УДК 821.161.1

ПРОЕКТ «ВАСЯ ОБЛОМОВ» КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МАСС-КУЛЬТУРЫ: ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА И СТИЛЯ

Крылова Мария Николаевна
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Аннотация
В статье произведён анализ стиля, лексики и выразительных средств текстов песен Васи Обломова (Василия Гончарова). Основным стилеобразующим средством текстов Васи Обломова является ирония, проявляемая в первую очередь посредством антифразиса. Язык Васи Обломова выразителен, включает метафоры, сравнения, антитезы и другие языковые средства.

Ключевые слова: антифрастический стиль, Вася Обломов, ирония, обсценная лексика, раёшный стих, рэп-поэзия, современная поэзия


THE PROJECT "VASYA OBLOMOV" AS A NEW PHENOMENON OF MODERN MASS CULTURE: FEATURES OF THE LANGUAGE AND STYLE

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Abstract
The author analyzes the style, vocabulary and means of expression of songs of Vasya Oblomov (Vasily Goncharov). Irony, manifested primarily through antiphrasisis, is the main means of style of Vasya Oblomov. The language of Vasya Oblomov is expressive , including metaphors, similes, antithesis, and other linguistic means.

Keywords: antifrasis style, irony, modern poetry, obscene vocabulary, rap-poetry, verse raeshny


Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Проект «Вася Обломов» как новое явление современной масс-культуры: особенности языка и стиля // Филология и литературоведение. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2013/11/606 (дата обращения: 01.05.2017).

Проект «Вася Обломов» – одно из самых интересных явлений современного шоу-бизнеса. Вася Обломов (Василий Владимирович Гончаров) – автор песен, родился в Ростове-на-Дону в 1984 году, там же закончил общеобразовательную и музыкальную школы, а позже – исторический факультет Ростовского государственного университета.

Проект стал популярным благодаря сети интернет, где в мае 2010 появилось мультипликационное видео к песне «Магадан», прославившее Васю Обломова. При этом Вася не стал «поэтом одной песни», сейчас в сеть выложено уже несколько десятков талантливых творческих продуктов этого автора. Пришедших к зрителю и слушателю посредством сети интернет авторов-исполнителей в той же сети характеризуют как «новую генерацию интернет-музыкантов, так называемый блог-рок» [1].

В текстах Васи Обломова самое главное – это быстрая и остроумная реакция на происходящие вокруг нас события. Тонкий юмор сочетается в его песнях с активной гражданской позицией. Несомненно, такое яркое явление современной поэзии, музыки и интернет-культуры заслуживает самого внимательного и глубокого изучения, которое пока, к сожалению, не проводилось.

Цель статьи – проанализировать основные выразительнее приёмы поэтического текста Васи Обломова, отметить составляющие элементы его оригинального авторского стиля.

Для исследователя современной литературы несомненно, что Вася Обломов представляет собой оригинального, яркого, талантливого поэта. Именно поэтическое творчество – главное для проекта. Неслучайно и дебютный студийный альбом Васи Обломова называется «Повести и рассказы» (2011 г.). В этой связи интересно проанализировать, какова форма произведений Васи Обломова, в каком стиле он представляет для современного потребителя поэзии свои стихи.

Стиль музыкальных произведений Васи Обломова нельзя оценить однозначно. В интернете Васю Обломова чаще всего называют рэпером, он сам акцентуализирует порой некоторые элементы рэперского стиля, хип-хопа (жесты, фразы «Вася здесь» и под.). Кроме того, исполнительскую манеру Васи Обломова объединяет с рэпом характерная для рэпа [2] и важная для Васи конфликтность. Однако от рэпа его стиль отличают и ритм (он спокойнее и менее выражен), и скорость (Вася читает негромко и небыстро, чтобы всё можно было понять, ведь главное – это смысл), и музыкальная тональность (в речитативе Васи нет характерных для рэпа подъёмов тона и междометий типа «е»). Если же говорить об истоках стиля Васи Обломова, то они, как нам кажется, не только в рэпе, но и в традиционном русском раёшном стихе, рифмованном фразовике. Уходящий корнями в фольклор, к балаганным представлениям с Петрушкой, раёшный стих никогда не исчезал из русской литературы, проявляясь в творчестве А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, и вот теперь – в творчестве «рэпера» Васи Обломова. Характерные для раёшного стиха особенности (акцентная форма стиха, разностопные строки, смежная рифмовка, неточные рифмы) используется Васей в полной мере.

В целом Вася Обломов сочетает некоторые элементы рэпа с русским говорным стихом, что в комплексе демонстрирует реципиенту оригинальное, не повторяющее что-либо, явление. Свои поэтические тексты Вася проговаривает речитативом в сочетании с немудрёными, но запоминающимися мелодиями. Больше всего песни напоминают монолог «о жизни» подвыпившего приятеля на кухне. Той самой малогабаритной кухне, где поколения русской интеллигенции обсуждают судьбы своей родины. А основная мысль этого монолога – протест против бессмысленности существования, против серости, против затягивающей обычного человека трясины однообразия.

Надо отметить, что Вася Обломов – автор музыки всех своих песен, а вот тексты принадлежат ему не всегда. Органически сочетаются со стилем Васи стихи Леонида Каганова, Дмитрия Быкова и нек. др. Мы будем анализировать только те песни¸ автором текстов которых точно является сам Вася Обломов.

Лексика песен Васи Обломова представляет собой соединение совершенно разных стилистических пластов русского языка – от нарочито интеллигентских выражений, оборотов высокого стиля и официально-деловых формулировок до жаргонизмов, просторечий, вульгаризмов и обсценных слов.

Мы видим примеры оперирования автором словами и выражениями, которые свидетельствуют о его значительном словарном запасе и могут быть даже непонятны некоторым слушателям. Примеры:

Проверяем документы лиц кавказской национальности

И лиц, относящихся к разной степени маргинальности.

Это всего лишь глава одной саги,

Все, я ушел, мои слова на бумаге…

И несмотря на ностальгические формы радости,

Жить прошлым – это первый признак старости.

Противостоит данным словам и выражениям вульгарная и обсценная лексика. Хочется отметить, что нелитературные выражения не составляют основу стиля Васи Обломова, присутствуют лишь в нескольких песнях, где единичны. При этом визитной карточкой Васи Обломова стала песня «УГ», рефреном которой является грубое выражение, содержащее вульгаризм. Мы оцениваем внимание автора к данным явлениям не только как веяние времени, желание быть принятым молодёжью как основным контингентом слушателей. Видимо, мы столкнулись с феноменом органического включения автором вульгарной и обсценной лексики в текст произведения, когда пишущий не видит возможности выражения данного смысла и данной эмоции без «крепкого словца». Для современной, новой литературы это явление уже стало обычным, мы отмечали его ранее в творчестве Леонида Каганова [3]. Как бы отрицательно мы ни относились к использованию лексики названных групп в произведениях, нацеленных на восприятие широкого круга лиц, на молодёжь, как бы мы ни хотели, чтобы литература всегда оказывала облагораживающее, культурное влияние на реципиента, современная литературная реальность демонстрирует нам иную тенденцию: вульгарная и обсценная лексика становятся неотъемлемой составляющей литературных текстов авторов нового поколения, демонстрируя изменения во внутреннем мире языковой личности, в качестве внутренней цензуры. Как отмечает В.А. Ромодановская, «в каждом из нас, незаметно для нас самих, постоянно работает некий внутренний цензор, анализирующий, что, где, когда и при ком можно произносить, а что нельзя, что может стать остроумием или шуткой, а что будет грубостью или хамством» [4, с. 64]. Очевидно, что система внутренней цензуры современного интеллигентного человека претерпевает серьёзные изменения.

Чаще всего стихотворный текст Васи Обломова представляет собой «поток сознания» – перечисление событий, что в принципе характерно для рэпа. При этом непрерывно нарастает эмоциональное напряжение, каждый последующий факт перекрывает предыдущий:

Какой-то мудак наступил в метро на ногу,

За ипотеку надо выплачивать долго и помногу,

И неизвестно, будет ли тринадцатая зарплата,

Не могу найти страховой полис – делся куда-то.

Собираясь на работу, долго искал ключи.

В лифте разбили зеркало какие-то сволочи.

В Сбербанке отстоял целую очередь в окно,

Все проклял и понял, Сбербанк – г…

Пессимистический характер таких перечислений приводит автора обычно к не менее пессимистическому обобщению: «Всё г…, всё плохо, в жизни нет смысла», хотя суицидальный выход из ситуации всё же исключается: «Но смерть – это уже навсегда…».

Однако такое строение текста, встречающееся у Васи Обломова достаточно часто, не является единственным для автора. Противостоит пессимизму лиричность, выражаемая посредством метафор, симфор:

Как-то очень ярко летит моя комета,

Сегодня здесь, а завтра где-то.

Две линии жизни, две разные точки,

Разошлите меня всей стране по кусочкам…

Важным для Васи Обломова выразительным средством является также сравнение, выражаемое посредством неполных придаточных предложений, в том числе с парцелляцией: «Так в чём же смысл ждать конца света? / Как холодную осень после жаркого лета…»; в форме сказуемого: «Вся моя жизнь как немое кино» и под.

Для Васи Обломова очень важной является смысловая и языковая игра, начинающаяся уже с названия проекта. Литературный герой Илья Обломов – создание писателя Ивана Гончарова, псевдоним Вася Обломов – создание Василия Гончарова. Аналогия и аллюзия несомненны. Сам Вася отметил как-то в интернете, что придумал себе псевдоним за десять минут, выкладывая клип песни «Магадан» в сеть, однако, насколько на самом деле серьёзно отнёсся Василий Гончаров к выбору псевдонима, какая предварительная работа за этим стоит, – мы не знаем. Известно, что Василий – молодой человек из интеллигентной семьи, хорошо учился в школе и русскую литературу знает и любит, что не могло не отразиться на его творчестве.

Средства выразительности, основанные на языковой игре, каламбуры нередки в стихах Васи Обломова:

До чего довел Россию Путин.

Даже снег решил: «Пора валить» (о снегопаде).

Характерны для стиля Васи Обломова средства языковой выразительности, основанные на антонимах, чаще всего антитеза: «У меня стало больше знакомых, у меня осталось мало друзей»; «Сдают нервы, и я тоже понемногу сдаю, / Все больше говорю в песнях и меньше пою…».

Чаще всего различные выразительные средства комбинируются, сочетаются. Например, повторы, метафоры и внутренняя рифма: «Мы ритмы окон, в которых нет стёкол. / Мы ритмы улиц, которые не проснулись»; сравнение с помощью сочетания похож на и указательных слов: «Это похоже на моду, которая была всегда. / Так волнуется песок на дне моря» и др.

В песнях на социально и политически значимые темы Вася Обломов нередко использует антифразис и антифрастический стиль. В частности, типичным для Васи Обломова стало выражение «восхищения» властью, поступками политических лидеров в песнях, написанных в жанре послания президенту, премьер-министру и др.: «Письмо счастья», «ВВП».

Владимир Владимирович, тут такое дело…

Не хотелось бы, чтобы это Вас как-то задело,

Но народ сказывает про Вас разное:

И хорошее, конечно, и совсем безобразное.

Мы всецело поддерживаем здравое начинание,

Но никто не выполняет Ваши обещания!..

Вообще антифразис является классическим средством выражения политической иронии, которое «одновременно порождает комический эффект и служит сигналом отрицательного отношения автора к обсуждаемой ситуации» [5, с. 127]. Данное выразительное средство скрывает от слушателя истинный смысл песни, заменяет его на противоположный, заставляет думать, размышлять, искать смысл самостоятельно. От слушателя требуется, по крайней мере, понять, что текст песни представляет собой иронию и должен быть воспринят в противоположном смысле, что для современной популярной песни уже немало.

Основным же ощущением процесса тщательного изучения творчества Васи Обломова оказывается, на наш взгляд, удивление, когда за маской грубоватого «парня с улицы» начинаешь различать черты образованного, грамотного, интеллигентного человека, который знает и любит язык и литературу, который открыт и искренне пытается донести свои по-настоящему правильные мысли и идеи до слушателя, который даже пытается быть просветителем для основного своего реципиента – молодёжи:

Кто-то не переносит на дух Чехова и Толстого

Слушает шансон и не понимает, что в этом такого…

И этот думающий молодой человек не сильно и скрывается, поэтому всё более важным средством в песнях Васи Обломова становится самоирония и ирония. Автор зло шутит над своим основным слушателем, не видящем в его творчестве глубины и не нуждающемся в какой-либо глубине в принципе, над потребителем одной песни – «Магадан»:

Поём главный хит, никто не слушает,

Кто-то ушёл курить, кто-то просто кушает.

Ни аплодисментов, ни концертного угара,

Но при этом заплачено три гонорара.

Поём веселые песни, три из них про г…,

Вот такое искусство за ваше бабло!

Творчество Васи Обломова пропитано иронией, выражаемой и посредством антифразиса, и посредством прямой насмешки, высмеивания, переходящего в сарказм. Однако чаще всего автор выражает иронию не прямо, а опосредованно, поэтому сатирическими его тексты назвать нельзя. Как отмечает И.А. Семенов, «в отличие от сатиры, которая утверждает правильность мыслимой (желанной) нормы прямо, не допуская многозначности и сомнения, ирония допускает различную трактовку значения» [6, с. 109]. Неоднозначность понимания, возможность которой предусматривает ирония, вовлекают слушателя в процесс обдумывания, «расшифровки» текста – процесс творческий, делающий реципиента в какой-то степени соавтором, сомыслителем поэта.

Современная поэзия в нашей нечитающей стране находится в сложном положении. Раньше поэту было необходимо просто писать стихи, и если они были гениальными или хотя бы талантливыми, то он обязательно становился известным, находил своего читателя, издавался значительными тиражами. Современный поэт выделиться на общем фоне, стать известным, получить возможность общаться с широким кругом читателей может только при условии, если найдёт свой особый путь, облечёт стихи в необычную форму. Это признаётся исследователями: «В творчестве молодых продолжается поиск, что спасает поэзию от стагнации…» [7, с. 70]. Современный поэт приходит к своему читателю через рок-музыку (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кинчев, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук), через авторскую песню (Д. Тюряев, Алькор, В. Уриевский, О. Арефьева), через популярную эстрадную песню (группа «Братья Грим» – Борис и Константин Бурдаевы, группа «Uma2rman» – Владимир и Сергей Кристовские, группа «Високосный год» – Илья Калинников). А также – посредством поиска собственного оригинального стиля, как это делает Вася Обломов. Причём исполнитель практически уже прошёл проверку временем: выпустил несколько альбомов, подтвердил, что не является «автором одной песни», при этом «не стал маргинальным артистом для малолеток или эпатажной однодневкой, а заявил себя как серьезный артист с разнообразным репертуаром и разносторонним месседжем» [1].

Итак, творчество Василия Гончарова (проект Вася Обломов) представляет собой новое в отечественной масс-культуре явление, которое может быть охарактеризовано как поэзия в псевдорэповом стиле, опирающаяся на традиции русского райка. Основным стилеобразующим средством текстов Васи Обломова является ирония, проявляемая в первую очередь посредством антифразиса. Язык Васи Обломова выразителен, включает метафоры, сравнения, антитезы и другие языковые средства. Несмотря на внешнюю несерьёзность, говорную форму изложения, стихи наполнены глубоким содержанием, представляя автора как мыслящего, неравнодушного человека, стремящегося к культурному совершенствованию своих слушателей.


Библиографический список
  1. Мартишин О. Вася Обломов – Стабильность [Электронный ресурс] // DayMusic.ru  [Сайт]. Режим доступа: URL: http://www.daymusic.ru/reviews/3882. 22.09.2013.
  2. Кожелупенко Т.М. Рэп как язык конфликта в субкультуре хип-хопа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2008. № 4. С. 83-89.
  3. Крылова М.Н. Леонид Каганов: наброски к портрету нового российского писателя // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Актуальные проблемы филологии и культурологии» (17 декабря 2012 – 17 января 2013 года). Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2013. С. 43-48.
  4. Ромодановская В.А. К вопросу о причинах табу в современном русском языке: размышления и заметки // Сибирский филологический журнал. 2012. № 2. С. 64-75.
  5. Шилихина К.М. Ироническое выражение деонтической оценки в общественно-политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2013. № 1. С. 121-127.
  6. Семенов И.А. Ирония как категория культуры // Аналитика культурологии. 2007. № 7. С. 106-110.
  7. Барковская Н.В. Молодая поэзия // Филологический класс. 2009. № 22. С. 67-70.


Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: