УДК 801.733

ОПЫТ ИСТОЛКОВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ А.АХМАТОВОЙ

Аксёнова Анастасия Александровна
Кемеровский Государственный Университет
студентка 4 курса факультета филологии и журналистики

Аннотация
Данная статья посвящена медленному чтению текста А.Ахматовой.

Ключевые слова: медленное чтение, море, смерть


INTERPRETATION TRIAL OF THE POEM BY A. AKHMATOVA

Aksyonova Anastasiya Aleksandrovna
Kemerovo State University
4th year student of the Faculty of Philology and Journalism

Abstract
This article is devoted to a close reading of the text by A.Akhmatova.

Keywords: close reading, death, sea


Библиографическая ссылка на статью:
Аксёнова А.А. Опыт истолкования стихотворения А.Ахматовой // Филология и литературоведение. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2013/05/482 (дата обращения: 30.04.2017).

Рассматриваемое нами стихотворение пронизано не только внутритекстовыми, но и интертекстуальными связями:

Что таится в зеркале? – Горе…

Что шумит за стеной? – Беда.

Например, образ стены, несостоявшийся в своей защитной функции домашнего пространства, подтверждает эту характеристику, обернувшись больничной (антидомашней) стеной в стихотворении того же 1961 года:

Больничные молитвенные дни

И где-то близко за стеною – море

Серебряное – страшное, как смерть.

Беда, шумящая за стеной в первом случае, в этом тексте соотносится с образом моря и смерти. А серебряная поверхность перекликается с образом зеркала, в котором отражается Горе из предыдущего текста.

Боль лирического героя не называется прямо, а обретает пространственное воплощение в стенах больницы. Прямо противоположным по смыслу больничного пространства является Дом. Больница – это место временного жилья, находящегося в оппозиции жилью постоянному (домашнему). В противовес ситуации больничных и молитвенных дней, создаваемых самим человеком, появляется ощущение лирическим героем близости чего-то стихийного, неподвластного человеку (море).

Указание такого топоса акцентирует и временной аспект изображаемого. Как и «молитвенные дни», это ценностно выделенный период жизни. Такой образ мы должны понимать не только буквально (что лирический герой лежит в больнице и молится Богу), а соединяя эти понятия по их общему признаку у е д и н ё н н о г о состояния и обособленности человека. Пространство больницы, как и состояние молитвы – знак отгороженности человека от суетного мира. Это аналогично позиции литического «я» в первом тексте, где приводится отделённость от шумных событий мира.

Неопределённость местонахождения, указанная словом «где-то», как слепота, отражает слабость самого человека. А эта слабость соотносится и с болезненной немощью того, кто не может покинуть стены больницы (больного). Тотальная оторванность от «здорового», наполненного жизнью мира обозначена через метафору «больничная палата / тюрьма». Больного отделяют от здоровых людей, как преступника отделяют от законопослушного общества. Только в данном тексте больного от здоровых (и мира) отделяет как раз его собственная болезнь и слабость.

Близость нахождения моря указывает нам на границу «того» и «этого» пространства (внешнего, распахнутого к морю и комнаты больничной палаты). Но образ моря дан не как свободная стихия у романтиков, а как нечто страшное и сама Смерть. Перекличка с первым текстом обнаруживается метафорой «зеркало / море». И в обоих случаях образы связаны с потусторонним, страшным (или горьким, как горе), таящимся. Непознаваемость смерти, так как мы можем наблюдать её только извне, соотносится с необъятностью морского пространства, горизонтов которого достигает человеческий взгляд. Это положение обратное тому, когда взгляд человека натыкается на больничную стену.

Но как объяснить появление в системе этого художественного мира образа драгоценного метала? Море и серебро обнаруживают сходство по цвету. Именно серебро в данном тексте – цвет моря и смерти. Серебро выступает знаком отсутствия красок, цвета и жизни.

Ощущение тревоги из первого текста соотносится с заявленным страхом смерти во втором тексте. Кроме того, сам образ больницы (где человек либо выздоравливает, либо умирает), указывает нам на границу жизни и смерти.



Все статьи автора «gusserl»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: