УДК 372.881.161.1

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОУ СПО И НПО (ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ)

Фаломкина Ирина Павловна
Кемеровский государственный университет
кандидат филологических наук, ассистент кафедры стилистики и риторики

Аннотация
Статья посвящена описанию специфики преподавания курса «Культура речи» при организации дистанционных форм повышения квалификации в системе начального и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: дистанционные формы обучения, культура речи, методика преподавания, повышение квалификации, профессиональное образования


DISTANCE FORMS OF TRAINING AS A MEANS OF IMPROVING THE STANDARD OF SPEECH TEACHERS IN PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Falomkina Irina Pavlovna
Kemerovo State University
candidate of philological sciences, assistant professor of stylistics and rhetoric

Abstract
The paper describes the specifics of teaching the course "Culture of speech" in the organization of forms of distance training in primary and secondary vocational education.

Keywords: culture of speech, distance learning, methods of teaching, professional development, professional education


Библиографическая ссылка на статью:
Фаломкина И.П. Дистанционные формы повышения квалификации как средство совершенствования культуры речи преподавателей ОУ СПО и НПО (опыт проведения дистанционных курсов) // Филология и литературоведение. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2013/10/574 (дата обращения: 14.07.2023).

Современная система повышения квалификации призвана помочь  выстроить каждому преподавателю образовательную траекторию переподготовки, отражающую его профессиональные потребности. Дистанционная форма обучения представляет собой эффективную  систему подготовки, переподготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов (в нашем случае преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования).

Дистанционное образование, безусловно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Среди плюсов ДО в системе повышения квалификации можно назвать следующие:

- гибкий график, позволяющий повышать квалификацию без отрыва от работы;

- прохождение программы в относительно индивидуальном темпе,  что дает возможность эффективно реализовать личностно-ориентированный, деятельностный подход, опирающийся на самообразование;

- формирование компетенций по работе с ИКТ-технологиями (ДО предполагает овладение необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет);

- возможность отправлять контрольные задания  на проверку преподавателю со своего домашнего или рабочего компьютера, а также возможность получать замечания по выполненной работе дистанционно и в любое время суток;

- совершенствование навыков письменного изложения своих мыслей;

- экономическая эффективность (уменьшение материальных затрат слушателей  на бытовые расходы, уменьшение затрат организаторов на содержание аудиторий, компьютерных классов).

При этом преподаватель выступает в роли мотиватора,  консультанта  и диагноста.

Обучающимся предоставляются инструктивные материалы, определяющие порядок прохождения курса, и   учебные материалы согласно программе обучения. В методических рекомендациях содержится  необходимая информация для обучаемого о системе дистанционного образования, о правилах прохождения курса, о возможных трудностях.

Культура речи – одна из основных составляющих мастерства преподавателя (в том числе преподавателя спец. дисциплин в ОУ НПО и СПО), это не только показатель культуры мышления педагога, но и главное средство воздействия на учащегося, средство формирования его личности. Основной целью курса «Русский язык и культура речи» является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях.

Курс призван познакомить с системой норм русского литературного языка, факторами успешного речевого поведения и методами его совершенствования.

Содержание курса «Русский язык и культура речи» аккумулируется в следующие модули (части программного материала дисциплины):

Понятие культуры речи, литературного языка, языковой нормы.

Виды норм. Типы речевых ошибок.

Коммуникативные качества речи.

Основы мастерства публичного выступления.

Языковые формулы официальных и личных документов.

Таким образом, в рамках курса освещаются  различные аспекты культуры речи, отмечаются факторы “загрязнения” речевой среды, излагаются основы ораторского мастерства, даются языковые формулы различных документов, характеризуются особенности функциональных стилей русского языка.

Структурное содержание курса «Русский язык и культура речи» формируется на принципах модульного обучения следующим образом (Рис. 1):

Рис. 1 – Структурное содержание курса «Русский язык и культура речи» формируется на принципах модульного обучения

 

Итак, каждый модуль содержит несколько частей (учебных элементов), предполагающих ознакомление обучающихся с теоретической частью и выполнение практических заданий с возможностью сверить ответы с ключом и обсудить с преподавателем.

Так, модуль, касающийся нормативного аспекта культуры речи, включает в себя четыре  части и, соответственно, четыре  группы практических заданий:

I. Произносительные нормы современного русского языка

  1. Нормы ударения:

а.     Тенденции развития ударения в современном русском языке.

б.     Некоторые особенности постановки ударений в русском языке.

в.     Ударение в отдельных грамматических формах.

  1. Нормы произношения:

а.     Некоторые трудные случаи произношения гласных звуков.

б.     Некоторые трудные случаи произношения согласных звуков.

в.     Особенности произношения русских имен и отчеств.

г.      Произношение заимствованных слов.

д.     Произношение аббревиатур.

II. Лексическая норма.  Ошибки, вызванные нарушением норм словоупотребления:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
  2. Нарушение сочетаемости слов.
  3. Смешение паронимов.
  4. Лексические анахронизмы.
  5. Лексическая избыточность.
  6. Лексическая недостаточность.

III. Грамматические нормы. Нарушение грамматических норм:

  1. Нормы словообразования.
  2. Нормы морфологии:

а.   Трудные случаи употребления имени существительного.

б.  Трудные случаи употребления имени числительного.

в.   Трудные случаи употребления глагола.

  1. Синтаксическая норма:

а.       Порядок слов в предложении.

б.       Согласование сказуемого с подлежащим.

в.       Варианты форм управления.

г.        Употребление предлогов.

д.       Употребление деепричастных оборотов.

        IV.     Стилистическая норма:

  1. Понятие стилистической нормы.
  2. Функциональные стили русского языка.
  3. Стилистическая окраска слов.
  4. Научный стиль.
  5. Официально-деловой стиль.
  6. Публицистический стиль.
  7. Разговорный стиль.

Помимо информационной части, каждый модуль  содержит контролирующую часть. Выполнение всех практических заданий модуля  - условия допуска к контрольной точке.

В качестве форм контроля используются  дистанционно организованные тесты (правильность выполнения определялась автоматически), контрольные работы,  включающие вопросы и задания (взаимодействие преподавателя и обучаемого осуществляется  по электронной почте). Выбор формы контроля для того или иного модуля определяется его содержанием. Недостаточное освоение того или иного модуля можно заметить на каждом шаге обучения, поэтому обучающийся имеет возможность повторно изучить определенный модуль и пройти контрольную точку без повторения всего курса. Обучающийся считается аттестованным по каждому модулю, если он:

1)    изучил теоретический материал и подтвердил полученные знания успешным выполнением практических заданий;

2)    сдал все контрольные работы и получил положительные оценки.

Обучающиеся имеют возможность пользоваться вспомогательными информационными источниками для расширения образовательного пространства:  ссылками  на Интернет-ресурсы по изучаемой теме, на  электронные энциклопедии, списком основной и дополнительной литературы.

Завершение курса выявило следующие проблемы: психологическая неготовность ряда педагогов к самостоятельной работе без постоянного контроля, к самоорганизации и самоконтролю (все задания и контрольные работы должны быть отправлены в срок в соответствии с графиком отчетности по курсу), отсутствие достаточных пользовательских навыков, особенно в сфере пользования различными Интернет-ресурсами.

Что касается содержательной стороны курса «Русский язык и культура речи», то наибольшие затруднения вызывают задания, связанные с необходимостью определения функционального стиля текста, продуцированием собственных текстов научного и официально-делового стиля. Педагоги слабо знакомы с особенностями функциональных стилей  на лексическом, грамматическом, синтаксическом уровнях.

Но в то же время следует отметить  особую мотивированность обучающихся к постижению культуры письменной речи, так как педагогическая деятельность предполагает занятие научной, учебно-методической работой, а следовательно, написание и оформление статей, проектов и т. д. Поэтому большой интерес и значительное число вопросов вызывают такие аспекты создания текста, как его композиционные особенности, правила рубрикации, оформление таблиц, сносок, рисунков, формул, способы применения оценочных конструкций в тексте.

Результаты проводимой работы показали действительную перспективность использования дистанционного курса «Русский язык и культура речи».


Библиографический список
  1. Максудова Л. Г., Литвиненко М. В., Абросимов В. В. Разработка и построение учебных модулей для системы дистанционного обучения: Методическое пособие. – М.: Изд-во МИИГАиК, 2006. – 59 с.
  2. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Программа специализированного учебного курса / Моисеева М. В., Троян Г. М. – М.: Изд. дом «ОбучениеСервис», 2006. – 16 с.


Все статьи автора «Фаломкина Ирина Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: