Рассмотрение сущности человека включает следующие аспекты: родовой, социальный и индивидуальный.
В данном контексте под родовыми аспектами понимаются общечеловеческие ценности, то есть те, которые «принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом» [2, с. 77].
Остановимся на анализе таких общечеловеческих ценностей, как любовь к семье, уважение к старшим и стремление к добропорядочности.
Казачьи семьи были патриархальными. Главой семьи, или хозяином, считался старший в доме мужчина – дед, отец, старший брат. Слово главы семьи было непререкаемо для всех ее членов. Почитание старших было долгом каждого. Так, в семье Синенкиных сорокалетний Федор не смел курить при отце, при старших: «Всякий раз как отец останавливался на загоне, отставляя косу или плуг и сворачивая цигарку, Федор рысью бежал в ближайшую балочку покурить, для вида развязывая учкур на штанах, мол, нужда подпирает. … но глотать при родителях дым травы, выросшей на могиле б…., совестился…» [1, с. 10].
Трогательно единение семьи после тяжелой полевой работы. Радостно возвращение кормильцев домой. Жена накрывает на стол, все садятся ужинать, но первым трапезу начинает старший в семье: «Сели наземь и чинно взялись за глубокие деревянные ложки. Федор выпил чарку, посолонцевал каспийской рыбкой … и вместе с Настей и Федькой ждал, когда тесть первым зачерпнет из казанка» [1, с. 12].
Но в семье Синенкиных уважали и почитали старших. Был случай, когда казачье правление разбирало дело Игната Глухова, который пожаловался на своего пятидесятилетнего сына, повысившего на отца голос. «Гласные решили, сход утвердил: сына непокорного учить» [1, с. 25]. Провинившегося высекли, при этом Анисим Лунь приговаривал: «Казни сына от юности, да утешит тя в старости» [1, с. 25]. После «учения» Силантий встал, «подтянул штаны и вместе с отцом поблагодарил мир за науку» [1, с. 26].
Для казака семья – это не только родственники, но и станичники, люди, с которыми он вырос, которых знал всю свою жизнь. Очень хорошо любовь казака к семье показывает разговор, который произошел между красногвардейцем Быковым и последним белым офицером Спиридоном Есауловым:
«– Скажи, полковник, – спросил Быков, – если бы ты остался жив, воевал бы опять против Советской власти?
– Да, воевал бы!
– Ну и контра! Тогда почему ты на службе спас от суда Дениса Коршака, он нам рассказывал? – допрашивал Быков.
– Потому что станичник, родня, хоть и дальняя, а свой своему поневоле друг» [1, с. 268].
Из приведенного диалога видно, что даже разделение казаков на красных и белых не смогло здесь победить родственные чувства, что семья – это то, чем не поступаются, от чего не отказываются.
Писатель свидетельствует о стремлении казаков к самосовершенствованию, добропорядочности. С юмором повествует он о том, как станичники пытались, правда, безуспешно, помочь Сереге Скрыпникову излечиться от пьянства, который сам этого хотел, ибо, «протрезвев, Серега мучился духом, ходил в церковь на проповеди, особенно любил слушать о больной совести, не раз просил мир послать его на излечение от нечистого духа, проникшего в него через пупок в четверг, под великомученика Андрея Критского» [1, с. 26].
Итак, проанализировав некоторые общечеловеческие ценности в романе «Молоко волчицы», мы можем сказать, что на отношение людей к нравственным устоям, к тому, что заложено в них с детства, к тому, что должно быть в каждом человеке, не влияют ни социальные факторы, ни исторические события.
Библиографический список
- Губин А.Т. Молоко волчицы. М.: Современник. 1978. – 589 с.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.