В религиозно-нравственном контексте скупость рассматривается, как человеческий порок. Скупость это бунт против Бога, внутреннее или внешнее неповиновение Богу, которое неизбежно ведет к страданию.
Можно также сказать, что скупость выступает социальным ингибитором успешной социализации и адаптации личности [1].
Скупость главных героев произведений авторы раскрывают различными способами. О.Бальзак широко использует в своей повести портретные характеристики, в которых преобладает сатиризация, гипербола, гротеск. Герой произведения Жан-Эстер ван Гобсек – «старик с пепельно-серыми волосами и бесстрашными неподвижными чертами лица, как у Талейрана, с маленькими желтыми глазами и острым носом»; [2]. «человек-автомат», «человек-вексель», скупой и безжалостный, «живоглот» , подпись которого напоминает акулью пасть, захватывающую и пожирающую всех подряд. Во внешнем облике героя автор подмечает неподвижность, мертвенность, отрешенность от всех земных чувств – любви, жалости, сострадания. Анализ портретных характеристик дает основание полагать, что через внешнее описание героев автор дает возможность читателю глубже увидеть их внутренний мир. Золото для Гобсека – не только источник власти, но и предмет маниакальной привязанности. Серьезным дополнением к портрету выступает описание интерьера, окружающей обстановки, которое подчеркивает не только характер, но и миропонимание героя повести, человек с огромным состоянием снимает холодную комнату, напоминающую монашескую келью, в мрачном сыром доме.
Картина смерти Гобсека, описанная автором становится, символом бессмысленной и поглощающей скупости: «в комнате, смежной со спальней покойного хранятся бесчисленные подарки, преподнесенные ему клиентами, в том числе всевозможные припасы, покрывшиеся плесенью; все это кишит червями и насекомыми».
Скупость в произведении А.С. Пушкина преподнесена читателю как явление социальное и отчасти историческое [3]. В отличие от Бальзака Пушкин не использует портретные описания, что обусловлено спецификой драмы и рамками жанра «маленьких трагедий». Скупость своего героя драматург раскрывает через диалоги и монологи действующих лиц. Мы можем только лишь догадываться о внешности Барона, о его костюме. Автор также не дает описания интерьера дома Скупого рыцаря. Однако внимание Пушкина в этой трагедии занимает не нрав как таковой, не психология скупца, раскрывающаяся в сочетании с другими свойствами характера. В «Скупом рыцаре» поэт рассматривает коллизию двух социальных укладов и соответствующих им мировоззрений – феодального и буржуазного. Поборник рыцарских традиций, соблюдающий кодекс рыцарской чести, Барон помышляет ростовщичеством, самым презренным в Средние века занятием, за которое христиан отлучали от церкви. В этом заключается противоречие, парадокс, оксюморонность. Золото заменяет Барону все, с помощью него он вершит судьбы людей, подобно Гобсеку он приравнивает себя к высшим силам, поскольку считает, что именно золото дает право на власть.
Н.В. Гоголь создает настоящий вещный мир и еще более детально раскрывает образ скупого – Плюшкина. Автор использует портретные описания, прибегает к метафоре и гиперболизации, подробно демонстрирует интерьер, который вполне соответствует герою. Фамилия Плюшкин— парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка — символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка — противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию героя. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью Плюшкин, тождествен метафорическому смыслу его фамилии. Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей: персонаж предстает бесполым существом (как и бальзаковский Гобсек), скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…»), Чичиков принимает Плюшкина за ключницу, так как на поясе у скупца ключи. На засаленном и замасленном халате «вместо двух болталось четыре полы» (характерное для Гоголя комическое удвоение); спина, запачканная мукой, «с большой прорехою пониже» [4]. Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Плюшкин был мудро скуп в начале жизни, но погоня за деньгами привела его к полной деградации: страшная куча бесполезных предметов в его доме и проросшая пшеница в его амбарах напоминают кладовые Гобсека. Скупой рыцарь и Плюшкин не имеют имен, поскольку скупость «съедает» не только моральные нормы, но и их души.
Таким образом, художники слова, принадлежащие к разным культурам, смогли не только развенчать порок скупости, но и внесли новую семантику, оформленную индивидуально, неповторимо, при этом использовали базовые художественные средства, известные с античности. Безусловно, это является существенным вкладом в историю мировой литературы.
Библиографический список
- Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов//Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.
- Бальзак О. Гобсек. М.: Азбука, 2013.
- Питерская С.Э. Категория скупости в мировой литературе. Художественное наполнение понятия // Филология и литературоведение. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2014/06/768 (дата обращения: 07.12.2015).
- Гоголь Н.В. Мертвые души. М.: Эксмо-Пресс, 2014.