УДК 82-1/-9

ХРОНОТОП ВЬЕТНАМСКОЙ НОВЕЛЛЫ ФУ КУИНЯ И КИЕУ ФУ «ДИВНАЯ ЛЮБОВЬ В КРАЮ ХОА-КУОК»

Кошман Александра Юрьевна
Дальневосточный государственный гуманитарный университет
студентка 1 курса

Аннотация
В данной работе рассмотрены проблемы развития вьетнамской литературы и выявлены особенности хронотопа во вьетнамской новелле «Дивная любовь в краю Хоа-куок».

Ключевые слова: абстрактное пространство, антитеза, хронотоп вьетнамской новеллы


TIME-SPACE IN THE VIETNAM NOVEL FU QUINN AND KIEU FU"WONDROUS LOVE IN THE EDGE OF THE HOA QUOC"

Koshman Alexandra Yuryevna
Far Eastern State University of Humanities
1st year student

Abstract
In this paper we consider the problem of Vietnamese literature and the peculiarities of time-space in the Vietnam novel "Wondrous Love in the edge of the Hoa Quoc".

Keywords: abstract space, antithesis, time-space Vietnamese novels


Библиографическая ссылка на статью:
Кошман А.Ю. Хронотоп вьетнамской новеллы Фу Куиня и Киеу Фу «Дивная любовь в краю Хоа-куок» // Филология и литературоведение. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2013/05/500 (дата обращения: 01.05.2017).

Проблема становления и развития классической вьетнамской новеллы еще малоизученна. Литературоведы сходятся во мнении, что литература Вьетнама носит синкретический характер. В ней отражается влияние Запада и Востока, так как прямое влияние оказывала китайская литература, но в то же время Вьетнам почти столетие был французской колонией. Несомненно, это оставило неизгладимый след в истории страны и литературы.

Особый интерес представляет художественный хронотоп вьетнамских новелл, наиболее ярким примером необычного соотнесения времени и пространства является новелла Фу Куиня и Киеу Фу «Дивная любовь в краю Хоа-куок».
В этом произведении представлена архаичная модель мира. Гранью между «своим» и «чужим» миром является время отхода ко сну. Главный герой новеллы – Тю Шинь перемещается в иное пространство только во время сна, хотя оба эти мира взаимосвязаны. Пространство во сне героя является закрытым, так как действие происходит только в замке с одним и тем же кругом лиц. Но за все время повествования пространство расширяется: сначала это дом дяди, потом дом отца, иная реальность, возвращение к дяде, взаимодействие с внешним миром, военный поход, иная реальность, смерть героя, после которой герой навсегда перемещается в Страну Цветов. Эта страна является воображаемым пространством, поэтому автор не описывает жизнь героя после смерти, намекая на счастливый конец. Время представлено как биографическое (детство, юность, зрелость, старость) и суточное (смена дня и ночи, то есть разных миров).
Действие происходит в долине Округлой горы. Когда герой уходит из дома, к нему каждую третью ночь является придворный, и они на карете отправляются во дворец. И такая цикличность не случайна. В восточной культуре цифра «три» является сакральным числом, и, таким образом, автор намекает на совершение некоего магического обряда. Герой живет параллельно в двух жизнях – в одной он беден, одинок, корпит над книгами, в другой – у него есть жена, ребенок и достаток. Он хочет находиться в иной реальности, потому что там его держит любовь. Но влюбленные вынуждены всю человеческую жизнь жить в разлуке, чтобы потом прожить вместе вечность. И все прекрасно в «чужом» мире: «…и вскоре они оказались в просторных золотых покоях. У крыльца высились изваянья драконов, потолки подпирали покрытые лаком колонны с резными змеями, пол был выложен хрусталем, на стенах – изображения фениксов. Посреди покоев висела завеса, расшитая жемчугами» [1]. А реальный дом героя приводит его в уныние: «Пол в нем порос травою и мхом, а у порога торчал колючий кустарник. Кроме старой скамьи, лежанки да куска изодранной циновки, в доме ничего не нашлось» [1]. Из этого описания видно, почему иной мир вызвал у героя интерес. Произведение построено на приеме антитезы. Сопоставление двух миров ведет к тому, что герой понимает, что лучше жить мечтами о светлом будущем, чем видеть печальную реальность. И эта надежда поддерживает его в трудный период жизни.
В структуре повествования выделяются три пространственные точки зрения (повествователя, Тю Шиня и Монг Чанг). Речевыми средствами их выражения служат: наречия места, глаголы со значением перемещения в пространстве (покинул, очутился, войдя, отправился…). Все точки зрения сближены друг с другом, только герою сначала кажется, будто это ему приснилось, позже он понимает все и принимает события как реальность. Абстрактное пространство становится конкретным, когда Тю Шинь разгадывает стихотворение жены. Но все же все персонажи верят в то, что существует несколько параллельных миров, между которыми главный герой с легкостью перемещается с определенной цикличностью: раз в три дня, раз в двенадцать месяцев, раз в пятнадцать лет, то есть постепенно время становится ограниченным. Такие временные рамки конкретизируют время.
Свою позицию повествователь выражает в конце новеллы в «нравоучении мужа с Южных гор». Он говорит о том, что вокруг людей немало чудес, но они привыкли их не замечать: «виденья становятся явью, и все сохраняют свое обличье и сущность» [2]. Можно сказать, что пространственная ориентация автора гораздо шире, чем у обычного человека. Он не ограничивается только тем, что видит, а верит в то, что этот мир богаче и прекраснее, нежели мы привыкли представлять. Он наблюдает как бы со стороны, с позиции «птичьего полета», и у него одна функция: донести до читателей мысль о том, что иная реальность существует.


Библиографический список
  1. Фу Куинь, Киеу Фу Дивная любовь в краю Хоа-куок // Классическая проза Дальнего Востока. Библиотека всемирной литературы. Т.18. М, 1975. С.
  2. Фу Куинь, Киеу Фу Дивная любовь в краю Хоа-куок // Классическая проза Дальнего Востока. Библиотека всемирной литературы. Т.18. М, 1975. С. 8.


Все статьи автора «SandraK»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: