УДК 10.02.20

ГЛАГОЛЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ ЗАПРОСА ИНФОРМАЦИИ В НЕПРИНУЖДЕННОМ РЕГИСТРЕ ОБЩЕНИЯ

Устинова Людмила Петровна
Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ"
кандидат филологических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин

Аннотация
Автор статьи проводит детальный анализ особенностей глаголов со значением запроса информации немецкого и русского языков в ситуациях непринужденного регистра общения.

Ключевые слова: глаголы запроса информации, непринужденный регистр, семантика


QUESTIN VERBS IN THE INFORMAL COMMUNICATION REGISTER

Ludmila P. Ustinova
Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev, Branch Naberezhniye Chelny (KNRTU-KAI)
Dr.Philol.Sci., Head of the Chair of Humanities

Abstract
The author of the present article dwells in details on the features of Russian and German question verbs in the situations of the informal communication register.

Библиографическая ссылка на статью:
Устинова Л.П. Глаголы со значением запроса информации в непринужденном регистре общения // Филология и литературоведение. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2014/11/1005 (дата обращения: 01.05.2017).

В качестве основных факторов, влияющих на количественный и качественный отбор лексики при общении в непринужденном регистре выступает, по мнению Е.И.Беляевой, неофициальная обстановка при двух типах  отношений между участниками, включая субординативные с  близкой психологической дистанцией, либо равные с далекой психологической дистанцией [Беляева, 1985: 30].  Общий для вышеназванных ситуаций фактор, которым является неофициальная обстановка общения, предопределяет несколько большую степень толерантности при отборе лексики по сравнению с  нейтральным регистром. Проведенный анализ показывает, что в ситуациях непринужденного регистра общения запрос информации может осуществляться различными способами, включая вопросы, просьбы, неуверенные утверждения, содержащие глаголы информационной семантики, например: «Wie sagten Sie vorhinbrüllte er, als er wieder senkrecht stand, …[E.-M.Remarque: 113]; Erzählen Sie mir mehr. Ich koche unterdessen was für uns [S.Kornbichler: 181];  Расскажите  что-нибудь о себе и пейте кофе [В.Конецкий: 200]; – Что вам будет,  если опоздаете? – Влепят выговор… Ты что-то недорассказала…[В.Конецкий: 211].

В результате проведенного анализа фактического материала было выявлено, что глаголы со значением запроса информации в абсолютном   большинстве случаев используются в качестве дескриптивов, иначе говоря,  описывают процесс запроса информации.Sie fragte mich, wo ich wohnte, stellte die Eimer in den Gang und brachte mich nach Hause [B.Schlink: 7]; Спрашивает дед –   а он у нас, сам того не зная, за связного ходил, – как, дескать, мастер, с сапогом-то быть, починишь, что – ли? [Б.Полевой: 462]; Какая ты еще девочка…Конечно хотела бы. Ну, спроси что-нибудь, спроси…[А.Чехов: 504]; Платонов. Не спрашивайте, Анна Петровна. Не расположен я сегодня присутствовать на собственном допросе. Говорите, если хотите, но не спрашивайте [А.Чехов: 350].

Было также выявлено, что в ситуациях непринужденного регистра доминируют глаголы и сочетания fragen, Frage stellen, спрашивать (спросить), задавать вопрос, которые употребляются преимущественно в качестве дескриптивов.

   И когда ты умрешь, Панкрат? Небось тебе лет сто будет?

   Как изволите говорить, батюшка?

   Сколько тебе годов, спрашиваю [И.Бунин: 6]. Данный пример мы относим к ситуации первого типа, поскольку он описывает общение в неофициальной обстановке, при субординативных отношениях, с нисходящим вектором общения со стороны Агенса и близкой психологической дистанции между участниками.

Как было указано выше, границы отбора лексики в непринужденном регистре несколько шире по сравнению с нейтральны регистром, что делает возможным, помимо глаголов запроса информации нейтральной семантики,  употребление глаголов со значением «стремиться получить подробную информацию»: ausfragen, nachfragen, erfragen, befragen, ausforschen, nachforschen; расспрашивать (расспросить), порасспросить. Данные глаголы предполагают, что Агенс, стремясь получить более точную и подробную информацию, может задать не один, а несколько вопросов. Приведемпримеры: Der Junge dachte unter stiller Anteilsnahme der anderen eine Weile nach, ehe er sich zaghaft erkundigte: «Könnte man vielleicht besser „Gefummel“ sagen statt „Fummelei“?»[H.Kant: 109]. Я хотел расспросить мальчиков, чего же в конце концов Семену мало… [К.Паустовский:119]. 

В современном немецком языке широко употребляются глаголы sich informieren, sich kundig machen,  sich erkundigen,sich interessieren, специфичность которых заключается в том, что они, как и глагол интересоваться (поинтересоваться), могут относиться как к речи Агенса, так и к речи Адресата. Обратимся к примерам: «Habt ihr euch mal darüber informiert, aus welchen Gründen die Ausländer überhaupt zu uns kommen?» [I.Heydi: 67]; «Ich wollte mich informieren, was mit Micky und mit Pumpi alles anstellen kann…» [H.G.Konsalik: 105]; На станции Лямино, первой от города Чусового остановке, в вагон вошел молоденький  лейтенант, и поскольку утренней информации по радио я не слышал, то поинтересовался:  -  Что там сообщают? [В.Астафьев: 654];          

Итак, проведенный анализ показывает, что в рамках непринужденного регистра  в немецком и русском языках глаголы со значением запроса информации используются преимущественно в качестве дескриптивов. В группе глаголов со значением запроса информации выделяются глаголы нейтральной семантики и глаголы, актуализирующие подробный запрос информации.


Библиографический список
  1. Беляева Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках. Воронеж: Изд. Воронежского университета,1985. 180с.
  2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.:Наука, 1993.  172с.
  3. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК “Гнозис”, 2002.  333с.


Все статьи автора «Устинова Людмила Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: