УДК 82-31

СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА: В.АСТАФЬЕВ «ПАСТУХ И ПАСТУШКА» И В.РАСПУТИН «ЖИВИ И ПОМНИ»

Богданова Юлия Зуфаровна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
На примере произведений третьего этапа военной прозы «Пастух и пастушка» В.Астафьева и «Живи и помни» В.Распутина в статье рассматриваются поиски точки опоры, определяющей духовные возможности человека и его нравственный выбор.

Ключевые слова: В.Астафьев, В.Распутин, военная проза, гуманизм, духовные возможности человека., моральные и этические нормы, нравственный выбор


SITUATION OF A MORAL CHOICE: VIKTOR ASTAFYEV "SHEPPARD AND HIS WIFE" AND VALENTIN RASPUTIN "LIVE AND REMEMBER

Bogdanova Juliya Zufarovna
State Northern Trans-Urals Agrarian University
candidate of philological sciences, assistant professor

Abstract
On the example of literature works of the third period of military prose Viktor Astafyev "Sheppard and His Wife" and Valentin Rasputin "Live and Remember", searches of the point of support defining spiritual opportunities and moral choice of a person are considered in the article.

Keywords: humanity, military prose, moral and ethical standards, moral choice, spiritual opportunities of a person., V. Astafyev


Библиографическая ссылка на статью:
Богданова Ю.З. Ситуация нравственного выбора: В.Астафьев «Пастух и пастушка» и В.Распутин «Живи и помни» // Филология и литературоведение. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/09/1671 (дата обращения: 03.05.2017).

Третий этап военной прозы, преемственно связанный с предыдущими, выявил и некоторые новые качества изображения: военные коллизии всё чаще становятся своеобразным поводом для постановки вечных вопросов бытия – добра и зла, войны и мира, любви и смерти.

Поиски точки опоры, определяющей духовные возможности человека, поиски моральной системы, благоприятствующей реализации человеческого в человеке, объединяют повести В.Распутина «Живи и помни» и В.Астафьева «Пастух и пастушка». Отметим общее в этих произведениях – нередкая их однозначная трактовка. Так повесть «Живи и помни» часто рассматривалась как прямолинейная антитеза нравственной красоты Настёны уродству Андрея. «Современная пастораль» «Пастух и пастушка» же гораздо сложнее этого сентиментального обозначения.

Для того чтобы попытаться решить намеченные выше вопросы, обратимся к исследованию цельности человеческой личности, той грани, которая удерживает людей от скольжения в неопределенность.

Таким цельным характером предстает перед нами молоденький, нет еще и двадцати, лейтенант Борис Костяев, которого В.Астафьев изображает в горячке ожесточенного боя, в будничных командирских заботах о бойцах своего взвода, в часы короткой передышки. Тогда-то, в отбитой у немцев деревне, смертельно усталый лейтенант встречает молодую хозяйку – неожиданную и единственную за всю его короткую жизнь любовь.  Безусловно, книга эта прекрасна утверждением несовместимости любви и смерти, доверчивости и войны, простых человеческих чувств и стихии уничтожения, однако мысль её гораздо глубже и серьёзнее. До Люси для Бориса ничего не было – ни жизни, ни смерти, ни людей – только схватка. Что человеческого осталось в этом юноше на пороге жизни и смерти? Вопрос может оказаться абстрактно-гуманистическим, но как нам важно, что за ним. С приходом Люси Борис открывает и жизнь, и смерть, и мир, и людей. Борис и войну со встречи видит как впервые – смерть поселяется в нем, потому что он узнал жизнь и не может примерить её к ежедневным уничтожениям. Единственная ночь любви, потеря полюбившейся и полюбившей его женщины, которую приносит ему война – вот что оставило зияющую рану в сердце героя, вот почему: «Такое легкое ранение, а он умер».

Цельная личность не может примириться с разрывом и раздробленностью чувства, которые порождает война, она отвечает на эту разрушительную работу войны потрясением, а нередко и гибелью. Таков тот отличительный протест, который от имени личности бросает войне В.Астафьев в этой повести.

Как уже говорилось выше, герой повести «Живи и помни» В.Распутина нередко рассматривался однозначно. Однако вспомним слова самого Распутина: « Для писателя нет и не может быть человека конченного… не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».

Разная трагедия у Андрея и Настёны. Герой сделал свой нравственный выбор – решил жить по-своему  и, таким образом, еще не осознавая, оторвался от большого мира.  Она же не может сделать свой выбор, выбор между своей деревней, своей Родиной, людьми, понятия добра и зла которых героиня  естественно и гармонично разделяет; на другой чаше весов – муж, с которым Настёна неразделима по тем же убеждениям: «Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно».

Настёна больше не может «не решить в пользу личного, не выдержать своей вины перед другими…». И её гибель, как бы это парадоксально не звучало, – торжество высокой нравственности: нельзя жить человеку, отторгнувшему себя от народа.

Андрей же наоборот опускается ниже по эволюционной лестнице, человеческие чувства в нем угасают, душа его искалечена: «Гуськов замирал как зверь, чутко отзываясь на каждый звук и каждое дыхание…». Смертью жены и неродившегося ребенка, тем, что было для него дороже всего, чем он оправдывал свое дезертирство, карает В.Распутин героя. Андрей Гуськов – жертва своего характера, своего отношения к жизни, своего выбора, который погубил всю семью. Однако он же и жертва войны, протест против которой, как и в «Пастухе и пастушке» В.Астафьева, проходит через всю повесть.

Таким образом, смысл и связь этих двух произведений – в защите способности простого, реального человека жить по законам этической нормы («Живи и помни»), которой не сможет и не будет противостоять война («Пастух и пастушка»).


Библиографический список
  1. Бочаров А.Г. Человек и война. М., 1978.
  2. Курбатов В. Книга одной жизни. М., 1079.
  3. Семенова С. Валентин Распутин. М., 1987.


Все статьи автора «Богданова Юлия Зуфаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: