УДК 372.881.111.1

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Хадзугова Галина Тольбиевна
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова
(по программам СПО)
преподаватель английского языка
почетный работник общего образования РФ,
Отделение общеобразовательной подготовки

Аннотация
В статье исследуются цели и задачи, стоящие перед современным образованием.
Акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности.
Происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знание-ориентированной безличной педагогике. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности.

Ключевые слова: Гуманизация образования, диалог, знания, сотрудничество., технология обучения, эмоции


HUMANIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN MODERN CONDITIONS

Hadzugova Galina Tolbijevna
Kabardino-Balkarian State University. H.M.Berbekova
Programme SPO
English Teacher
Honorary worker of the general education of the Russian Federation,
Department of general education

Abstract
The article examines the goals and challenges facing modern education.
The emphasis shifted from the formation of learning competences.
There is refocusing it on student-centered approach is the opposite of impersonal knowledge-oriented pedagogy. Knowledge is not a goal, but as a way, a means of personal development.

Библиографическая ссылка на статью:
Хадзугова Г.Т. Гуманизация обучения иностранному языку в современных условиях // Филология и литературоведение. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/07/1568 (дата обращения: 03.05.2017).

«…зову любить, наблюдать и изучать человека                                                                                        как единственного истинного носителя языка» Е.С.Полат (1).

Инновационные изменения в сфере образования привели к возникновению и

становлению общеобразовательных учреждений нового типа. К числу таких новых

учреждений относится отделение среднего профессионального образования (СПО). К нам на отделение общеобразовательной подготовки приходят студенты,

поступившие в один из колледжей  Кабардино-Балкарского государственного

университета. Слияние традиционного классического и неформального

образования вызывает определенные организационные, методические и психолого-

педагогические трудности. Наши студенты приходят из разных школ, с разным

уровнем знаний, с разными характерами и стремлениями. В таких условиях нужно изучить  своих студентов, понять каждого из них,  исправить школьные  огрехи.  Как же это сделать по возможности быстрее? Как тут не вспомнить

замечательные слова: «Учительская профессия – это человековедение, постоянное,

никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

Замечательная черта постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают  призвание к педагогическому труду» [2,C.38].

Василий Александрович Сухомлинский пишет: «Я понял: чтобы стать настоящим  воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Одну из своих книг он так и  назвал «Сердце отдаю детям». Всю жизнь он отстаивал свою главную идею: гуманное общество могут создать лишь гуманные люди, но таких людей  может  воспитать только гуманизм. Гуманизм - совокупность идей и взглядов,  утверждающих ценность человека  независимо от его общественного положения  и право личности  на свободное  развитие своих творческих сил, провозглашающих   принцип равенства, справедливости человеческих  отношений между людьми [3,C.177].

Это соотносится с тем, что в наше время в основу перестройки российского

образования положены ряд  принципов, важнейший из которых принцип

гуманизации образования: усиление внимания к личности каждого ребенка как к  высшей ценности общества; установка на формирование гражданина с высокими

интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Это особенно актуально в наше время, когда у подростков нет четкого идеала, нет своего мировоззрения, они подвержены влиянию улицы. А в последнее время появились  «ловцы» человеческих душ», проповедующие чуждые нам идеалы. Поэтому очень существенно больше внимания уделять в обучении именно студенту. Независимо от специальности и изучаемых дисциплин  человек становится в  центре  процесса обучения, чтобы исключить ситуации следующего рода: студент может быть  хорошим программистом, отлично знать и разбираться в своей специальности,  но при этом он может являться черствым человеком, которому чужды  окружающие его люди с их проблемами. Ему важна только наука. Этакий  “инженер Гарин». Равно как и студент, который собирается быть педагогом, обладает прекрасными знаниями, но равнодушно относится к детям, не любит их. Такой педагог не увидит индивидуальные  особенности, не сможет вызвать  и поддержать у обучающихся стремления  и желания изучать его предмет.
Гуманитаризация является частью общей системы гуманизации образования.

И связана она с получением учащимися с помощью профессиональных знаний и

навыков минимума знаний об истории развития человеческого общества и

собственного народа, о его литературе, искусстве, религии, т.е. о нравственных и эстетических ценностях. В современной методике обучения иностранным языкам используется ряд терминов для обозначения такого подхода: «аффективный» «эмоциональный», «психологический», «сливающийся». Но, как бы он не назывался, суть его в одном: соединить учебный процесс (в данном случае иностранный язык) с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых студентов. Старые методы работы себя изживают, жизнь меняется, а вместе с ней  должно меняться и наше отношение к преподаванию. Взаимоотношения преподавателя и студентов должны строиться на принципах сотрудничества, взаимодоверия, доброжелательности. При этом со стороны педагога обязательна  требовательность, а работа студента должна быть самостоятельной, осознанной, творческой и нацеленной на победу  студента. Чтобы обучение стало более эффективным, необходимо признать и широко использовать эмоции учащихся. Мотивирующим фактором в учении является познание и открытие самого себя  в ходе учебного процесса.

Л. С. Выготский,  основоположник развивающего обучения, писал: «Именно  эмоциональные реакции должны составить основу  воспитательного процесса.  Прежде чем сообщить то или иное знание учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том,  чтобы эта эмоция  связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло  через чувство ученика. Переживание представляет собой как бы узел, в котором  завязаны  многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств» [4, с.182]. Для этого надо широко применять не только материалы  учебника, но и различные средства, способные пробудить эмоции. Это могут быть интересные  факты, стихи, цитаты, крылатые  выражения, фильмы, песни и т.д. Личностно-ориентированный подход,  ставящий в центр учебного процесса личность студента,  учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый    акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной  компетенции, что должно обеспечить культуроведческую направленность   обучения, приобщение студентов к культуре страны изучаемого языка, лучшее

осознание культуры  собственной страны,  умение выразить ее средствами  иностранного языка, включение  в диалог культур.

Интересно, что в современных школах Англии учителя называют helper figure or

instructor. И к учителю предъявляются следующие требования:

  • Он должен любить детей, а если он их не любит, то должен это тщательно

скрывать, чтобы никто и никогда не мог об этом даже догадаться;

  • Он должен быть хорошо информирован о своей профессии, должен постоянно

совершенствовать свои знания и умения;

  • Он должен быть скромным, открытым и свободным при обсуждении и в

процессе помощи своим коллегам, должен признавать профессиональную

критику. Отношение учителя к обучению не должно быть догматичным. Учитель

должен быть организатором обучения. Чтобы обучение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя,  который должен получать удовольствие от преподавания своего предмета.  Преподавателю иностранного языка постоянно надо задавать себе вопрос,  как  построить  каждое занятие, чтобы оно неизменно было интересным?

Замечено, что задачей преподавателя является активизация познавательной

деятельности в процессе обучения иностранным языкам. Существует много

современных педагогических технологий, которые можно при этом использовать: метод проектов, обучение в сотрудничестве, Интернет -ресурсы, элементы  суггестологической  методики, метод самостоятельной работы с применением ИКТ

и другие. Все они помогают раскрыть способности студента,  обеспечивают дифференциацию обучения и личностный подход в обучении. Преподаватели

ООП СПО КБГУ широко используют в  практике различные современные педагогические технологии,  помогающие развивать личность студента, и  приучающие его добывать  знания  самостоятельно. Так, в нашем университете многие преподаватели прошли курсы повышения квалификации ФПК по программе «Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий при электронном и дистанционном обучении», на которых познакомились и научились работать с системой Moodle [5, C.86]. Активность этих методов определена, прежде всего, целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учеником, становится  для него  актуальной и значимой, появляются  мотивы для обучения. Такая система предполагает, что  отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество [6, C.5]. Широкое применение ИКТ  создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь  к  обучению через всю жизнь. (Life Long Learning – LLL парадигма),  обеспечивающая постоянную адаптацию к  условиям развития  информационного  общества и  экономики, основанной на знании. В этой связи следует отметить доклад  ЮНЕСКО, подготовленный группой  экспертов под руководством Э.Фора. “Учиться, чтобы быть. Мир образования   сегодня и завтра” Edgar Faure.”Learning  to be. [The world of  Education today and  tomorrow", 1972].  Основная мысль  доклада  – человек может  реализоваться  исключительно благодаря процессу получения на  протяжении всей  своей жизни нового опыта и актуализации уже имеющегося. Только при таком понимании, явно выходящем за рамки признанных видов образовательной деятельности,  образование может обеспечить выполнение и важных социальных и  культурных функций.


Библиографический список
  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
  2. Гаргай В.Е. Опыт педагогического проектирования на западе и в России» // Сибирский учитель, 2004 № 2
  3. Современный словарь иностранных слов 1992 г.; М.: Русский язык. Захаренко, Е.Н.; Комарова, Л.Н.; Нечаева, И.В.
  4. Выготский Л.С. «Педагогика в действии», М. «Просвещение», 1999 г. с.182
  5. Хадзугова Г.Т. «Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы» №2,М. «Перо», 2015 с.86
  6. Гузеев В.В. развитие образовательной технологии. – М., 1998 г.с.5


Все статьи автора «Хадзугова Галина Тольбиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: