УДК 821.161.1-92

ЖАНРОВОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ЦАРЮ И ЕГО ПОМОЩНИКАМ» Л. Н. ТОЛСТОГО

Кобылкин андрей Олегович
Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь
аспирант кафедры русской и зарубежной литературы

Аннотация
В статье рассматриваются жанровые и художественные особенности публицистического произведения «Царю и его помощникам» (1901) Л. Н. Толстого.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, письмо-обращение, публицистическое произведение


GENRE AND ARTISTIC ORIGINALITY OF JOURNALISTIC WORKS «THE KING AND HIS HELPERS» L.N. TOLSTOY

Kobylkin Andrei Olegovich
Taurian national University of a name of Century I. Vernadsky, Simferopol
postgraduate student of the Department of Russian and foreign literature

Abstract
The article considers the genre and artistic features of journalistic works «the King and his helpers» (1901) L. N. Tolstoy.

Keywords: a letter of appeal, journalistic work


Библиографическая ссылка на статью:
Кобылкин а.О. Жанровое и художественное своеобразие публицистического произведения «Царю и его помощникам» Л. Н. Толстого // Филология и литературоведение. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2014/07/864 (дата обращения: 15.07.2023).

Публицистическое произведение  «Царю и его помощникам» (1901) Л. Н. Толстого относится к жанру письма. А если быть точнее, то письма-обращения. На это указывают ряд композиционных и стилистических  особенностей:

1)              После заглавия следует авторский подзаголовок: «Обращение Льва Николаевича Толстого» [Толстой, 1952, с. 239];

2)              наличие конкретного адресата: царь и его помощники;

3)              предмет обсуждения – важнейшие социально-политические и нравственные вопросы, решения которых в руках лиц, облеченных властью (царь и его помощники);

4)              четкая структура текста: зачин, основная информативная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания, законченные смысловые отрезки, начинающиеся с красной строки (абзацев). Концовка текста содержит слова просьбы. Далее следуют инициалы – Лев Толстой; число, месяц и год [Толстой, 1952, с. 244];

5)               экономное использование языковых средств.

Поводом к написанию письма-обращения послужили студенческие волнения, происходившие в марте 1901 года на площади у Казанского собора в Петербурге, приведшие к массовым избиениям демонстрантов полицией. В Дневнике Л. Н. Толстого от 19 марта 1901 года отмечено, что именно «студенческие истории, принявшие общественный характер», заставили «написать обращение к царю и его помощникам» [Толстой, 1935, с. 90].

В анализируемом нами письме Л. Н. Толстой обращается к царю и его помощникам. Он пишет: «Обращаемся ко всем вам, людям, имеющим власть, от царя, членов государственного совета, министров, до родных – матери, жены, дядей, братьев и сестер, близких людей царя, могущих влиять на него убеждением. Обращаемся к вам не как к врагам, а как к братьям…» [Толстой, 1952, с. 239].

В конце письма-обращения его автор еще раз обращается к власть держащим: «Обращаемся ко всем вам – царю, министрам, членам государственного совета и советчикам и близким к царю, – вообще ко всем лицам, имеющим власть, помогите успокоению общества и избавлению его от страданий и преступлений. Обращаемся к вам не как к людям другого лагеря, а как к невольным единомышленникам, сотоварищам нашим и братьям» [Толстой, 1952, с. 244].

Толстой использует в письме кольцевое обрамление: в начале и в конце текста. При этом как в первом, так и во втором случае он обращается к царю и лицам, приближенным к нему. Причем в первом случае он обращается к ним «как не к врагам, а как к братьям», а во втором – как «к людям не другого лагеря, а как к невольным единомышленникам, сотоварищам», и вновь называет их «братьями».

Тематика и проблематика данного письма-обращения обширна. Это и массовые убийства и побоища, и разгон мирных демонстрантов, и  смертные казни, вызванные недовольством людей в связи с проводимой в стране антинародной политикой государства. Толстой, обращаясь к царю и его помощникам, говорит о том, что народ восстал, потому что ему не хватает свободы и просвещения. И виноваты в этом не «злые, беспокойные люди», так как это кажется правительству, а с точностью наоборот, – это «правительство, не хотящее видеть ничего, кроме своего спокойствия в настоящую минуту» виновато в сложившейся ситуации. И недостаточно «усмирить, обуздать этих беспокойных, недовольных людей», для того, чтобы «все было хорошо», недостаточно их «переловить, заключить в тюрьмы, сослать или казнить», для того, чтобы «волнения окончились» [Толстой, 1952, с. 241]. И далее адресант письма-обращения предлагает ряд решений, которые, по его мнению, прекратят массовые бесчинства и волнения, приведут к равным правам и свободам людей. Приведем примеры предлагаемых решений Толстого:

«Во-первых – уравнять крестьян во всех их правах с другими гражданами» [Толстой, 1952, с. 241];

 «Во-вторых – нужно перестать применять так называемые правилаусиленной охраны, уничтожающей все существующие законы и отдающей население во власть очень часто безнравственных, глупых и жестоких начальников» [Толстой, 1952, с. 241];

«В-третъих – нужно уничтожить все преграды к образованию, воспитанию и преподаванию» [Толстой, 1952, с. 242];

 «Наконец, в-четвертых, и самое важное, нужно уничтожить все стеснения религиозной свободы» [Толстой, 1952, с. 243].

Данные тезисы автор письма называет «легко исполнимыми желаниями», которые принесут огромные блага для «большинства русского общества»:  «Применение этих мер несомненно успокоит общество и избавит его от тех страшных страданий и (то, что хуже страданий) преступлений, которые неизбежно совершатся с обеих сторон, если правительство будет заботиться только о подавлении волнений, оставляя нетронутыми их причины» [Толстой, 1952, с. 243].

И уже в самом конце письма-обращения его адресант обращается к царю и его окружению с мольбой о помощи, называя при этом «русский народ» – «большинством» в обществе и еще раз повторяя свой главный тезис о свободе и просвещении: «Помогите же улучшить положение этого большинства и в самом главном: в его свободе и просвещении. Только тогда и ваше положение будет спокойно и истинно хорошо» [Толстой, 1952, с. 244].

Использует при обращении-просьбе Толстой множественное число, якобы не он один считает так, а большая часть «разумных, бескорыстных и добрых людей», к коим, естественно, он сам себя и относит: «Обращаемся ко всем вам – царю, министрам, членам государственного совета… Обращаемся к вам не как к людям другого лагеря, а как к невольным единомышленникам…

<…>

Мнение это не одно мое мнение, а мнение многих и лучших, разумных, бескорыстных и добрых людей, желающих того же» [Толстой, 1952, с. 244].

Что касаемо поэтики письма-обращения, то его автор экономно использует языковые средства. Стилистических фигур и тропов немного.

Письмо начинается с повтором слова «опять». Это есть не что иное, как анафора: «Опять убийства, опять уличные побоища, опять будут казни, опять страх, ложные обвинения, угрозы и озлобление с одной стороны, и опять ненависть, желание мщения и готовность жертвы с другой. Опять все русские люди разделились на два враждебные лагеря и совершают и готовятся совершить величайшие преступления» [Толстой, 1952, с. 239].

Л. Н. Толстой с помощью повторения слова «опять» акцентирует внимание адресата к тому, что происходит по всей стране, и что происходит это не в первый раз.

Риторические вопросы, не требующие ответов, после приведенных Толстым бесчинств, происходящих в стране, следуют далее по тексту: «Зачем это? Зачем это, когда так легко избавиться от этого?» [Толстой, 1952, с. 239].

Встречаются в письме и риторические обращения: «Обращаемся ко всем вам, людям, имеющим власть, от царя, членов государственного совета, министров, до родных – матери, жены, дядей, братьев и сестер, близких людей царя, могущих влиять на него убеждением. Обращаемся к вам не как к врагам, а как к братьям, неразрывно – хотите ли вы этого или нет – связанным с нами так, что всякие страдания, которые мы несем, отзываются и на вас, и еще гораздо тяжелее, если вы чувствуете, что могли устранить эти страдания и не сделали этого, – сделайте так, чтобы положение это прекратилось» [Толстой, 1952, с. 239]. Данное обращение к царю и его приближенным сообщает авторскую интонацию, – с одной стороны некую иронию, с другой – патетичность.

Среди троп отметим эпитеты и метафоры.

Примеры эпитетов: «правительственные люди», «злые люди», «злые, беспокойные люди» [Толстой, 1952, с. 240], «безнравственные, глупые и жестокие начальники», «трудолюбивые, нравственные и многочисленные сословия людей», «общественное устройство» [Толстой, 1952, с. 241], «грубое насилие», «жестокие истязания», «смертная казнь», «величайшее преступление» [Толстой, 1952, с. 242], «скромные желания», «рабочий народ», «русское общество», «религиозные гонения» [Толстой, 1952, с. 243], «лучшие, разумные, бескорыстные и добрые люди» [Толстой, 1952, с. 244]. Эпитеты служат целям доступности и убедительности в письме.

Примеры метафор: «волнение будет подавлено», «правильное течение жизни» [Толстой, 1952, с. 239],  «острая борьба», «строй жизни» [Толстой, 1952, с. 240], «телесное наказание», «уравнение крестьянства», «твердое устройство общества» [Толстой, 1952, с. 241], «уничтожить все преграды к образованию, воспитанию и преподаванию» [Толстой, 1952, с. 242], «вмешательство власти в дела веры» [Толстой, 1952, с. 243]. Метафоры придают письму-обращению индивидуальные речевые характеристики.

Встретилась нам в письме и гипербола: «огромное большинство всего народа» [Толстой, 1952, с. 240]. Ее автор использует, когда говорит о русском народе как о «большинстве» в обществе, как о миллионах бесправных людей, которыми правит меньшинство, то есть царь и его люди.

После того, как письмо-обращение было написано, известен факт отправки его царю Николаю II, а также князьям и министрам. Однако ответа на письмо не последовало, более того, его публикация в России была запрещена. Распространение получили лишь литографированные и гектографированные списки. Л. Н. Толстой в своем Дневнике по этому поводу отметил: «Напечатано сотни «Царю» [Толстой, 1935, с. 244]. И только лишь после смерти писателя письмо-обращение «Царю и его помощникам» стало доступно для массового читателя. Оно было перепечатано в книге «Лев Толстой и русские цари» в 1918 году.


Библиографический список
  1. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т.: т. 34. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. – 629 с.
  2. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т.: т. 54. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1935. – 753 с.


Все статьи автора «Andrei2015»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: