УДК 37

ВОЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ПРЕЗИДЕНТСКИХ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩАХ

Рубан Татьяна Владимировна
ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
преподаватель русского языка и литературы

Аннотация
Статья посвящена проблемам педагогического дискурса в кадетском училище.

Ключевые слова: диалог, институциональная роль, институциональный дискурс, коммуникативные навыки, педагогический дискурс, педагогический дискурс в сравнении с военным дискурсом, прецедентный текст


THE MILITARY COMPONENT AS A KEY FEATURE OF PEDAGOGICAL DISCOURSE IN PRESIDENTIAL CADET SCHOOL

Ruban Tatyana Vladimirovna
FGKOU "Stavropol Presidential Cadet School"
teacher of Russian language and literature

Abstract
The article investigates the pedagogical discourse in the Cadet School.

Keywords: communication skills, dialogue, institutional discourse, institutional role, pedagogical discourse, precedent text


Библиографическая ссылка на статью:
Рубан Т.В. Военная составляющая как ключевая особенность педагогического дискурса в президентских кадетских училищах // Филология и литературоведение. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/04/1374 (дата обращения: 02.05.2017).

Педагогический дискурс направлен на упорядочение речевого взаимодействия внутри социальной группы, и как часть институционального дискурса он обладает рядом специфических характеристик самих коммуникантов:

-                   адресант является центром речевого события независимо от того, выражает он свою оригинальную мысль или ретранслирует чью-то точку зрения;

-                   в дидактической речевой ситуации адресант-учитель, сознавая востребованность своей социальной роли, является автором дискурса, т.е. некоего текста-жанра, способного педагогически воздействовать на адресата;

-                   наконец, сам адресат, являющийся не только формальным объектом педагогического воздействия и получателем информации, но и субъектом, способным вступить в диалог, откликнуться эмоциональной или вербальной реакцией-ответом.

Основная цель педагогического дискурса – «социализация нового члена общества» [1], что включает в себя объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организацию деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от воспитанника, проверку понимания и усвоения информации, оценку результатов и пр. Ценности педагогического дискурса соответствуют ценностям социализации как общественного явления и организованного обществом института, где чётко выделяются коммуникативные стратегии: объясняющая, оценивающая, контролирующая, содействующая, организующая.

Основные ценности педагогического дискурса объясняются его системообразующей целью, при этом они могут быть выражены аксиологическими протокольными предложениями, то есть высказываниями, содержащими операторы долженствования (следует, нужно, должно) и положительные ценности. Такие предложения в ряде случаев могут получать реализацию в определённых кодексах, уставах могут быть зашифрованы в пословицах, фразеологических оборотах, художественных текстах.

Полный список ценностей педагогического дискурса весьма трудно составить по нескольким причинам. Он является основой для формирования мировоззрения, и потому почти все моральные ценности общества заложены именно в нём. Педагогический дискурс в некоторых аспектах пересекается с военным, религиозным, научным и политическим типами дискурса, вследствие этого трудно выделить собственно педагогические стороны ценностей без пересечения с вышеуказанными. Тем не менее, ценности педагогического дискурса несут идеологический заряд, который предопределяет не только судьбу отдельной личности, но и в какой-то мере судьбу нации.

«Педагогический дискурс направлен на упорядочение речевого взаимодействия внутри социальной группы, когда личностные интересы коммуникантов часто находятся в определенном противоречии. Такой дискурс отличается стремлением к сотрудничеству, к конвенции на уровне осознанного целеполагания, к выбору оптимальных средств для достижения максимально эффективного взаимодействия», – пишет М.Ю. Олешков в книге «Педагогический дискурс» [2]

Сегодня в высокотехнологичном и быстро меняющемся мире современное образовательное учреждение должно готовить граждан России, способных нестандартно и творчески мыслить, быстро принимать решения, быть инициативными и готовыми к постоянному обучению и саморазвитию. В открывающихся в России одно за другим президентских кадетских училищах воспитанникам предоставляется возможность получить образование, соответствующее самым передовым мировым стандартам, с дальнейшей перспективой продолжить его в любом вузе страны в соответствии со своими профессиональными устремлениями. Преподаватели довузовских учреждений Министерства обороны Российской Федерации уделяют повышенное внимание образованию и воспитанию нового поколения профессиональных кадров как в военной, так и штатской сфере деятельности. Однако в связи с быстро меняющимися политическими и социальными событиями в стране и мире руководством довузовских учреждений Министерства обороны РФ было принято решение усилить военную составляющую в педагогическом процессе, для того чтобы выпускники училищ как носители  лучших традиций российского кадетского образования заняли достойное место в среде не только интеллектуальной и деловой элиты нашего государства, но – в первую очередь – в среде военнослужащих.

Одним из основных регламентирующих документов педагогического процесса в президентском кадетском училище является Устав, где, помимо прав и обязанностей преподавательского состава, обслуживающего персонала и воспитанников, чётко прописаны институциональные роли участников педагогического дискурса.

В учреждении, в котором военная составляющая в воспитании и образовании является ведущей, чётче обозначено понятие субординации, отражающее статусно-ролевые отношения коммуникантов. Можно сказать, что понятие субординации является ключевым для педагогического дискурса в кадетском училище. Оно прежде всего продиктовано жёстким распорядком дня воспитанников, предельной загруженностью их дневного и вечернего времени различными видами деятельности: учебной, практической, познавательной, творческой, спортивной и т.д. Закреплены Уставом формы обращения кадет друг к другу, к преподавателям, воспитателям, к военачальникам, а также самих преподавателей к кадетам. Все участники педагогического дискурса, независимо от возраста и звания обращаются друг к другу только на Вы:

- Кадет Иванов! Ответьте на вопрос…

Преподаватель и воспитатель к кадету обращаются по фамилии, причём при обращении с вопросом по изучаемой теме существует две формы, закреплённые регламентом:

1) преподаватель обращается с вопросом и называет кадета по фамилии. Воспитанник встаёт, чётко произносит «Я!» и только после этого отвечает на поставленный вопрос.

2) преподаватель с помощью жеста рукой указывает на кадета, кому предназначен вопрос, кадет встаёт, называет себя: «Кадет Иванов!» – и начинает ответ.

Формы обращения в кадетском училище приближены к дискурсивным нормам общения в среде военнослужащих: «товарищ преподаватель», «товарищ классный руководитель», «товарищ воспитатель», «товарищ генерал-майор» и т.д. Закреплены в речевом общении и типичные для армейской среды речевые формулы: «разрешите обратиться, … задать вопрос, … выйти из кабинета, … убыть в увольнение» и пр.

Важными фрагментами урока в кадетском училище стали закреплённые регламентом формы приветствия в начале урока и формы его окончания. В начале урока командир класса сдаёт рапорт о прибытии на занятие в таком-то составе и о причинах отсутствия того или иного кадета. Далее следует диалог-приветствие:

- Здравствуйте, товарищи кадеты!

- Здравствуйте, товарищ преподаватель!

- Садитесь.

В конце урока по команде преподавателя «Урок окончен!» воспитанники встают, и следует диалог-прощание:

- До свидания, товарищи кадеты!

- До свидания, товарищ преподаватель!

Строгое следование этому ритуалу осуществляется на всех уроках, кроме спаренных, а также при проведении внешнего и внутреннего тестирования, зачётов и экзаменов.

В ходе традиционного урока, если это не предусмотрено самими формами урока и организацией учебной деятельности, воспитанникам не дозволяется отвечать без специального разрешения преподавателя. Однако инновационная образовательная среда училища, несмотря на строгую дисциплину, далека от казарменных устоев. Готовясь к каждому уроку, преподаватель тщательно продумывает каждый его этап и с точки зрения методической структуры, и с точки зрения здоровье сберегающих технологий.

Обязательным фрагментом урока являются физминутки. Для воспитанников кадетского училища считаются более целесообразными двигательные упражнения под речёвки, содержащие команды, слоганы с военной лексикой и пр.

В содержание дидактических материалов к урокам по русскому языку, помимо рекомендованных программой и учебно-методическим комплексом, преподаватели часто включают тексты для комплексного анализа, упражнений по орфографии и пунктуации на военную тематику. Так, коллективом преподавателей ОД «Русский язык и литература»  СПКУ разработан сборник текстов контрольных диктантов, объединённых не только целью проверить ценностно-смысловые, языковые и коммуникативные компетенции, но и целенаправленно организовать работу по патриотическому и гражданскому воспитанию. Для воспитанников 5 класса все тексты объединены темой «Юные защитники Отечества». Это адаптированные тексты произведений различных писателей (М. Зощенко, Ю. Королькова, В. Катаева, В. Ганичева, С. Алексеева, А. Бондаренко и др.) о детях-участниках исторических сражений.

Пример диктанта и грамматического задания по теме «Лексика. Культура речи»

Примечание: на уроке у каждого воспитанника на парте лежат «Толковые словари».

Проверяемые орфограммы:

- проверяемые/непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- гласные после шипящих;

- прописная/строчная;

- правописание приставок;

- правописание суффиксов;

- ться/-тся в глаголах;

- Ь на конце -ешь/-ишь;

- не с глаголами

- гласные в падежных окончаниях существительных.

Проверяемые пунктограммы:

- однородные члены предложения с союзной и бессоюзной связью;

- сложносочинённое предложение;

- сложноподчинённое предложение;

- диалог.

Встреча с ефрейтором* Вознесенским.

Ваня стал разыскивать тот лес, где находилась палатка разведчиков. Двое суток он бродил по незнакомой местности и уже совсем отчаялся. Он уже был готов сам попроситься в детский дом, как вдруг встретился с одним мальчиком.

Мальчик был почти ровесником Вани. Ему было лет четырнадцать. Но что это был за  мальчик!

На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии*: длинная до пят шинель, круглая кубанская шапка с красным верхом, погоны с маленькими стременами* и клинками, шпоры* и алый башлык* за спиной. Мальчик лихо втыкал до самой рукоятки казацкую шашку  в мягкую лесную землю.

Ваня решительно подошёл к роскошному мальчику, расставил босые ноги, спрятал руки за спину и стал его разглядывать. Но военный мальчик и бровью не повёл. Это продолжалось довольно долго. Наконец военный мальчик не выдержал и хмуро спросил:

- Чего стоишь? (135 слов)

По повести В. Катаева «Сын полка»

Грамматическое задание:

1. Найти в словаре значение слов, отмеченных *, и выписать краткое толкование их значения:

а) ефрейтор – ______________________________________;

б) кавалерия – ______________________________________;

в) стремена – _______________________________________;

г) шпоры -  _________________________________________;

д) башлык – ________________________________________.

2. Подобрать по 1-2 синонима к словам:

отчаялся_________________________________________,

ровесник ________________________________________,

роскошный ______________________________________,

хмуро (спросил) ___________________________________.

3. Подобрать антонимы к словам:

Длинная ___________________,

Лихо ______________________,

независимый (вид) _________________,

приблизился _________________________.

4. Выписать из текста 2 примера эпитетов:_________________________.

Для воспитанников 6 классов подобраны тексты, в которых рассказывается о самых знаменитых наградах – орденах и медалях России. Планируется продолжить создание тематических диктантов и для воспитанников всех остальных курсов, тем самым объединяя задачи педагогического и военного дискурсов.

Особую роль в педагогическом дискурсе играют прецедентные тексты [3] , которые существуют в сознании носителей языка как лингвокультурные концепты, апелляция к которым производится в дискурсе путём упоминания, прямой цитации и продолжения. К числу прецедентных текстов педагогического дискурса относятся прежде всего произведения литературы, изучаемые по программе. В кадетских училищах с особенным вниманием изучаются такие произведения русской классики, как повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и стихотворение «Бородино», рассказ Л.Н. Толстого «Война и мир» и рассказ «Кавказский пленник», стихи и проза о Великой Отечественной войне и др.

Таким образом, как один из видов институциональных дискурсов педагогический дискурс в кадетских училищах, имея свои специфические особенности, предполагает создание условий для саморазвития, самовоспитания будущих защитников Отчества. Представляя собой сложную систему взаимоотношений личностного и институционального компонентов, он обеспечивает усвоение выпускниками целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, получения опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, что определяет современное содержание качества образования и ориентирует личность на стремление к дальнейшему самосовершенствованию и подготовке его к участию в любом типе русских дискурсов, независимо от выбранной профессии и рода деятельности.


Библиографический список
  1. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – Вол­гоград: Перемена, 2002. – 477 с.
  2. Олешков М.Ю. Педагогический дискурс /Олешков М.Ю. Педагогический дискурс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Нижний Тагил: Нижнета­гильская государственная социально-педагогическая академия 2012.-310 с.
  3. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе/Г.Г. Слышкин. – М.: Academia, 2000. – 128 с.
  4. Манаенко Г. И. Координаты понятия «дискурс» / Г. Н. Манаенко // Дискурс, кон­цепт, жанр: коллективная монография /Отв. ред. М. К). Олешков. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2009 – (Серия «Язык и дискурс». Вып. 1). – С. 15-35.
  5. Габидуллина А. Р. Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровое своеобразие (на примере школьного предмета «русский язык»): Диссертация доктора филологических наук: 10.02.02: Донецк 2010 – 422 стр.


Все статьи автора «Рубан Татьяна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: