УДК 82 – 1/-9

ОПЫТ ТОЛКОВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ М.СТЕПАНОВОЙ

Куделина Анастасия Сергеевна
Дальневосточный государственный гуманитарный университет

Аннотация
Данная статья посвящена построчное толкованию стихотворения М. Степановой "Синь-изюм, зелен-виноград".

Ключевые слова: М. Степанова, стихотворение


INTERPRETATION TRIAL OF THE POEM BY M.STEPANOVA

Kudelina Anastasiya Sergeevna
Far Easten State University of Humanities

Abstract
This article focuses on the interpretation of the poem line by M. Stepanova "Blue raisins, green grapes."

Библиографическая ссылка на статью:
Куделина А.С. Опыт толкования стихотворения М.Степановой // Филология и литературоведение. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2013/12/612 (дата обращения: 12.07.2023).

В 2003 году Мария Михайловна Степанова  – российский поэт, эссеист и журналист издает свой сборник, который называется «Счастье». В предисловии к книге, поэт пишет: «Все стихи здесь – о переменах, главным образом – перемене участи; о том, всегда ли она реальна, о том, всегда ли она желанна; о том, как происходит метаморфоза, если мы даем ей возможность произойти… Не говоря ясней, это книга о том, является ли дыхание необходимым условием».  В своем сборнике поэт пытается показать разные стороны понятия «счастья», сделать некоторые акценты на этом понятии.  Для анализа было выбрано стихотворение «Синь-изюм, зелен-виноград…», которое является девятым по счету из двадцати девяти.  Можно предположить, что стихотворения не были расположены в случайном порядке, поскольку стихотворения были написаны гораздо раньше, чем произошло оформление в сборник. Следовательно, расположение стихотворений в сборнике не могло быть случайным.

«Девятка»  в нумерологии означает «прощание», «спокойствие», это конец и начало всего.  Число 9 символизирует преодоление мелких и суетных дел. А число 29 с языка чисел переводится как человек, стремящийся к духовному совершенствованию. Число стихов (строк) равняется 32 – числу, символизирующем связь между душой человека и душой мира. Единение, близость человека и окружающего мира. Во многих философских течениях понятие счастье связывалось в первую очередь не с физическим совершенством, богатством и удовлетворением, а именно  с совершенствованием духа и развития своей внутренней сути. Думаю, что возможно такого же мнения по поводу понимания счастья придерживается и анализируемый нами поэт.

Текст стихотворения сложен для восприятия, как, собственно, и у большинства поэтов –  постмодернистов, поэтому рассматривать стихотворение мы будем построчно, надеясь в итоге прийти к необходимому результату.

(1)Синь-изюм, зелен-виноград

(2)Как на вкус нам покажется?

(3)Не окажется кислым,

(4)Не окажется горьким.

К образу винограда обращаются в мировой культуре неоднократно. Виноград символизирует и плодородие, радость, наслаждение (в понимании древних греков), и кровь Иисуса Христа (в христианстве). Иисус Христос постоянно сравнивает себя с виноградом, что неоднократно подтверждается у евангелистов. Виноград всегда отождествляется с жизнью, а его форма «изюм» с смертью. Таким образом, в первой строчке стихотворения можно увидеть две философские антиномии существования – жизнь и смерть. Это две крайние точки существования человека, через которые проходит  каждый. В результате, риторический вопрос, заданный во второй строке – является философским вопросом о назначении и смысле жизни человека, а также предположением какой будет эта жизнь. Не кислой (перифраз фразеологизма «кислая мина») – т.е. неудовлетворяющей, скучной, и не горькой («хуже горькой редьки») – т.е. противной, несчастной и несносной, хочет  верить лирический герой.

(5)Слышишь звуки секретные

(6)Этой ночью над городом?

Лирический герой характеризует звуки над городом необычным для лексемы «звук» синонимом – «секретные». Что имеется ввиду? Звуки пролетающих самолетов, вертолетов над городом? Писк спутников на земной орбите? Или это намек на таинственную музыку сфер, описанную пифагорейцами? Можно предположить, что здесь дается характеристика музыки вселенной, гармоничному  звучанию, которое возникает, когда планеты движутся. Тот, кто слышит музыку сфер, а лирический герой является одним из таких, способен, по мнению греческих философов, познать смысл существования.

(7)Эстакады бряцанье,

(8)Поездов продвиженье.

Однако секретной, не всеми слышимой музыке противостоит земное «эстакады бряцание». Антитезы между небом и землей противопоставляется еще и выбором намеренно сниженной разговорной лексики «бряцание», а также выбором «производителей действия». Если «секретные звуки» слышит и чувствует лирический герой и его собеседник (живые существа), то продвигаются и «бряцают» механизмы, бездушные существа – эстакады и поезда. Подобное олицетворение создает образ современного города – механического, бесчувственного, движимого без конкретной цели, замкнутого на повторении одного действия, без развития.

(9)Не равняйся с цикадами,

(10)Ты, что бьешь металлическим

(11)По блестящим железам

(12)Вдоль товарных вагонов.

Антитеза между живым и не-живым продолжается и с 9-12 строках. Образ цикады обращает читателя к воспоминаниям о восточных традициях, а также к греческой мифологии. Цикада обозначала и символ бессмертия, и символ периодичности дня и ночи, жизни и смерти. Металл – также означает долголетие, но без жизненной энергии. Противопоставляются и размеры: цикада – маленькая, но несущая жизнь, а металлическое несмотря на увеличение в размерах (металлическое – это, возможно, колесная пара поезда, потом  до железа – скорее всего, железнодорожные пути (сплав железа и углерода), а заканчивается все «товарным вагоном», который, возможно, выступает метафорой наземного вещного мира, неотъемлемой характеристикой образа жизни современного человека с его погоней за красивыми вещами, аксессуарами и др.).

(13)В подворотни и форточки,

(14)В люки канализации,

(15)В потаенные норы,

(16)Во огромные поры

(17)Слышу, слышу я выдохи

(18)И обратные вдохи!

Мир, который видит лирический герой глядя на него сверху, не устраивает его. Не случайно здесь перечислены следующие географические номенклатуры – «подворотни, канализации, норы, поры, форточки». Мир, благодаря ассоциативным рядам, возникающим, при упоминании данных мест проживания, представлен в серых и безрадостных тонах. Очень важное замечание, лирический герой слышит в первую очередь выдох, а потом уже вдох. На это, считаю, стоит обратить особое внимание. Поскольку данный физиологический акт напрямую связан с психологией поведения. Когда человек смиряется с чем –то, соглашается на то, что ему не нужно, и не хочет ничего менять, то он выдыхает с шумом. А если, наоборот, собирается совершить нечто грандиозное, то побольше набирает в грудь воздуха. Здесь же  эти два физиологических процесса начинают дополнять друг друга. Выдохнул – смирился, вдохнул – потому что хочешь жить, а не потому, что решил что-то исправить. Мне кажется это очень важный момент в стихотворении. Страх умереть пугает людей, именно поэтому они согласны на любое жалкое существование, словно люди созданы только потребителями, а не создателями своей судьбы. Именно поэтому, они обречены находиться в норах и подвалах, а не подняться над городом, как это сделал лирический герой.

(19)Чую массы воздушной

(20)В тесноте продвиженье!

Снова антитеза возникает в строках между теснотой и движеньем воздушной массы. Лирический герой снова возвращает свой взгляд на небо и на себя. Бескрайний мир, одухотворенный приближает его к себе, а душа, рвется из тесного бренного тела к космической гармонии. Лирический герой чувствует метания своей души – не случайно это риторическое восклицание, которое становится не то криком, не то подводящим все итогом.

(21)(Тесно, как привидениям

(22)Тесно в маленьком эркере.

Анафора(намеренно повторяющееся «тесно») позволяет прочувствовать масштаб движения души, ее развития и роста. Метафора, которая используется, словно предлагает и  позволяет вживую прочувствовать ощущение тесноты.

(23)Тихо, как поцелуям

(24)В не старинной кровати –

(25)Вне семейной традиции.

(26)Вне запамятной памяти.

(27)Без совместного супа.

(28)Без сочувствия ларов.)

Свои ощущения лирический герой сравнивает и с поцелуями, и с вне- памятью и с совместной жизнью вне семейной традиции. Отсутствие традиций, выход вне может символизировать отказ от традиционной системы жизни, попытки противопоставить себя и человеческим миром. Не случайно лирический герой отказывается от покровительства ларов (римских божеств, покровительствующим семье, домашнему очагу). Они покровительствовали семье, браку, рождению детей, инициациям. Т.е. традиционному жизненному укладу, однако лирический герой бунтует против такой жизни. Именно поэтому он призывает тишину, а вместе с ней одиночество. Подобное решение – сознательный выбор человека, вступившего на путь саморазвития.

(29)Тайно, как научаешься

(30)За два-три поколения

(31)Выражать Твои мысли,

(32)Летом, в городе, ночью.

Последние строки стихотворения подводят итог лирическому монологу лирического героя. Перед читателем предстает образ тайны, который символизирует уникальность данного человека, способность его постигать смыслы, недоступные другим людям. Последние строки иносказательно создают образ Иисуса Христа. Это достигается за счет выделения слов «ТВОИ, МЫСЛИ» и числу 2-3 поколения (Одно поколение равняется приблизительно 10 лет. Иисус Христос был распят в возрасте 33 лет). И образ ночи дает аллюзию на последнюю ночь Христа со своими учениками. Образ лирического не уподобляется личности Христа, а становится равной ему. Таким образом, композиция стихотворения является кольцевой, благодаря повторению образа.. Образ Иисуса обрамляет повествование – размышление лирического героя, тем самым показывая полет души лирического героя. Рассмотрев стихотворение построчно можно сделать вывод, что основная идея этого стихотворения – идея духовного роста и самосовершенствования, которые приведут к состояния счастья. Идея выбора и свободы – это то, что отличает человека от не-живых организмов, и от смирившихся. Если обратиться к формальному уровню, то сама философская тематика (вопросы жизни и смерти, души, свободы и выбора), общий пафос стихотворения характеризует данный жанр как элегию. Отсутствие рифмы позволяет создать настроение размышляющего лирического героя, словно строки создаются в момент говорения.

М. М. Степанова вносит свой вклад в развитие современной постмодернистской литературы. Она имеет несколько сборников, отмечена многими отечественными премиями за свои произведения. Данное толкование стихотворения является одной из первых попыток проанализировать творческий метод поэта.



Все статьи автора «Анастасия Куделина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: