ДУДАРЕВА Я.А. ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОЕ ТИПИРОВАНИЕ НОСИТЕЛЕЙ ЯЗЫКА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ

Ключевые слова: , ,


ДУДАРЕВА Я.А. ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОЕ ТИПИРОВАНИЕ НОСИТЕЛЕЙ ЯЗЫКА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ


Библиографическая ссылка на статью:
// Филология и литературоведение. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2012/11/350 (дата обращения: 10.05.2017).

Наблюдаемый в последние годы спад интереса к чтению вызывает в обществе серьезное беспокойство и рассматривается не иначе, как один из вызовов XXI века. Для изменения ситуации, обозначаемой экспертами как «Россия без книг», преподавателям средних и высших учебных заведений было предложено сформулировать предложения по  «определению возможностей улучшить качество обучения чтению, интенсифицировать чтение в рамках учебного процесса, повысить интерес учащихся (и самих преподавателей) к чтению» [2, с.25].

Предпринимаемые учителями меры по активизации чтения и повышению уровня читательской компетентности при наличии достоинств часто оказываются несистемными:

- имеют локальный характер (ограничиваются одним классом, как правило, гуманитарным);

- действуют непродолжительный период (неделя русского языка и литературы);

- не сопровождаются активной подготовкой и методическим обеспечением учителей, преподавателей, работников библиотек, книжных магазинов, родителей по вопросам активизации чтения.

В связи с этим необходима разработка и реализация комплексного долгосрочного проекта для популяризации чтения, а также разработка конкретных эффективных методик работы с носителями языка по увеличению их читательской активности.

В современных научных исследованиях по психолингвистике (В.П. Белянин), лингвоперсонологии (Н.Д. Голев, Л.Г. Ким, Н.В. Мельник, С.А. Максимова, И.С. Прокудина, Н.Н. Шпильная) и психологическому литературоведению (В.П. Белянин) рассмотрены различные методы исследования лингвокогнитивного стиля носителя языка и высказывается возможность применения результатов исследования персонотекстов языковых личностей для составления рекомендаций по выбору книг для чтения.

Если исследования названных авторов направлены на выделение типов языковых личностей на основе созданных ими персонотекстов, то следующий этап развития этого направления связан с сопоставлением различных параметров. Так, В.П. Белянин с помощью проективного литературного теста установил соотношение между типами текстов («светлый», «темный», «веселый», «печальный», «красивый», «сложный») и акцентуацией личности (паранойяльность, эпилептоидность, гипоманиакальность, депрессивность, истероидность, шизоидность).

Дальнейшие исследования, с нашей точки зрения, могут быть связаны

– с изучением влияния темперамента носителя языка на выбор книги, типов текста;

– с изучением лингвокогнитивного стиля носителей языка на выбор книги. Совпадение лингвокогнитивного стиля читателя с лингвокогнитивным стилем автора создает когнитивную гармонию, которая лежит в основе активизации процесса чтения, получения от него удовольствия и удовлетворения. Лингвокогнитивный стиль читателя можно определить в серии экспериментов по лингвоперсонологическому типированию личности, связанными с рассмотрением созданных носителем языка персонотекстов – сочинений, изложений как текстов естественной письменной речи (термин Н.Б. Лебедевой [1]). Анализ лингвокогнитивного стиля носителя языка вместе с проведением тестирования по методике В.П. Белянина с предъявлением респондентам на выбор аннотаций различных типов художественных текстов позволит выявить закономерности между лингвоперсонологическими особенностями носителя языка и выбором книги в мире литературы.

Анализ результатов экспериментов по лингвоперсонологическому типированию носителей языка позволит подготовить методические рекомендации по выбору книг.

Литература

1. Лебедева Н. Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // URL: http://bspu.uni-altai.ru/Journal/vestbspu/2001/gumanit/PDF/lebedeva.pdf (дата обращения: 09.09.2012г.)

2. Рекомендации по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2007.



Все статьи автора «Yanda»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: