УДК 10.02.20

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Адзиева Эльвира Серажединовна
Дагестанский государственный университет
аспирантка

Аннотация
В статье рассмотрена роль современного преподавателя иностранного языка в контексте требований настоящего времени, с учетом уровня развития современных информационных и образовательных технологий. Приведены требования к преподавателю и уровню его подготовки. Предложен авторский проект развития общения преподавателя со студентами в информационном пространстве с использованием возможностей современных технологий на примере использования социальных сетей.

Ключевые слова: иностранный язык, информационное пространство, ключевые возможности, образовательные технологии, преподаватель иностранного языка


IMPLEMENTATION OF THE KEY FEATURES OF AN ENGLISH TEACHER IN THE INFORMATION SPACE

Adzieva Elvira Serazhedinovna
Dagestan State University
graduate student

Abstract
The article considers the role of the modern foreign language teacher in the context of the requirements of this time, the level of development of modern information and educational technology. The requirements for the teacher and their training. The author's project development communication teachers and students in information with the capabilities of modern technology on the example of the use of social networks.

Keywords: a teacher of foreign language, computerization, foreign language, information environment, key features, the educational process, the educational technologies


Библиографическая ссылка на статью:
Адзиева Э.С. Реализация ключевых возможностей преподавателя английского языка в информационном пространстве // Филология и литературоведение. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/07/1588 (дата обращения: 03.05.2017).

Система образования претерпевает изменения, в ходе которых видоизменяется и роль преподавателя. Сегодня наблюдается постепенный переход от схемы традиционных лекций к внедрению проблемного и интерактивного подхода в обучение [см. 1,2,3], в результате чего преподаватель должен не только хорошо владеть знаниями собственно по предмету, но и уметь применять в процессе обучения современные технологии, постоянно совершенствоваться как тьютор, развивать умения и навыки, связанные с современными информационными технологиями и их применением в учебном процессе. На первый план выходят особенности поведения и самовосприятия педагога в информационном пространстве, где постоянно циркулирует все возрастающее количество информации. Информационное пространство сегодня неразрывно связано с новыми технологиями, глобальной сетью Интернет, повсеместной доступностью мобильных устройств, обилием различных данных и быстрым обновлением и устареванием информации. Современный студент вряд ли станет листать справочник или энциклопедию, чтобы найти ответ на вопрос, а скорее обратится за информацией в интернет. Сегодня всемирная паутина является не только социально-информационной средой, но уже превратилась в единое образовательное пространство [4]. В целом при обучении студентов сегодня выходит на первый план не столько вопрос «все знать», сколько вопрос «знать, где найти». Для реализации такого подхода преподаватель в первую очередь сам должен свободно ориентироваться в формах и методах поиска, уметь пользоваться техникой, технологиями, возможностями современных устройств и поисковых систем.

Применительно к обучению студентов английскому языку существует ряд особенностей, связанных с распространением этого языка как международного, без достойного уровня владения которым в наши дни практически невозможно съездить в отпуск и заграничную командировку, уехать в другую страну в рамках студенческого обмена, провести переговоры фирмы с иностранными партнерами и т.д.

В качестве инновационного проекта реализации ключевых возможностей преподавателя английского языка в социальном и информационном пространстве рассмотрим вариант построения единого социально-информационного пространства «преподаватель – студент» в популярных сегодня социальных сетях. О них можно с уверенностью говорить, что они являются частью жизни практически каждого юного человека. Традиционно социальные сети  рассматриваются как варианты неформального общения, поиска друзей и развлечений. Однако реалии современного мира уже заставили, к примеру, коммерческие предприятия обратиться к предоставляемым ими возможностям – рекламе,  поиску клиентов и т.д. Можно развить их роль и в образовании путем, к примеру, создания сообщества, интерактивного общения преподавателя со студентами. Такой вид совместной работы поможет педагогу стать ближе к студенческой группе, участвовать в формировании информационного пространства и образовательной среды студента.  Происходить это должно, на наш взгляд, следующим образом – в популярной социальной сети создается сообщество, куда вступают студенты и преподаватель. В формате онлайн общения преподавателя можно выполнять практически все те же действия, что и при очных занятиях, однако такой подход позволит продемонстрировать студентам умение преподавателя идти в ногу со временем, что необходимо, на наш взгляд, для укрепления авторитета. Кроме того, социальные сети открывают широкие возможности для изучения языка в непринужденной форме – к примеру, путем общения с представителями других стран, носителями английского языка – что позволяет освоить язык непринужденной обстановке, повышает мотивацию студентов к изучению языка.

Подводя итоги рассмотрения роли преподавателя иностранного языка и его функций в современном информационном пространстве, можно сделать вывод, что отличительной чертой настоящего времени является всеобщая компьютеризация, стремительное появление и обновление информации, вследствие чего педагогу необходимо самому ориентироваться в этом новом информационном пространстве, чтобы иметь возможность помочь в этом студентам.


Библиографический список
  1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
  2. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: уч. – метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
  3. Сиротюк, А. Л. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе / А. Л. Сиротюк, М. Г. Сергеева.– Курск: изд-во РФЭИ, 2011. – 231с.
  4. Варенина Л. П. Эффективность смешанного метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс]. URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/varenina.pdf  (дата обращения: 26.06.2015).


Все статьи автора «Адзиева Эльвира Серажединовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: