УДК 821.161.091992/… (045)

ЭМОТИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПОВЕСТЕЙ П. САНАЕВА «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ» И Н. ТРЕМАСОВА «НЕЖНОСТИ ВОЛЧИЦЫ»)

Жиндеева Елена Александровна1, Боярова Марина Лаврентьевна2
1ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», доктор филологических наук, профессор литературы и методики обучения литературе
2ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», студентка филологического факультета

Аннотация
Представленная статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу двух повестей современных авторов: П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Н. Тремасова «Нежности волчицы». При исследовании проблемно-тематического соотнесения и особенностей изображения персонажей в целом, особое внимание уделено выявлению дифференциации миропонимания взрослых и детей, что и является основной эмотивной составляющей повествования.

Ключевые слова: авторское сознание, пафос, проблемно-тематическое своеобразие, рaphos, сравнительно-сопоставительный план, эмотивность


EMOTIVNAA DIFFERENTIATION AS THE AUTHOR'S STRATEGY (FOR EXAMPLE COMPARATIVE ANALYSIS OF NOVELS BY P. SANAEVA «BURY ME FOR SKIRTING» AND N. TREMASOVA «TENDERNESS OF WOLVES»)

Zhindeeva Elena Aleksandrovna1, Boârova Marina Lawrencevna2
1Mordovian State Pedagogical Institute, doctor of philological sciences, professor of literature and methods of teaching literature
2Mordovian State Pedagogical Institute, student of Philological Faculty

Abstract
Presented article is devoted to comparative of two novels by contemporary authors: P. Sanaeva «Bury me for skirting» and N. Tremasova «Tenderness of wolves». While researching the problem-a thematic match and features pictures of characters in General, particular attention is paid to the identification of differentiation of the ideologies of adults and children, and that is the main component of emotional storytelling.

Keywords: comparative plan problem-thematic originality, copyright consciousness


Библиографическая ссылка на статью:
Жиндеева Е.А., Боярова М.Л. Эмотивная дифференциация как авторская стратегия (на примере сравнительно-сопоставительного анализа повестей П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Н. Тремасова «Нежности волчицы») // Филология и литературоведение. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2016/02/1919 (дата обращения: 18.07.2023).

Работа проводилась при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Авторские стратегии современной прозы Мордовии» (проект №15-14-13007)

Любое художественное произведение – это трансляция нескольких эмоциональных парадигм, каждая из которых, с одной стороны, является порождением авторского сознания, с другой – спроецированным индивидуальным миром персонажа, ориентированным именно на восприятие читателя. С этих позиций сравнительно-сопоставительный анализ казалось бы однотемных произведений представляет собой интерес в силу общности эмоциональных посылов и способов индивидуализации литературного характера.

Избранные нами для анализа повести схожи по специфике разграничения детского  взрослого миров и совершенно различны по технике исполнения и уровня стратегического проецирования писателем читательских эмоций.

Так «Похороните меня за плинтусом» – книга не для детей. Повесть позволяет взрослому человеку увидеть себя глазами ребенка. Мальчик Саша живет у бабушки с дедушкой, потому что «мама променяла на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой» [5, с. 45]. Но истинная причина кроется глубоко в сознании бабушки. Ведь она не доверяет воспитание внука дочери, потому что очень любит его. Однако одновременно с этим, женщина становится для него не только второй матерью, но и тираном. Саша много болеет, бабушка искренне заботится о его здоровье, при этом заставляя живого, любознательного мальчика вести жизнь тепличного растения. Возможно, она поступает так, потому что незаживающая рана от гибели её старшего сына Алёшеньки напоминает о том, как важно иметь всё необходимое для лечения ребёнка под рукой, как нужно беречь хрупкое детское здоровье и как важно следить за каждым шагом мальчика.

Любой ребёнок гораздо острее воспринимает плохое. И вот результат: бабушка не спит ради внука ночей, бегает по советской Москве в поисках дорогих лекарств и талантливых врачей, собственноручно проводит сложные медицинские процедуры, но мальчик всё равно гораздо больше любит маму, которую видит очень редко. Любит хотя бы за то, что она не называет его «сволочью» и «ненавистной мразью».

Эти злость и мрачность выжившей из ума пожилой женщины странным образом уживаются со множеством юмористических сцен, трогательных переживаний и рассуждений ребенка. Но трагизм повествования подчеркивается писателем на всех уровнях создания текста. Это можно констатировать исходя из даже самых общих впечатлений от повести. Главный герой – мальчик действительно серьёзно болен и может не дожить до шестнадцати, бабушка гипертрофированно воспринимает возможность смерти ребенка. Многое пережила она, результатом чего стало её деятельное сумасшествие. Тихий и почти бессловесный дед, равнодушно спокойный и смирившийся со всем происходящим, ещё одна жертва бабушкиной тирании. Во многом именно он был причиной страданий бабушки – можно сказать, что теперь дед отбывает заслуженное наказание. Мать Саши – несостоявшаяся в жизни неудачница, да к тому же связавшаяся с таким же неудачником, сильно пьющим художником. Это женщина, которая хочет быть счастлива вдали от матери и поэтому способна смириться с пороками избранника, лишь бы он относился к ней лучше, чем мать. Между ними всеми и существует мальчик, впитывая правду бабушки, равнодушие дела, осознавая страх перед отчимом, болезненную тягу к маме. У каждого героя этой истории – своя боль.

Повесть о восьмилетнем мальчике Саше Савельеве, который живёт у бабушки с дедушкой, потому что бабушка не доверяет воспитание ребёнка своей дочери, позволяет вскрыть сущность не просто семейных отношений, хорошо известного конфликта поколений, но и констатировать факт нового в отечественной литературе явления противостояния детского и взрослого миров. Конечно, в какой-то степени его отголоски мы легко обнаруживаем в образцах классической литературы: С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н. Гаршин-Михайловский «Детство Темы», отчасти в «Детстве» М. Горького и в «Лете Господнем» И. Шмелева. Однако е в одном из них с такой остротой не стояло сумасшествие как доминанта характера одного из центральных персонажей. В этом отношении повесть П. Санаева несомненно представляет особый интерес.

И так центральный персонаж повети – бабушка. Она ненавидит и осуждает «беспутную» дочь, нашедшую нового мужа. Её жестокая «любовь» ко внуку, больше похожая на ненависть, произрастает из желания иметь послушную и безответную живую куклу, которую можно опекать, лечить и наказывать. Это женщина, которая перенесла все тяготы войны: нищету голод и сложности женской доли: измену, равнодушие. В родной дочери она не нашла того, о чем мечтала. Конечно, возможно она искала в Саше черты своего умершего сына и не находила их. «Самоотверженная» забота помогает ей ощущать собственную значимость и острее упиваться собственным «страданием», причиняемым лживыми, чёрствыми и неблагодарными окружающими (включая мальчика). Вполне закономерно, что ребёнок, которого она в непрерывном режиме учит ненавидеть мать, плохо поддаётся этой обработке сознания и пытается вырваться из-под пресса домашней тирании.

Посвященная Ролану Быкову (отчиму Павла Санаева) и рассказывающая о непростых отношениях в семье народного артиста Всеволода Санаева, книга автобиографична и очень искренна. Ее цель состоит не в изображении скандальных подробностей из жизни звезд, а в попытке трансляции отдельного, не привязанного к конкретным личностям, целостного осознания подневольным, зависимым от взрослого физически, психологически, психочески, ребенком сущности выживания в этом мире. Неслучайно сам автор заостряет внимание читателя на следующем: «На правах человека, когда-то бывшего ребенком (и, между прочим, совсем недавно), хочу обратиться ко всем родителям: будьте осторожны с вашими детьми. Не обижайте без особой надобности, не заставляйте их чувствовать себя ничтожными, следите за языком, не допускайте рукоприкладства. Иначе, когда ребёнок вырастет – он всё вам вернет» [5, с.87 ].

Изображение характеров, взятых в момент сложного духовного перелома, раскрытие внутреннего мира подростка находятся в центре внимания  многих современных авторов. В этом отношении не исключение и современный мордовский прозаик Н. Я. Тремасов. Его повесть «Нежности волчицы» по праву считается одним из типичных для мордовской литературы последних десятилетий образцом.

По своей сути данная повесть – пример «доперестроечного» отношения к проблеме отцов и детей: повесть довольно схематично представляет мир «хороших» взрослых и «плохих», детей как проекцию этих соприкасающихся с маленькими людьми миров. Отчасти это определено возрастом и мировоззрением писателя, а отчасти определенной консервативностью мордовской литературы, которая так и не освоила постмодернистский компонент как таковой.

Вместе с тем, у повести много достоинств: динамика сюжета, глубина раскрытия характеров, и что наиболее важно для нас – воспитательный потенциал, направленный на преобразование не детей, а взрослых.

Сюжет банален и показателен для нашего времени: героиня повести – десятиклассница Оля Волкова, по прозвищу Волчица, показана в момент, когда оказывается на «краю пропасти», еще шаг – и она среди преступников. Вполне закономерно, что ребенок считается трудным подростком.

Жизнь не баловала ее: отец погиб в автокатастрофе, а мать после его смерти спилась. Однако Оля не сломилась. Она вынуждена быть сильной, чтобы выжить в этом мире, ей приходится самой защищаться от всех, поэтому она считает, «…что против всех обид наилучшим средством является сила. Она пока еще не знала, что грубая сила – есть зло и ответом на нее будет тоже зло» [6, с. 7]. Из-за матери ее унижали, смеялись над ней, оскорбляли. В ответ на это гордая девочка превратилась в Волчицу.

Сам процесс превращения в жестокий комок нервов, обид, мести автор не описывает. Значительно важнее для него остановится на портретной характеристике девочки, которая при видимой женственности и красоте обладает волевым решительным характером: «Однако если все внешнее природа дала ей чисто женское, на зависть многим девчонкам, то внутри нее жил мальчишка. И, может быть, потому в школу она ходила в мужской рубашке и в джинсах. Ее за это ругали, выгоняли из класса, убеждали, что, согласно правилам, такое непозволительно. Но так и не убедили. Подруг у Оли практически не было. Водилась в основном с мальчишками. Ее никто, кроме матери, не звал по имени. Учителя – по фамилии – Волкова, а остальные Волчицей. Вспыльчивая, грубая, она могла ответить кому угодно что угодно и даже при этом свободно пускала в ход кулаки» [6, с. 7]. Привыкнув видеть от людей только зло и жестокость, терпеть насмешки и оскорбления, Оля теряется при столкновении с добротой, бескорыстием, первым позитивным чувством к себе. Она не понимает Сашу Канина, но чувствует тягу к нему, его философия «непротивления злу насилием», его совершенно толстовский взгляды на жизнь, с одной стороны, несколько неправдоподобны, с другой – совершенно необходимы автору для достижения свей цели изображения избирательности влияния взрослого мира на детский. Ведь не стали же ни Саша, ни Оля кальками своих родителей.

Как и во всех произведениях о подростках, дети изображаются в контексте мира взрослых. И, как в жизни, отношения детей со взрослыми складываются по-разному. Иные взрослые, как, например, мать Саши Канина – Полина Максимовна, учительница немецкого языка Галина Васильевна, относятся к Оле настороженно и неприязненно, считают ее трудным подростком, уголовницей. Так, например, Полина Максимовна пытается оградить своего сына от ее влияния, просит  прекратить отношения с сыном. Причем, автор замечает, что в этом разговоре девочка-подросток оказалась на голову выше Полины Максимовны. Это не Полина Максимовна вела с Олей наставительную беседу, а наоборот.

Совсем по-другому относится к главной героине Евгений Алексеевич – учитель математики в соседней школе. Благодаря ему, и происходят с Олей перемены к лучшему, поэтому она не пошла на преступление, хотя была близка к этому. Он помогает Оле Волковой пересмотреть свои принципы, свой взгляд на мир.

Н. Я. Тремасов прекрасно знает психологию подростка: дети не терпят снисходительной усмешки взрослых и в то же время тянутся всей душой к отзывчивому, доброму человеку. Писатель внимателен к внутреннему миру ребенка, поэтому так достоверны герои его повести. Это делает произведение правдивым, искренним, придает ему непосредственность. Вот почему важно подчеркнуть, что одно из главных достоинств повести «Нежности волчицы» – умное и подлинно-художественное решение нравственно-этических проблем.

При воссоздании семейно-бытовой ситуации оба писателя акцентируют внимание читателей на неблагополучии и нестабильности психологических отношений взрослых и детей. При этом используются сходные стратегические приемы повествования, например, попеременная смена повествователя: основной повествователь – ребенок, фрагментарный – автор, значительно реже – кто-то из взрослых героев. Такая схема транслируемого сознания позволяет писателям комбинировать нравственно-эмоциональные контенты, диапазон которых, впрочем, не распространяется на позицию оправдания поведения всех персонажей.

При видимой схожести позиций произведения совершенно различны по своему пафосу. Если в случае с повестью Н. Тремасова мы можем уверенно говорить об оптимистическом настроении финала, то П. Санаев весь эмотивный план финала посвящает трансляции сознания ребенка, душевно покалеченного, физически некрепкого, но смышленого, обладающего определенным запасом сарказма и юмора. Несмотря на финал-избавление, в повести «Похороните меня за плинтусом» нет надежды на светлое будущее. Косвенным подтверждением тому является содержание «Похороните меня за плинтусом -2».

Таким образом, сравнительно-сопоставительный план описания особенностей эмотивности двух повестей позволяет прийти к следующему выводу. При видимой схожести проблемно-тематического плана технологии изображения эмотивной дифференциации вплоть до противостояния взрослых героев и детей-персонажей выявляются значительные расхождения, обусловленные авторскими замыслами и избранными писателями различными механизмами передачи настроения персонажей. Трансляция давления взрослых на детей, отсутствие взаимопонимания и взаимосвязи между ними в большинстве случаев позволяет констатировать факт сответствия изображаемого мира и действительности. В этом и заключается мастерство авторов анализируемых произведений.


Библиографический список
  1. Водясова, Л. П. Приложение как одна из языковых единиц воплощения авторского замысла в прозе современных мордовских писателей / Л. П. Водясова // Филология и литературоведение. 2015.  № 5 [Электронный ресурс]. URL : http://philology.snauka.ru/2015/05/1408 (дата обращения: 29.01.2016).
  2. Жиндеева Е. А. Эмотивная составляющая в характеристике персонажа как отражение чувств автора (на примере повести Н. С. Рузанкиной «Девочка и слово») / Е. А. Жиндеева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 8 (50): в 3-х ч. Ч. I. C. 72-75.
  3. Жиндеева Е. А. Авторская стратегия как проекция читательской компетентности в образцах современной мордовской прозы / Е. А. Жиндеева // Новая наука : проблемы и перспективы : сб. ст. по матер. Междунар. научно-практ. конф. (г. Стерлитамак, 2015 г.). Стерлитамак, 2015. С. 129-131.
  4. Жиндеева Е. А. Способы представления авторского сознания как коммуникативная стратегия художественного творчества / Л. П. Водясова, Е.А. Жиндеева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. №8(50) : в 3-х ч.  Ч. 3. С. 44-46.
  5. Санаев П. Похороните меня за плинтусом. М.: Астрель: АСТ, 2009.
  6. Тремасов Н. Нежности Волчицы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.


Все статьи автора «Жиндеева Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: