Публицистическое произведение «Царю и его помощникам» (1901) Л. Н. Толстого относится к жанру письма. А если быть точнее, то письма-обращения. На это указывают ряд композиционных и стилистических особенностей:
1) После заглавия следует авторский подзаголовок: «Обращение Льва Николаевича Толстого» [Толстой, 1952, с. 239];
2) наличие конкретного адресата: царь и его помощники;
3) предмет обсуждения – важнейшие социально-политические и нравственные вопросы, решения которых в руках лиц, облеченных властью (царь и его помощники);
4) четкая структура текста: зачин, основная информативная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания, законченные смысловые отрезки, начинающиеся с красной строки (абзацев). Концовка текста содержит слова просьбы. Далее следуют инициалы – Лев Толстой; число, месяц и год [Толстой, 1952, с. 244];
5) экономное использование языковых средств.
Поводом к написанию письма-обращения послужили студенческие волнения, происходившие в марте 1901 года на площади у Казанского собора в Петербурге, приведшие к массовым избиениям демонстрантов полицией. В Дневнике Л. Н. Толстого от 19 марта 1901 года отмечено, что именно «студенческие истории, принявшие общественный характер», заставили «написать обращение к царю и его помощникам» [Толстой, 1935, с. 90].
В анализируемом нами письме Л. Н. Толстой обращается к царю и его помощникам. Он пишет: «Обращаемся ко всем вам, людям, имеющим власть, от царя, членов государственного совета, министров, до родных – матери, жены, дядей, братьев и сестер, близких людей царя, могущих влиять на него убеждением. Обращаемся к вам не как к врагам, а как к братьям…» [Толстой, 1952, с. 239].
В конце письма-обращения его автор еще раз обращается к власть держащим: «Обращаемся ко всем вам – царю, министрам, членам государственного совета и советчикам и близким к царю, – вообще ко всем лицам, имеющим власть, помогите успокоению общества и избавлению его от страданий и преступлений. Обращаемся к вам не как к людям другого лагеря, а как к невольным единомышленникам, сотоварищам нашим и братьям» [Толстой, 1952, с. 244].
Толстой использует в письме кольцевое обрамление: в начале и в конце текста. При этом как в первом, так и во втором случае он обращается к царю и лицам, приближенным к нему. Причем в первом случае он обращается к ним «как не к врагам, а как к братьям», а во втором – как «к людям не другого лагеря, а как к невольным единомышленникам, сотоварищам», и вновь называет их «братьями».
Тематика и проблематика данного письма-обращения обширна. Это и массовые убийства и побоища, и разгон мирных демонстрантов, и смертные казни, вызванные недовольством людей в связи с проводимой в стране антинародной политикой государства. Толстой, обращаясь к царю и его помощникам, говорит о том, что народ восстал, потому что ему не хватает свободы и просвещения. И виноваты в этом не «злые, беспокойные люди», так как это кажется правительству, а с точностью наоборот, – это «правительство, не хотящее видеть ничего, кроме своего спокойствия в настоящую минуту» виновато в сложившейся ситуации. И недостаточно «усмирить, обуздать этих беспокойных, недовольных людей», для того, чтобы «все было хорошо», недостаточно их «переловить, заключить в тюрьмы, сослать или казнить», для того, чтобы «волнения окончились» [Толстой, 1952, с. 241]. И далее адресант письма-обращения предлагает ряд решений, которые, по его мнению, прекратят массовые бесчинства и волнения, приведут к равным правам и свободам людей. Приведем примеры предлагаемых решений Толстого:
«Во-первых – уравнять крестьян во всех их правах с другими гражданами» [Толстой, 1952, с. 241];
«Во-вторых – нужно перестать применять так называемые правилаусиленной охраны, уничтожающей все существующие законы и отдающей население во власть очень часто безнравственных, глупых и жестоких начальников» [Толстой, 1952, с. 241];
«В-третъих – нужно уничтожить все преграды к образованию, воспитанию и преподаванию» [Толстой, 1952, с. 242];
«Наконец, в-четвертых, и самое важное, нужно уничтожить все стеснения религиозной свободы» [Толстой, 1952, с. 243].
Данные тезисы автор письма называет «легко исполнимыми желаниями», которые принесут огромные блага для «большинства русского общества»: «Применение этих мер несомненно успокоит общество и избавит его от тех страшных страданий и (то, что хуже страданий) преступлений, которые неизбежно совершатся с обеих сторон, если правительство будет заботиться только о подавлении волнений, оставляя нетронутыми их причины» [Толстой, 1952, с. 243].
И уже в самом конце письма-обращения его адресант обращается к царю и его окружению с мольбой о помощи, называя при этом «русский народ» – «большинством» в обществе и еще раз повторяя свой главный тезис о свободе и просвещении: «Помогите же улучшить положение этого большинства и в самом главном: в его свободе и просвещении. Только тогда и ваше положение будет спокойно и истинно хорошо» [Толстой, 1952, с. 244].
Использует при обращении-просьбе Толстой множественное число, якобы не он один считает так, а большая часть «разумных, бескорыстных и добрых людей», к коим, естественно, он сам себя и относит: «Обращаемся ко всем вам – царю, министрам, членам государственного совета… Обращаемся к вам не как к людям другого лагеря, а как к невольным единомышленникам…
<…>
Мнение это не одно мое мнение, а мнение многих и лучших, разумных, бескорыстных и добрых людей, желающих того же» [Толстой, 1952, с. 244].
Что касаемо поэтики письма-обращения, то его автор экономно использует языковые средства. Стилистических фигур и тропов немного.
Письмо начинается с повтором слова «опять». Это есть не что иное, как анафора: «Опять убийства, опять уличные побоища, опять будут казни, опять страх, ложные обвинения, угрозы и озлобление с одной стороны, и опять ненависть, желание мщения и готовность жертвы с другой. Опять все русские люди разделились на два враждебные лагеря и совершают и готовятся совершить величайшие преступления» [Толстой, 1952, с. 239].
Л. Н. Толстой с помощью повторения слова «опять» акцентирует внимание адресата к тому, что происходит по всей стране, и что происходит это не в первый раз.
Риторические вопросы, не требующие ответов, после приведенных Толстым бесчинств, происходящих в стране, следуют далее по тексту: «Зачем это? Зачем это, когда так легко избавиться от этого?» [Толстой, 1952, с. 239].
Встречаются в письме и риторические обращения: «Обращаемся ко всем вам, людям, имеющим власть, от царя, членов государственного совета, министров, до родных – матери, жены, дядей, братьев и сестер, близких людей царя, могущих влиять на него убеждением. Обращаемся к вам не как к врагам, а как к братьям, неразрывно – хотите ли вы этого или нет – связанным с нами так, что всякие страдания, которые мы несем, отзываются и на вас, и еще гораздо тяжелее, если вы чувствуете, что могли устранить эти страдания и не сделали этого, – сделайте так, чтобы положение это прекратилось» [Толстой, 1952, с. 239]. Данное обращение к царю и его приближенным сообщает авторскую интонацию, – с одной стороны некую иронию, с другой – патетичность.
Среди троп отметим эпитеты и метафоры.
Примеры эпитетов: «правительственные люди», «злые люди», «злые, беспокойные люди» [Толстой, 1952, с. 240], «безнравственные, глупые и жестокие начальники», «трудолюбивые, нравственные и многочисленные сословия людей», «общественное устройство» [Толстой, 1952, с. 241], «грубое насилие», «жестокие истязания», «смертная казнь», «величайшее преступление» [Толстой, 1952, с. 242], «скромные желания», «рабочий народ», «русское общество», «религиозные гонения» [Толстой, 1952, с. 243], «лучшие, разумные, бескорыстные и добрые люди» [Толстой, 1952, с. 244]. Эпитеты служат целям доступности и убедительности в письме.
Примеры метафор: «волнение будет подавлено», «правильное течение жизни» [Толстой, 1952, с. 239], «острая борьба», «строй жизни» [Толстой, 1952, с. 240], «телесное наказание», «уравнение крестьянства», «твердое устройство общества» [Толстой, 1952, с. 241], «уничтожить все преграды к образованию, воспитанию и преподаванию» [Толстой, 1952, с. 242], «вмешательство власти в дела веры» [Толстой, 1952, с. 243]. Метафоры придают письму-обращению индивидуальные речевые характеристики.
Встретилась нам в письме и гипербола: «огромное большинство всего народа» [Толстой, 1952, с. 240]. Ее автор использует, когда говорит о русском народе как о «большинстве» в обществе, как о миллионах бесправных людей, которыми правит меньшинство, то есть царь и его люди.
После того, как письмо-обращение было написано, известен факт отправки его царю Николаю II, а также князьям и министрам. Однако ответа на письмо не последовало, более того, его публикация в России была запрещена. Распространение получили лишь литографированные и гектографированные списки. Л. Н. Толстой в своем Дневнике по этому поводу отметил: «Напечатано сотни «Царю» [Толстой, 1935, с. 244]. И только лишь после смерти писателя письмо-обращение «Царю и его помощникам» стало доступно для массового читателя. Оно было перепечатано в книге «Лев Толстой и русские цари» в 1918 году.
Библиографический список
- Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т.: т. 34. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. – 629 с.
- Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т.: т. 54. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1935. – 753 с.