skills in inter- cultural communication in out-of class activity with English-speaking persons are dwelt upon. Such skills and habits are more and more important nowadays .Specialists of any profile need t o solve their professional and social problems So the process of forming of their interests for international communication in out-of-class work of the students is very important in their future activity.
В последние десятилетия возрастает значимость межкультурных отношений, поэтому интенсивное развитие российского общества ориентирует педагогическую науку и практику на поиск инновационных путей организации учебно-воспитательной работы, обеспечивающей студентов высшей школы не только общеобразовательными и профессиональными знаниями и умениями, но опытом построения общений с людьми, в том числе опытом межкультурной коммуникации. Коммуникативные знания, умения и опыт становятся весьма значимыми в современном мире. Специалист любого профиля может эффективно решать профессиональные и социальные проблемы, обладая такими знаниями.
Не вызывает сомнений и тот факт, что динамика общественной жизни нашей страны и связанные с нею новые цели и направленность преобразований вызывает потребность общества в большом количестве людей , способных успешно осуществлять межкультурную коммуникацию, решая личные, социальные и профессиональные проблемы. В условиях развития информационных технологий богатством общества становятся человеческие ресурсы, которые выступают в качестве основного фактора экономического и социального развития. В решении этой задачи важная роль отводится и международной коммуникации как фактору, расширяющему его социальную и экономическую свободу. В российском обществе ощущается потребность в специалистах, способных осуществлять совместную профессиональную деятельность с партнёрами из других государств.
Изменяющиеся социальные условия требуют от высшей школы осуществлять качественную подготовку студентов не только в профессионально ориентированных учебных курсах, но и в развитии личности будущего специалиста, формирования у него интереса к межкультурному взаимодействию.
Изучение ключевых вопросов, связанных с процессом взаимодействия языка и культуры, состовляет одну из фундаментальных прблем теории языка, а также теории и практики межкультурной коммуникации.
Язык в процессе коммуникации выполняет не только функцию кодирования передаваемой информации, но и играет особую роль в процессе получения нового знания о мире, переработке этого знания, его хранения и передачи, что делает язык важнейшим инструментом не только познания другой культуры, но и её интерпретации и адаптации.
Процессы порождения и понимания высказывания предполагают определённую творческую переработку некоторых сфер личного опыта с целью создания новых смыслов в процессе речепорождения и воссоздания их в процессе речепонимания. Проблемы организации личного опыта индивида и коллективного опыта носителей языка является, таким образом одним из важнейших направлений лингвистической науки.
В связи с этим в условиях растущей глобализации и расширения границ диалога культур лингвистические основы межкультурной коммуникации, включающие языковую картину мира, а также механизмы и способы организации дискурса, становятся определяющим фактором изучения коммуникативной деятельности, т. к. позволяют учитывать одновременно человеческий фактор и смысловое содержание деятельности общения.
При этом необходимо учитывать, что в условиях коммуникативной ситуации роль языка зависит от работы универсальных когнитивных механизмов, культуроспециальных знаний, способов организации информации .
На кафедре иностранных языков экологического факультета РУДН организована работа научного языкового кружка «Язык и культура страны изучаемого языка, направленная на формирование у студентов интереса к межкультурной коммуникации. По утвержденному расписанию и плану проведения встреч с носителями языка студенты обсуждают актуальные проблемы и обмениваются мнениями по интересующим их профессиональным темам экологии, микробиологии, географии, геоэкологии и природных ресурсов стран изучаемого языка, экологического почвоведения и др. на иностранном языке. Интерес студентов к таким встречам очень большой, и занятия кружка пользуются большой популярностью.
Межкультурная коммуникация является важным аспектом работы со студентами в развитии у них потенциальных возможностей адекватной практической заинтересованности в окружающей международной жизни. Участие в международных научных студенческих конференциях, обменные тренинги в Шотландии, Англии и других Европейских странах и США являются следствием заинтересованности студентов экологическими проблемами во всём мире.
За десять лет работы кружка на экологическом факультете побывали свыше 30 представителей зарубежных стран – учёные, педагоги, культурологи из Англии, Австралии, США, Шотландии, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Бельгии, Франции, Германии, королевства Нидерланды. Они проводили мастер- классы, беседы. Обсуждения научных проблем, также лекции по темам:»Очистка воздуха в Чикаго», «Экология США», «Экология Канады», « Почвоведение Аляски» и т.д.
Массовые формы внеаудиторной деятельности позволяют успешно формировать практические навыки межкультурного взаимодействия. В процессе организации и проведения массовой внеаудиторной работы студенты использовали накопленные теоретические знания в условиях реального общения с представителями различных культур .Массовые внеаудиторные мероприятия способствовали формированию у будущих специалистов-экологов интереса к межкультурному взаимодействию. Студентам приходилось актуализировать свои коммуникативные навыки, учитывать национальные , конфессиональные и личностные особенности своих партнёров по взаимодействию, стимулировать последних к сотрудничеству на различных этапах проведения внеаудиторного мероприятия. В процессе совместной деятельности с представителями разных культур будущий специалист -эколог критически оценивал свои возможности ведения межкультурного диалога. Реальная коммуникативная практика стимулировала интерес студентов к сотрудничеству с людьми разных национальностей в деловой и дружеской деятельности.
Весьма эффективными в развитии у будущих специалистов интереса к межкультурной коммуникации являются разнообразные формы индивидуальной внеаудиторной деятельности, такие как творческие задания по языковой подготовке, поисковой историко-культурной работе; исследования, связанные с оптимизацией межкультурного диалога; подготовка видеофильмов, стендов, материалов для повышения эффективности учебных занятий по иностранному языку, в частности, обеспечивающих качественное развитие знаний и навыков ведения межкультурного диалога; познавательные задания , направленные на расширение и углубление знаний по иностранному языку, истории, социологии, психологии, культурологи.
Формирование у студентов интереса к межкультурной коммуникации целесообразно стимулировать через содержание учебно-познавательной деятельности, использование различных видов учебно-познавательной деятельности, через характер отношений между участниками учебно-познавательной деятельности. К первой группе стимулов исследователи(Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.И,Казаренков, А.Я.Миленький, Г.И.Щукина)(1-3) относят такие стимулы как новизна материала, практическая значимость материала, историзм материала, эмоциональный фон содержания материала, занимательность материала; ко второй- исследовательские работы, работы прикладного характера, познавательные задания; к третьей - сотрудничество, педагогический оптимизм- вера в успех учащегося, встречный процесс, общественное мнение, поощрение.
Педагогически обоснованное использование указанных стимулов позволяет нам развивать у студентов интерес к межкультурной коммуникации во внеурочной деятельности. Будущий специалист реально представляет себе значимость эффективного общения с представителями разных культур и государств. Внеаудиторная работа позволяет подбирать разнообразные формы с учётом уровня владения студентом иностранным языком, специфики личностного развития , возраста, историко-культурных, национальных и конфессиональных особенностей, с учётом первоначальных интересов и потребностей, ценностных установок.
ЛИТЕРАТУРА
{1} Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. –М.:Педагогика,1989.
{2}Бакуменко В.П., Титоренко О .Е. Учёт проблем межкультурной коммуникации при подготовке переводчиков-референтов.-Харьков: Изд-во Харьковского гос. Ун-та,1998.
{3}Казаренков В.И.,Казаренкова Т.Б., Формирование у студентов потребности в межкультурном взаимодействии// Вестник Российского университета дружбы т народов Серия» Педагогика и психология».-2010.№1-С.32-35.