Педагогический дискурс направлен на упорядочение речевого взаимодействия внутри социальной группы, и как часть институционального дискурса он обладает рядом специфических характеристик самих коммуникантов:
- адресант является центром речевого события независимо от того, выражает он свою оригинальную мысль или ретранслирует чью-то точку зрения;
- в дидактической речевой ситуации адресант-учитель, сознавая востребованность своей социальной роли, является автором дискурса, т.е. некоего текста-жанра, способного педагогически воздействовать на адресата;
- наконец, сам адресат, являющийся не только формальным объектом педагогического воздействия и получателем информации, но и субъектом, способным вступить в диалог, откликнуться эмоциональной или вербальной реакцией-ответом.
Основная цель педагогического дискурса – «социализация нового члена общества» [1], что включает в себя объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организацию деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от воспитанника, проверку понимания и усвоения информации, оценку результатов и пр. Ценности педагогического дискурса соответствуют ценностям социализации как общественного явления и организованного обществом института, где чётко выделяются коммуникативные стратегии: объясняющая, оценивающая, контролирующая, содействующая, организующая.
Основные ценности педагогического дискурса объясняются его системообразующей целью, при этом они могут быть выражены аксиологическими протокольными предложениями, то есть высказываниями, содержащими операторы долженствования (следует, нужно, должно) и положительные ценности. Такие предложения в ряде случаев могут получать реализацию в определённых кодексах, уставах могут быть зашифрованы в пословицах, фразеологических оборотах, художественных текстах.
Полный список ценностей педагогического дискурса весьма трудно составить по нескольким причинам. Он является основой для формирования мировоззрения, и потому почти все моральные ценности общества заложены именно в нём. Педагогический дискурс в некоторых аспектах пересекается с военным, религиозным, научным и политическим типами дискурса, вследствие этого трудно выделить собственно педагогические стороны ценностей без пересечения с вышеуказанными. Тем не менее, ценности педагогического дискурса несут идеологический заряд, который предопределяет не только судьбу отдельной личности, но и в какой-то мере судьбу нации.
«Педагогический дискурс направлен на упорядочение речевого взаимодействия внутри социальной группы, когда личностные интересы коммуникантов часто находятся в определенном противоречии. Такой дискурс отличается стремлением к сотрудничеству, к конвенции на уровне осознанного целеполагания, к выбору оптимальных средств для достижения максимально эффективного взаимодействия», – пишет М.Ю. Олешков в книге «Педагогический дискурс» [2]
Сегодня в высокотехнологичном и быстро меняющемся мире современное образовательное учреждение должно готовить граждан России, способных нестандартно и творчески мыслить, быстро принимать решения, быть инициативными и готовыми к постоянному обучению и саморазвитию. В открывающихся в России одно за другим президентских кадетских училищах воспитанникам предоставляется возможность получить образование, соответствующее самым передовым мировым стандартам, с дальнейшей перспективой продолжить его в любом вузе страны в соответствии со своими профессиональными устремлениями. Преподаватели довузовских учреждений Министерства обороны Российской Федерации уделяют повышенное внимание образованию и воспитанию нового поколения профессиональных кадров как в военной, так и штатской сфере деятельности. Однако в связи с быстро меняющимися политическими и социальными событиями в стране и мире руководством довузовских учреждений Министерства обороны РФ было принято решение усилить военную составляющую в педагогическом процессе, для того чтобы выпускники училищ как носители лучших традиций российского кадетского образования заняли достойное место в среде не только интеллектуальной и деловой элиты нашего государства, но – в первую очередь – в среде военнослужащих.
Одним из основных регламентирующих документов педагогического процесса в президентском кадетском училище является Устав, где, помимо прав и обязанностей преподавательского состава, обслуживающего персонала и воспитанников, чётко прописаны институциональные роли участников педагогического дискурса.
В учреждении, в котором военная составляющая в воспитании и образовании является ведущей, чётче обозначено понятие субординации, отражающее статусно-ролевые отношения коммуникантов. Можно сказать, что понятие субординации является ключевым для педагогического дискурса в кадетском училище. Оно прежде всего продиктовано жёстким распорядком дня воспитанников, предельной загруженностью их дневного и вечернего времени различными видами деятельности: учебной, практической, познавательной, творческой, спортивной и т.д. Закреплены Уставом формы обращения кадет друг к другу, к преподавателям, воспитателям, к военачальникам, а также самих преподавателей к кадетам. Все участники педагогического дискурса, независимо от возраста и звания обращаются друг к другу только на Вы:
- Кадет Иванов! Ответьте на вопрос…
Преподаватель и воспитатель к кадету обращаются по фамилии, причём при обращении с вопросом по изучаемой теме существует две формы, закреплённые регламентом:
1) преподаватель обращается с вопросом и называет кадета по фамилии. Воспитанник встаёт, чётко произносит «Я!» и только после этого отвечает на поставленный вопрос.
2) преподаватель с помощью жеста рукой указывает на кадета, кому предназначен вопрос, кадет встаёт, называет себя: «Кадет Иванов!» – и начинает ответ.
Формы обращения в кадетском училище приближены к дискурсивным нормам общения в среде военнослужащих: «товарищ преподаватель», «товарищ классный руководитель», «товарищ воспитатель», «товарищ генерал-майор» и т.д. Закреплены в речевом общении и типичные для армейской среды речевые формулы: «разрешите обратиться, … задать вопрос, … выйти из кабинета, … убыть в увольнение» и пр.
Важными фрагментами урока в кадетском училище стали закреплённые регламентом формы приветствия в начале урока и формы его окончания. В начале урока командир класса сдаёт рапорт о прибытии на занятие в таком-то составе и о причинах отсутствия того или иного кадета. Далее следует диалог-приветствие:
- Здравствуйте, товарищи кадеты!
- Здравствуйте, товарищ преподаватель!
- Садитесь.
В конце урока по команде преподавателя «Урок окончен!» воспитанники встают, и следует диалог-прощание:
- До свидания, товарищи кадеты!
- До свидания, товарищ преподаватель!
Строгое следование этому ритуалу осуществляется на всех уроках, кроме спаренных, а также при проведении внешнего и внутреннего тестирования, зачётов и экзаменов.
В ходе традиционного урока, если это не предусмотрено самими формами урока и организацией учебной деятельности, воспитанникам не дозволяется отвечать без специального разрешения преподавателя. Однако инновационная образовательная среда училища, несмотря на строгую дисциплину, далека от казарменных устоев. Готовясь к каждому уроку, преподаватель тщательно продумывает каждый его этап и с точки зрения методической структуры, и с точки зрения здоровье сберегающих технологий.
Обязательным фрагментом урока являются физминутки. Для воспитанников кадетского училища считаются более целесообразными двигательные упражнения под речёвки, содержащие команды, слоганы с военной лексикой и пр.
В содержание дидактических материалов к урокам по русскому языку, помимо рекомендованных программой и учебно-методическим комплексом, преподаватели часто включают тексты для комплексного анализа, упражнений по орфографии и пунктуации на военную тематику. Так, коллективом преподавателей ОД «Русский язык и литература» СПКУ разработан сборник текстов контрольных диктантов, объединённых не только целью проверить ценностно-смысловые, языковые и коммуникативные компетенции, но и целенаправленно организовать работу по патриотическому и гражданскому воспитанию. Для воспитанников 5 класса все тексты объединены темой «Юные защитники Отечества». Это адаптированные тексты произведений различных писателей (М. Зощенко, Ю. Королькова, В. Катаева, В. Ганичева, С. Алексеева, А. Бондаренко и др.) о детях-участниках исторических сражений.
Пример диктанта и грамматического задания по теме «Лексика. Культура речи»
Примечание: на уроке у каждого воспитанника на парте лежат «Толковые словари».
Проверяемые орфограммы:
- проверяемые/непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- гласные после шипящих;
- прописная/строчная;
- правописание приставок;
- правописание суффиксов;
- ться/-тся в глаголах;
- Ь на конце -ешь/-ишь;
- не с глаголами
- гласные в падежных окончаниях существительных.
Проверяемые пунктограммы:
- однородные члены предложения с союзной и бессоюзной связью;
- сложносочинённое предложение;
- сложноподчинённое предложение;
- диалог.
Встреча с ефрейтором* Вознесенским.
Ваня стал разыскивать тот лес, где находилась палатка разведчиков. Двое суток он бродил по незнакомой местности и уже совсем отчаялся. Он уже был готов сам попроситься в детский дом, как вдруг встретился с одним мальчиком.
Мальчик был почти ровесником Вани. Ему было лет четырнадцать. Но что это был за мальчик!
На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии*: длинная до пят шинель, круглая кубанская шапка с красным верхом, погоны с маленькими стременами* и клинками, шпоры* и алый башлык* за спиной. Мальчик лихо втыкал до самой рукоятки казацкую шашку в мягкую лесную землю.
Ваня решительно подошёл к роскошному мальчику, расставил босые ноги, спрятал руки за спину и стал его разглядывать. Но военный мальчик и бровью не повёл. Это продолжалось довольно долго. Наконец военный мальчик не выдержал и хмуро спросил:
- Чего стоишь? (135 слов)
По повести В. Катаева «Сын полка»
Грамматическое задание:
1. Найти в словаре значение слов, отмеченных *, и выписать краткое толкование их значения:
а) ефрейтор – ______________________________________;
б) кавалерия – ______________________________________;
в) стремена – _______________________________________;
г) шпоры - _________________________________________;
д) башлык – ________________________________________.
2. Подобрать по 1-2 синонима к словам:
отчаялся_________________________________________,
ровесник ________________________________________,
роскошный ______________________________________,
хмуро (спросил) ___________________________________.
3. Подобрать антонимы к словам:
Длинная ___________________,
Лихо ______________________,
независимый (вид) _________________,
приблизился _________________________.
4. Выписать из текста 2 примера эпитетов:_________________________.
Для воспитанников 6 классов подобраны тексты, в которых рассказывается о самых знаменитых наградах – орденах и медалях России. Планируется продолжить создание тематических диктантов и для воспитанников всех остальных курсов, тем самым объединяя задачи педагогического и военного дискурсов.
Особую роль в педагогическом дискурсе играют прецедентные тексты [3] , которые существуют в сознании носителей языка как лингвокультурные концепты, апелляция к которым производится в дискурсе путём упоминания, прямой цитации и продолжения. К числу прецедентных текстов педагогического дискурса относятся прежде всего произведения литературы, изучаемые по программе. В кадетских училищах с особенным вниманием изучаются такие произведения русской классики, как повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и стихотворение «Бородино», рассказ Л.Н. Толстого «Война и мир» и рассказ «Кавказский пленник», стихи и проза о Великой Отечественной войне и др.
Таким образом, как один из видов институциональных дискурсов педагогический дискурс в кадетских училищах, имея свои специфические особенности, предполагает создание условий для саморазвития, самовоспитания будущих защитников Отчества. Представляя собой сложную систему взаимоотношений личностного и институционального компонентов, он обеспечивает усвоение выпускниками целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, получения опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, что определяет современное содержание качества образования и ориентирует личность на стремление к дальнейшему самосовершенствованию и подготовке его к участию в любом типе русских дискурсов, независимо от выбранной профессии и рода деятельности.
Библиографический список
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
- Олешков М.Ю. Педагогический дискурс /Олешков М.Ю. Педагогический дискурс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия 2012.-310 с.
- Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе/Г.Г. Слышкин. – М.: Academia, 2000. – 128 с.
- Манаенко Г. И. Координаты понятия «дискурс» / Г. Н. Манаенко // Дискурс, концепт, жанр: коллективная монография /Отв. ред. М. К). Олешков. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2009 – (Серия «Язык и дискурс». Вып. 1). – С. 15-35.
- Габидуллина А. Р. Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровое своеобразие (на примере школьного предмета «русский язык»): Диссертация доктора филологических наук: 10.02.02: Донецк 2010 – 422 стр.