УДК 8

РАЗМЫШЛЯЯ О ДОБРОТЕ И МИЛОСЕРДИИ

Антамошкина Зинаида Семеновна
МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области
учитель русского языка и литературы высшей категории

Ключевые слова: благо, добродушие, добросердечность, доброта, доверчивость, дружелюбие, отзывчивость, сострадание к ближнему

Antamoshkinа Zinaida Semenovna
Municipal budget educational institution of secondary school Alekseevskaya Alekseevskogo municipal district of Volgograd region
teacher of Russian language and literature of the highest category

Библиографическая ссылка на статью:
Антамошкина З.С. Размышляя о доброте и милосердии // Филология и литературоведение. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2012/12/391 (дата обращения: 29.04.2017).

Всем известно, что некоторые слова могут иметь огромное количество лексических значений. В статье делается попытка найти в различных источниках (толковых словарях, словарях русских пословиц и поговорок, словарях афоризмов и высказываний, словарях синонимов) толкование слов «добрый» и «доброта». Дается определение этих слов, с точки зрения использования в пословицах, поговорках, метких выражениях, в художественной литературе.

Известный литературовед и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих избранных работах «Заметки о русском» утверждал, что доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек, по его мнению, уже самой своей добротой превозмогает все человеческие  недостатки.

Академик Д.С. Лихачев поднимает проблему глубоко нравственную, посвященную духовной жизни человека, взаимоотношениям людей в современном обществе, он предлагает нам задуматься, какими должны быть мы все. В центре внимания  литературоведа – проблема духовного совершенствования человека, служение его великим целям.

Симпатии  автора на стороне тех, кто живет, чтобы приносить пользу и добро окружающим. Истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы делать мир лучше. Ценность человека определяется его добрыми делами. Доброта и милосердие делают человека Человеком. Подтверждение этой мысли можно найти  и в художественной литературе.

Писатель не случайно обращается  к этой важной проблеме, особенно актуальной и в наши дни, так как, к сожалению, в бешеном ритме современной жизни многие стали более эгоцентричными, невнимательными к проблемам  окружающих. Нет ничего удивительного в том, что такие созидающие чувства, как доброта, милосердие и сострадание, утратили былую значимость, «заглохли» в наших душах. Даже воспринимаются сейчас они по-другому.

Позиция автора однозначна. Он считает, что проявление доброты, милосердия, сострадания, сочувствия ближнему является одним из важнейших показателей нравственности человека. Трудно не согласиться с такой позицией. Я тоже считаю, что доброта и милосердие являются главным достоинством человеческой натуры и что мы, во что бы то ни стало должны сохранить  их в наших сердцах. Ведь именно на людях, способных проявлять сочувствие окружающим, и зиждется любое человеческое общество.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) – выдающийся исследователь древнерусской литературы и искусства. Им были сформулированы «девять заповедей гуманизма», во многом перекликающиеся с  христианскими заповедями. В них он призывает всех не прибегать к убийству и не начинать войн, не красть и не присваивать себе плодов труда своего ближнего, а также стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было и уважать идеи и чувства других людей и уважать своих родителей и предков, сохранять их культурное наследие, бережно относиться к Природе как к своей матери и помощнице.

Оригинальным вкладом ученого стала разработка основ новой научной дисциплины – экологии культуры.

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим», – такое определение слова «доброта» дается в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. А вот слово «добрый» имеет гораздо больше толкований.

«Добрый – 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. 2. Несущий добро, благо, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. 3. Хороший, нравственный. Добрые дела. 4. Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья. Мой добрый знакомый. 5. Хороший, отличный. В добром здоровье кто-нибудь (вполне  здоров). Добрый конь, добрый товар, добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время (о прошлом; ирон.). Оставить по себе добрую память. 6. Безукоризненный, честный. Доброе имя. 7. Действительно такой большой, не меньший, чем то, что указывается существительным или числительным (разг.). Осталось добрых десять километров. Съел добрых полбуханки»[1].

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля дано немного иное понятие этих слов «доброта» – добродушие, доброжелательство, наклонность  к добру, как качество человека. Доброта без разума пуста. Не ищи красоты, ищи доброты (досужества).

«Добрый – благонамеренный, честный, благородный, рачительный, попечительный, исправный в должности…На него можно положиться – он человек добрый. (Словарь церковно-славянского и русского языка – СПб., 1847); добрый, о человеке, дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный…Это добрый кузнец…Он добрый служака. (Словарь  В.И.Даля).

Мне кажется, что добрый – это тот, кто расположен к людям, отзывчив, исполнен доброты, сочувствия к ним, готовности помочь. О добром человеке говорят: «Он воды не замутит», «Он и курицу не обидит», «Взять под опеку», «Прийти на помощь». Доброго человека называют: «Душа – человек», «Большое сердце», «Доброе сердце».

Когда человек делает очередной добрый поступок, люди говорят: «Мир не без добрых людей», «В миру не без добрых людей». Говорят, что – «Доброму Бог помогает», «Злому и щи не впрок, а доброму и сухарь помогает».

Доброта ценится у всех людей и у всех профессий – «Добрый повар стоит доктора», «Добрый повар сначала душу в котёл кладёт, а потом мясо», «Добрый командир сначала солдат накормит, а потом сам поест», «Добрый пастух не о себе печётся, а о стаде». При виде чужого горя у доброго человека – «Сердце кровью обливается». Ведь – «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».

Интересен взгляд на доброго гостя у русских людей: «Добрый гость долго не засиживается». Они отмечают, что – «Пьяный не любит трезвого, а злой  – доброго», «Злой не верит, что есть добрые люди». В большой семье добрая бабушка заботится о детях и внуках и о других членах семьи. Доброта её безгранична. А ей за доброту иногда могут – «ответить чёрной неблагодарностью». Это о ней говорят: «Бабушка Софья про всех сохнет, только о ней никто не вздохнет».

Часто к доброте какого-либо человека люди привыкают и даже принимают её как должное. Чуть что не так, могут даже обидеться на доброго: «Доброта не остаётся безнаказанной», «Не вспоив, не вскормив, врага не наживёшь», «Доброта без разума пуста».

В словаре-тезаурусе русских пословиц, поговорок и метких выражений дано огромное количество выражений с родственными словами нашему:

«Добрая слава до порога, а худая за порог», «Добрая слава дороже богатства», «Добрая совесть не боится клеветы», «Добрая шутка дружбы не рушит», «Добро ищут, а худо само приходит», «Добро наживай, а худо изживай», «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело делай смело», «Доброму Бог помогает», «Добрый плачет от радости, злой – от зависти», «Добрый сын – отцу радость, плохой – печаль», «Доброе молчание – чем не ответ».

Доброта, добросердечие, добросердечность, дружелюбие, душевность, мягкосердечность, мягкосердие, мягкость, сердечность, книжн. благость – все эти слова даны в  большом толковом словаре синонимов русской речи как близкие по значению, но при этом отличающиеся друг от друга.

Доброта. « Большие карие глаза …теплились добротой и застенчивостью» – (Солженицын). «Человек богатырского сложения, великан, Жук в то же время отличался необыкновенной добротой и детской мягкостью характера» – (Трифонов).

Добросердечие.  То же, что доброта. Посмотрите, как отличаются оттенками слова «добросердечие» в этих предложениях «И тогда казалось – только идеи добросердечия, новый общественный договор, обогащённый завоеваниями физики, химии, техники, протянет эти дары всему человечеству» – (А.Н. Толстой). «Но и таких нельзя было подбирать: ещё ходили агенты и следили, кто выказал добросердечие» – (Солженицын).

«Язык является не просто способом общения, но неким концентратом культуры – культуры нации и её воплощения в разных слоях населения вплоть до отдельной личности»[2], – писал Д.С. Лихачёв.

История бытования одного слова в языке, особенно если это слово относится к так называемым «ключевым» словам языка, может много сказать об изменении системы ценностей народа. Проиллюстрируем это на примере анализа значений слов доброта и добрый.

На первый взгляд, значения этих слов остаются неизменными на протяжении всей истории русского языка. Если сравнить словарные статьи, включающие слово доброта, в словарях древнерусского языка, русского языка XVIII – XIX вв. и в словарях современного русского языка, мы увидим, что у этого времени выделяются два основных значения: абстрактное, философское -  «всё положительное, хорошее, противоположность -  зло» и конкретное, вещественное – «имущество, вещи, пожитки».

В настоящее время основным значением слова доброта и добрый стало значение морально – этическое, которое относится к духовно – нравственной сфере человека. В современном русском языке слова добро, доброе употребляются в значении «имущество» только в разговорной речи. Сейчас невозможно представить себе слово добро, доброе в тексте Уголовного кодекса или правительственного документа.

Доброе – использовался в «вещественном» значении в целом ряде русских диалектов: « Всё моё доброе пригорело; Всё доброе утащили воры, вот беда». И хотя набор значений слова остаётся прежним, структура значения меняется. В современном русском литературном языке добром  называют имущество скорее в тех случаях, когда говорящий хочет показать несколько пренебрежительное или ироническое отношение к «накопительству» и «стяжательству» [исключение, однако, оставляет оборот «народное добро» в конструкциях типа  - расхитители народного добра].

Теперь посмотрим, какие изменения претерпевает структура значения имени прилагательного добрый в истории языка. В современном русском языке у слова добрый выделяются два основных значения: «делающий добро, склонный к добру (о нравственных качествах)» и «хороший». Эти же значения выделялись у слова добрый и в древнерусских памятниках, и в русском языке XVIII-XIX вв. Но у слова добрый было ещё одно значение, соотносимое со значением слова добро «имущество»: добрые люди – люди, обладающие имуществом, люди «знатные, почтенные». В древнерусских и старорусских памятниках  добрые люди – это некое сословие, не бояре, но те, кого мы сейчас назвали бы «средний класс».

«Добрые люди означало непременно богатые, житые»[3],-пишет Л.Я.Боровой. Хотя связь значений прилагательного добрый и существительного добро («имущество») к XIX в., по-видимому, уже была утрачена, сохранялось (исконно связанное с владением имуществом) значение «тот, кто честно выполняет свои обязанности» или, как мы сейчас сказали бы, «социально ответственный» человек.

В настоящее время основным значением слова добрый (о человеке) стало значение «склонный к добру, творящий добро». А мысль о том, что  добрый  как-то может соотноситься с имуществом, богатством, кажется нам странной. Словосочетания добрый богач, добрый миллионер используются почти всегда отрицательно и иронически. Даже реальные добрые поступки богатых людей могут вызвать недоверие и негативную оценку.

Подобное отношение к добрым богатым опирается на одну из ключевых идей русской языковой картины мира: «плохо, когда человек действует из соображений практической выгоды (расчётливый, мелочный)». Тогда как доброта предполагает бескорыстие: добрые дела делаются без расчёта.

В настоящее время имеется очень много различных словарей с пословицами, поговорками. В частности, в словаре под редакцией А.С. Спирина более двадцати тысяч пословиц, поговорок, устойчивых словосочетаний на самые разные темы. Алексей Семенович был русским человеком до глубины души, страстно любил русский народ и бесконечно доверял ему.

Большинство пословиц и поговорок, а также словосочетаний и высказываний имеют отношение к человеку как носителю разнообразных положительных и отрицательных качеств. И среди них важное место занимают изречения  на тему, связанную с таким понятием, как доброта, добрый человек.

«Добро пытается сделать мир благороднее, нравственнее, мягче, объединяя, а, не разъединяя людей»,- писал известный русский писатель Ю.В.Бондарев. Доброта – понятие сугубо нравственное, а только нравственное, делает, в конце концов, человека человеком.

Доброта. Милосердие. Сейчас мы все чаще и чаще возвращаемся к этой теме. Многие задумываются, почему мы не всегда и не все бываем милосердными к своим ближним, не говоря уж о посторонних, победит ли в нас Человеческое распространенную ныне сверхпрактичность, расчетливость и даже жестокость.

Еще Достоевский писал, что красота спасет мир. Мне кажется, что именно красота человеческой души спасет нас. «Доброта, добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердие, мягкосердечие, милосердие» – эти слова из словаря под редакцией Л.А. Чешко являются синонимами, близкими по лексическому значению.

Бесспорно, в воспитании милосердия нет надежней союзника, чем художественная литература. К сожалению,  все сейчас читают крайне мало,  многие прочитывают классику в сокращенном варианте. А ведь именно литература, художественное слово обладают той необходимой способностью проникать в ум человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живительная влага падает в благодатную почву.

Проблему милосердия затрагивали еще классики отечественной литературы. Это и А.С.Пушкин, призывающий «милость к падшим», и А.П.Чехов, который презирал  самодовольное счастье мещан. Не оставили без внимания эту тему и писатели 20 века. А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что младшая сестренка ночами еле живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти». Написав позже рассказ о трудных военных годах, он изменил финал: худенькую Люсеньку, с прозрачной кожицей, похожей на тех рыбок, которых она съедала, детдомовцы не избили. Наоборот, они стали просить у ночной няни для голодной девочки кусочек хлеба.  Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие и сострадание.

В трудные послевоенные годы герой рассказа В.Распутина «Уроки французского» приехал из деревни в город, чтобы учиться в средней школе. «Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни!» – вспоминает он. Скудные припасы, которые присылала мать, кто-то воровал. И мальчик просто погибал. Погибал не только физически, но и морально: погибала его вера в добро. Но, к счастью, рядом с ним оказался человек, протянувший парню руку помощи.

Учительница французского Лидия Михайловна заставляет нас задуматься над этими уроками милосердия, уроками веры в добро, о подлинной и мнимой человечности, о нерушимой связи между творящим добро и тем, кто его принимает. Я уверена, что так и должно быть..

Попрание законов милосердия приводит к тому, что оно обесценивается, об этом в повести «Чучело» В. Железникова, где слабое существо, девочка Лена становится жертвой бездушия своих одноклассников. Остается только задуматься, откуда в их еще юных сердцах такая злоба, такая страсть к мучительству ближнего? Изгнав девочку, они поняли, что вместе с Леной исчезли из класса доброта, доверчивость, сострадание, любовь. Пусть поздно, но к ребятам приходит сознание того, что нельзя жить по звериным законам.

Исследование истоков жестокости превращается в исследование негативных сторон жизни нашего общества. Начинаешь понимать, что это не только вина детей. Это вина и взрослых. Уродливые явления нашей жизни проявляются в поступках   людей…Вспомним хотя бы один случай, когда во Владимирской области какие-то отморозки сожгли человека на Вечном огне только за то, что он посмел им сделать замечание по поводу их не совсем правильного поведения  в момент нахождения возле памятника.

О необходимости воскрешения доброты и милосердия говорит и Б.Екимов, описывающий случаи безразличного отношения к людям, особенно старикам и старухам. Но недаром сборник рассказов этого писателя носит название «Живая душа». Здесь, как и у Распутина, рассказывается о людях, творящих милосердие. Они возвращают старикам так необходимое им тепло, исцеляют их  своей добротой. Добрым называют чаще такого человека, который вовсе не сентиментален, не слезлив. Не умиляется всем без повода. Добрый человек тот, кто делает хорошо, полезно другим, но таким может быть, по мнению В.Даля, человек сведущий. «Сведущий человек, не только знающий свое дело, свою специальность, но и человек культурный, мыслящий масштабно и действующий». Добрый и культурный – это синонимичные понятия. И это верно.

«Люди часто бывают неразумными, нелогичными и эгоцентричными. Все равно прощай их. Если ты добр, люди могут обвинять  тебя в эгоистичных и скрытных мотивах. Все равно будь добр. Если  ты честен и искренен, люди могут обмануть  тебя. Все равно будь  честным и искренним. То добро, что ты сделал сегодня, люди часто забудут завтра. Все равно делай добро»,- эти слова принадлежат матери Терезе, женщине, чья подвижническая  жизнь была настолько насыщенна, что с трудом укладывается в наши традиционные представления. Тереза – символ милосердия.

В 1997 году ей  была присуждена Нобелевская премия, и эти средства тоже были потрачены во имя «нежеланных, нелюбимых и необласканных». На сегодняшний день в Ордене милосердия, созданном матерью Терезой более пятидесяти лет назад, насчитывается около трехсот тысяч сотрудников, которые трудятся в разных странах мира, управляя там детскими домами, клиниками для лечения смертельных больных, приютами…

Мать Тереза умерла, а дело ее продолжает жить. И у нас в стране открываются различные фонды, например, фонд, созданный Чулпан Хаматовой, куда можно перечислить деньги, пожертвовать их детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении. Доброта и милосердие – это сострадательная любовь и участие в жизни людей бедных, нуждающихся, а таких сейчас много. Желание помочь им делает нас милосерднее, сострадательнее и добрее.

Размышляя о милосердии, вспоминаешь и повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которая настолько проникнута духом милосердия и доброты, что сам автор представляется нам не только мастером художественного слова, но и мудрым человеком с большим нравственным опытом жизни.  История взаимоотношения Гринева и Пугачева есть, прежде всего, история благородства и милосердия. Давайте вспомним, как Пугачев вывел заблудившегося Гринева к постоялому двору. В благодарность тот дарит вожатому заячий тулуп. Здесь не просто благодарность, тут и жалость, и милосердие, и уважение к человеку, к его достоинству.

И это милосердие благородного человека пройдет через все остальные встречи Гринева и Пугачева. Пушкин глубоко осознал и гениально изобразил контрастный благородству и милосердию путь. Вся история Швабрина представляет из себя историю бессильной злобы и зависти. Автор показывает, что этот путь ведет не только к физической гибели, но, что гораздо хуже,  и к нравственной деградации.

Мне кажется, сейчас уже ясно, что выработанные в процессе эволюции людей такие качества, как доброта, милосердие, сострадание к ближнему, спасут человечество от самоуничтожения. Понятия вечные и неразделимые – добро и зло –  пока жив человек, будут бороться друг с другом. Добро будет помогать человеку, освещая ему путь к истине. О созидательной силе милосердия и доброты размышлял Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его за собой к раскаянию и последующему возрождению.

И роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящен борьбе добра и зла, действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей – поисками истины и борьбой за нее. Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение  добра и любви – Иисус Христос – жив в душах людей. Мастер, главный герой романа Булгакова, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него – это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения  людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Вспомним, что слово «милосердие» не раз встречается в этом романе. Милосердие осталось в ожесточенных сердцах москвичей, испорченных квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить Фриду от мучительных напоминаний о совершенном ею преступлении. Наконец, Иешуа-Га-Ноцри совершает чудо милосердия, когда прощает Понтия Пилата. Автор переворачивает привычные представления  о добре и зле, здесь зло не подчиняется добру, эти две силы равноправны.

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим. Каждый должен уметь сделать правильный выбор в жизни.

«Самая большая цель в жизни – это увеличивать добро в окружающем нас мире»,- писал Д.С.Лихачев. По моему мнению, добро – это счастье всех людей.

У Матрены из произведения Солженицына «Матренин двор» непростая трагическая судьба: несчастная молодость, беспокойная старость –  но сколько доброты и жизнелюбия у нее, она не держит зла на людей. «У нее было верное средство  вернуть доброе расположение духа – работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идет помогать соседям, колхозу. При этом окружающие постоянно и охотно пользуются ее добротой. Для Матрены добро – неспособность к злу, любовь и сострадание, она старается держать в чистоте свою совесть. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» несло в себе главную идею. Но и «Матренин двор» заключает в себе глубокий смысл. Матрена – единственная в деревне живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой, терпением. Мудрая и рассудительная, «сведущая», она умеет ценить добро и красоту.

Сейчас таких  бескорыстных людей, как Матрена, мне кажется, уже нет. И только  великие мастера слова напоминают нам об этом и пытаются вернуть вечным нравственным понятиям — доброте, милосердию, душевной  красоте – их истинное значение, учат делать добро так, чтобы оно стало обыкновенным, привычным делом.

Д.С. Лихачев оставил нам богатейшее наследие своих творений, размышлений, рассуждений на  различные философские темы

( о самых общих вопросах развития общества и человека), нравственные (о духовной жизни человека, о взаимоотношениях людей), экологические (о взаимодействии человека и окружающей среды), социально-политические (об устройстве и жизни нашего общества, о деятельности государственной власти) и другие.

Все эти вопросы являются крайне актуальными во все времена. Данная работа представляет собой попытку написания сочинения-рассуждения по этой очень важной  и значимой теме. Размышляя о доброте и милосердии, приходишь к единственному выводу, что истинная  ценность человека заключается в его добрых делах и поступках.


[1] Ожёгов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка. М.: ООО ИТИ Технологии, 2008. С. 169.

[2] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967. С. 324.

[3] Там же. С. 328.


Библиографический список
  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т.1. – М.: Дрофа, 2008. 348 с.
  2. Ожёгов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание. М.: ООО ИТИ Технологии, 2008. – 169 с.
  3. Зимин В.И. Словарь – тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений. М.: ООО АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – 619 с.
  4. Бабенко Л.Г. Большой толковый словарь синонимов русской речи. М.: ООО АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – 326 с.
  5. Королькова А.В., Тихонов А.Н.. Словарь афоризмов русских писателей. М.: Дрофа, 2008. – 255 с.
  6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.


Все статьи автора «Антамошкина Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: