УДК 8.82

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Л.Н. ТОЛСТОГО В СТАРШИХ КЛАССАХ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Туркова Анна Владиславна
МБОУ "Гимназия № 1" г. Астрахань

Аннотация
В современных условиях образовательной среды традиционные методы изучения учебного материала становятся неактуальными. Широкий доступ к интернет-источникам делает большинство школьных приемов обучения непродуктивными, поэтому встает задача – подбор новых, интерактивных методов обучения, соответствующих при этом стандартам образовательной среды.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, Л.Н. Толстой, проектная деятельность, старшие классы


THE STUDY OF CREATIVITY LN TOLSTOY IN HIGH SCHOOL AS PART OF THE PROJECT ACTIVITIES

Turkova Anna Vladislavna
MBOU " Gymnasium № 1" Astrakhan

Abstract
In modern conditions of the educational environment of traditional methods of studying educational material become irrelevant. Widespread access to Internet sources makes the most of school teaching techniques unproductive , so there is a problem - the selection of new , interactive teaching methods , corresponding with the standards of the educational environment.

Библиографическая ссылка на статью:
Туркова А.В. Изучение творчества Л.Н. Толстого в старших классах в рамках проектной деятельности // Филология и литературоведение. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/06/1393 (дата обращения: 29.04.2017).

В современных условиях образовательной среды традиционные методы изучения учебного материала становятся неактуальными.

Широкий доступ к интернет-источникам делает большинство школьных приемов обучения непродуктивными, поэтому встает задача – подбор новых, интерактивных методов обучения, соответствующих при этом стандартам образовательной среды.

Рассмотрим процесс изучения творчества Л. Н Толстого с учетом перечисленных особенностей и требования. Сразу отметим, что предложенные приемы и техники преподавания указанного курса, являются рекомендательными и могут быть скорректированы педагогами.

Изучение творчества Толстого в старших классах можно сопроводить не только заданиями познавательного характера, формирующими умение анализировать, синтезировать и обобщать учебный материал, но и интерактивными заданиями, развивающими коммуникативные навыки, навыки обработки информации, ее преобразованию.

Так, в ходе учебных занятий в старших классах целесообразно включать следующие типовые формы работы:

  1. Разыграть одну из сцен (наиболее запомнившихся) – коммуникативные, личностные УУД.
  2. Попробовать придумать иной финал сцены, повести – регулятивные, познавательные УУД.
  3. Проанализировать поведение героя с использованием медиаресурсов (презентаций, видео) – познавательные УУД.

Формируемые в ходе занятий УУД и их составляющие представим в виде модели по изучению творчества Л. Н. Толстого в старших классах.

При изучении романа «Война и мир» необходимо включить составление таблиц, демонстрирующих различные эпизоды произведения («Поступок. Причина, Итоги»), которые помогут проанализировать поведение героев. Дальнейшее изучение можно сопроводить творческой игрой «Идеалы Толстого», где учащиеся в группах представят принципы и методы писателя. Это развивает умение ставить цели, развивать навыки групповой работы и учит выполнять учебную задачу в сопоставлении с ее значением в реальной жизни, то есть это дает своеобразную обратную связь для реализации требований новых стандартов образовательной системы.

На внеклассных мероприятиях в школе учащимся предлагается составить проекты «Толстой и музыка», «Толстой и театр», которые покажут разнообразие интересов писателя, широту кругозора. Это способствует формированию позиции учащегося, развитию его познавательных и коммуникативных навыков, определению своего отношению не только к творчеству, но и к внетворческой жизни писателя.

В романе Толстого встречается огромное количество исторических деталей, которые символизируют различные ипостаси исторического и политического развития общества. В качестве заданий можно предложить учащимся изготовить поделки «Моя историческая деталь» или игру-пазл, где нужно соединить деталь и ее символическое воплощение. Такие задания стимулируют познавательный интерес учащихся, делают обучение активным, продуктивным и целенаправленным.

В изучение «Севастопольских рассказов» целесообразно включить задания, которые помогут учащимся осознать глубину патриотизма, изображенного писателем. Патриотизм является важным условием и требованием, предъявляемым к выпускнику образовательного учреждения в рамках федеральных государственных стандартов. Это могут быть составление цитатника из ключевых фраз, демонстрирующих патриотизм и любовь к родине; составление таблицы «Патриотизм истинный и ложный», где необходимо выписать характерные черты, упор на которых делает автор.

Роман «Воскресенье» представляет собой также уникальный материал для интерактивного изучения. В рамках учебных занятий изучается и история романа, и истоки романа. Театральные постановки для лучшего погружения в среду романа являются ярким и продуктивным методом.

«Анна Каренина». Для глубокого изучения темы семьи предлагается включить в работу составление проекта «Семья и ее идеалы»; работа по подбору эпиграфа для произведения (какие фразы подошли бы к роману?); ролевая игра «Виновата ли Анна Каренина?» с проигрыванием образа героини и причин ее поступков. Семейные идеалы также стимулируют развитие личностных универсальных учебных действий, способности сопереживать, анализировать поступки героя в наложении на реальную жизнь.

Внедрение новых форм работы с учебным материалом ставит перед образовательным учреждением вопрос об эффективности применения актуальных для современного образовательного пространства методов и приемов. Рассмотрим результативность применения указанных методов, представленную на диаграмме (рис.1):

 

Динамика успеваемости учащихся с учетом проектной деятельности

Рисунок 1. Динамика успеваемости учащихся с учетом проектной деятельности

На диаграмме представлена эффективность успеваемости  по ключевым произведениям программы до и после внедрения в учебный процесс новых форм проектной работы над учебным материалом. Мы видим, что по всем произведениям успеваемость учащихся стала более высокой именно после внедрения в образовательное пространство методов проектной деятельности, то есть инновационных, интерактивных методов работы над учебными задачами.

В сводной таблице (табл. 1)  представим итоговые данные по изучению творчества Льва Николаевича Толстого в старших классах в рамках ФГОС (новых стандартов) и с учетом изменений в Законе об образовании Россиской Федерации.

Таблица 1. Методы и формы проектной работы над учебным материалом (творчество Л. Н. Толстого)

Название произведения

Методы и формы работы

Развиваемое универсальное учебное действие (УУД)

Война и мир

Презентации «Толстой и театр», «Толстой и музыка», работа над коллажем «Мой Толстой»

Познавательные,

Коммуникативные,

Личностные

 

Севастопольские рассказы

Рассказы в рисунках, составление таблицы о патриотизме

Регулятивные,

Познавательные,

Личностные

Воскресение

Театральные постановки, проект «Моё воскресение»

Познавательные,

Коммуникативные,

Личностные

Анна Каренина

Проект «Семья и её традиции»

Познавательные,

Коммуникативные,

Личностные

В процессе такой работы учащиеся старших классов не только осуществляют познавательную работу, но и демонстрируют свои умения в интерактивном плане – синтезировать информацию, преобразовывать ее в актуальный познавательный материал.

Включение в учебный материал заданий указанных типов формирует учащегося не только как объекта образовательной среды, но и как активного субъекта учебного и воспитательного процесса, участвующего не только в учебной, но и в общественной жизни образовательного учреждения.



Все статьи автора «Anastasia Kalashnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: