Зыкова М.И., РУДН, г.Москва
В данной статье автор рассматривает проблему коммуникативно-когнитивного личностно-ориентированного метода в обучении иностранному языку. Затрагиваются проблемы педагогики, решение которых необходимо для освоения нового содержания лингвистического познания.
In the article the author looks upon the problem of communicative cognitive personally oriented methods in language teaching. A row of pedagogical issues are spoken about. That is about the issues which are extremely important in linguistic mastering.
Главная особенность обновления заключается в обеспечении интегративных связей языковой подготовки с и информационной и социально-правовой. В связи с этим в содержание обучения должны быть включены учебные материалы по темам, например, таким как «Карьера начинается с образования», «Сможешь ли ты жить в англоговорящем сообществе», «Какой английский вам необходим для вашей будущей профессии», «Формы, приоритетные области и результаты деятельности Совета Европы», «Где и как найти необходимую информацию», «Но каким законам жить», «Социальное благополучие», «Социальная стратификация» и др.
Подобное содержание обеспечит мотивационный аспект процесса обучения, позволит преодолеть узко предметную подготовку специалиста, создаст условия для реальной иноязычной коммуникации в профессиональной и общекультурной сфере, для познания иноязычной культуры, познания зарубежного опыта обучения иностранным языкам.
Изменение содержания языкового образования может быть связано с введением для студентов курса «Введение в профессиональную деятельность» (в рамках общекультурного блока) и в частности модуля этого курса «Лингвистическая (коммуникативная) подготовка специалистов». Задача модуля – обеспечить понимание студентами психологических проблем порождения речи, осуществление речевой деятельности, пониманий этнолингвистических и культурологических проблем общения и взаимоотношения личности и культурной среды, осознание педагогических проблем учащихся основной школы при общении на иностранном языке, т. е. проблем использования адекватных приемов, форм и методов работы с языковым материалом. Немаловажное значение для решения задач, стоящих перед эти модулем, будет иметь вопрос о дидактической речи на занятиях, с помощью которой объясняется учащимся языковой материал, ведется управление учебной деятельностью учащихся по овладению иноязычным общением, организуется самостоятельная или игровая деятельность учащихся, контролируется и оценивается результат работы.
Контроль освоения материала всего курса может быть осуществлен по результатам работы студентов над групповым проектом. Компонентом общего задания может быть поиск информации по той или иной проблеме на иностранном языке, лингвистический анализ текста, отбор материала на иностранном языке для аудиторной или внеаудиторной работы учащихся по развитию ведения дискурса.
Дидактические возможности курса обеспечат студентам понимание роли «дистанционного обучения», обучения с помощью Интернета, рассматриваемого как средство индивидуального и коллективного общения на иностранном языке.
Основным методом обучения иностранному языку должен стать коммуникативно-когнитивный личностно-ориентированный метод, цель которого, в первую очередь, научить студентов общению на иностранном языке, развить их познавательные способности, сформировать «языковую» личность, коммуникативную компетенцию, которая в дальнейшем станет средством учащегося, его когнитивной сферы.
Освоение нового содержания обучения иностранному языку с помощью коммуникативной технологии должно осуществляться в ходе решения задач различного характера. Это могут быть задачи, связанные с учетом индивидуальных особенностей учащихся (подготовка речевых ситуаций для общения с учетом интересов, возможностей и потребностей учащихся, разработка тестов, заданий и пр.).
Проверка результатов освоения обновленного содержания обучения с помощью описанной выше технологии подводит к выводу, что развитие навыков когнитивно-лингвистической компетенции, как и в остальных социологических отраслях, неразрывно связано с решением проблемы мотивации обучения в целом.