Люди издавна выработали систему ярлыков и обобщений, характеристик и черт характера одного народа, которые облегчают жизнь, помогая выстраивать межэтнические отношения и по сей день. Однако не стали ли мы сегодня жертвами предрассудков и предвзятых мнений наших предков? В этом вопросе я и предлагаю разобраться в своей работе.
С немцами у нас издавна особые отношения. Так уж повелось, что на протяжении истории нам приходится не сказать, чтобы сотрудничать, скорее – сталкиваться, причем не в самом хорошем смысле этого слова. Взять хотя бы крестовые походы или вторую мировую войну. Да и в мирное-то время не больно теплые ассоциации связывались со словом «немец». Попытки Петра I подружиться с западом и активное перенятие традиций, моды, этикета, системы образования дали двоякий результат. С одной стороны, Россия вышла на широкую политическую арену и стала серьезно рассматриваться ведущими мировыми державами, а также поднялась культура, стало развиваться искусство – в том числе и с помощью привлечения иностранных архитекторов, художников и других деятелей искусства. С другой стороны, все чаще стали появляться люди, противящиеся «онемечиванию» родной страны и выступающих за возвращение к русским традициям и истокам. Ярким примером таких людей может послужить Чацкий, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В своих многочисленных монологах он высказывается критично в частности и о немцах: «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья!»
Две войны за одно столетие – первая и вторая мировая столкнули наши страны снова. Теперь практически у каждого жителя появилась возможность очень тесно пересекаться с немцами. Одни видели пленных, другие и сами стали узниками фашистской Германии. А некоторые и вовсе знали немцев по играм в футбол во время передышек от военных действий на линии фронта во времена первой мировой, разумеется.
Очень сильно влияло на поколения творчество писателей и кинематографистов, которые в послевоенное время создавали жестокие, бесчеловечные, строгие и принципиальные образы немецких захватчиков. Всем памятны и «Молодая гвардия», и «А зори здесь тихие», и статья о Зое Космодемьянской – поражающие своим зверством командиры и солдаты немецкой армии, поклоняющиеся порядку и не могущие подняться чуть выше навязанного Гитлером долга. Немцы-захватчики, немцы-враги, немцы-разрушители – такими известны они многим поколениям.
И все-таки, попробуем разобраться, какие именно стереотипы господствуют в наших головах, когда мы слышим слово «немец» [1]. Насколько же соответствуют они действительности?
Жестокость. За этот стереотип нужно сказать «спасибо» военным годам. Не все до сих пор осознали, что разница между понятием «немец» и «фашист» – огромная, и жестокие люди есть в любой нации. Так что ненависть к фашизму не стоит переносить на немцев. В конце концов, Италия – родина фашизма. Но итальянцев никому и в голову не придет ненавидеть.
Жадность. Немцы – трясутся над каждой копейкой и готовы голодом заморить свою же семью – один из первых мифов. Однако русские женщины, вышедшие замуж за немецких товарищей, рассказывают следующее: да, щедрых спонтанных подарков по всяким пустячным поводам едва ли дождешься. Но, с другой стороны, рачительность и бережливость помогают сохранить семейный бюджет, приумножить благосостояние и, как следствие, процветание семьи. Однако одна приятельница моей подруги, жена немца Марко, жаловалась, что после свадьбы возлюбленный в первую очередь занялся счетом надаренных денег. Немного непонятно, мягко говоря, ей было, как можно ставить выше не духовные, а материальные ценности.
Пунктуальность. Вещи должны лежать на своих местах. Приходить на встречи нужно точь-в-точь. Если что-то идет не по плану, начинается паника, немцы приходят в недоумение. Ничего странного нет для немца в том, чтобы пить чай традиционно изо дня в день, из года в год ровно в 5 часов вечера, и не в 5:15, не в 4:45, и если начнется бомбежка, и если пригласят друзья в кино… Пожалуй, традиция для любого немца – превыше всего. Нам, с нашей широтой души, со свободолюбием не понять этого непрекращающегося постоянства. С другой стороны не понять нам и добросовестного, трепетного отношения к работе. Ответственность стала притчей во языцех, визитной карточкой любого немца. Тайм-менеджмент, четкое планирования дня и расписывание целей на недели, месяцы и годы – отличительная черта немецкого народа [2]. Однако ясность мышления и целеустремленность вовсе не говорит о том, что у всех поголовно в Германии аллергия на бардак: там люди также могут не поставить тарелку в раковину и оставить на столе обеденные крошки.
Консерватизм. Постоянство – мечта почти каждого немца, такими мы видим этот народ. Они очень чтят традиции и с опаской относятся к различным нововведениям. То есть если немец решил что-то в своей жизни, то очень больших трудов будет стоить переучить его и привить новые привычки. Еще они очень не любят вопрос «почему». Надо, значит надо, лишние вопросы задавать ни к чему.
Однако и у немцев сложились определенные стереотипы о русском загадочном характере. В основном они складываются в несколько мифов.
Русские всегда недовольны. Это у европейцев принято улыбаться. Улыбка – часть профессиональной этики. «Оставь свои проблемы за порогом офиса» – девиз немцев. У русских нет такой лучезарной привычки. Зато есть такое негласное правило – не выставлять свои чувства напоказ – одевать, выходя из дома не дружелюбную маску, а равнодушную. Даже если внутри все светится от счастья.
Готовность излить душу первому встречному. Поболтать по душам со случайным попутчиком, выложив всю подноготную и вместе с этим оставаться загадкой для близких людей – тоже русская черта. В ней есть определенная логика – ведь случайного человека мы больше не встретим, поэтому нечего тут стесняться. Ну и широта души и натуры тут сказывается – мы открыты и откровенны, а также куда искреннее европейцев.
Способность много пить водку и при этом не пьянеть. Водка – первая ассоциация, которая приходит немцам в голову, когда речь заходит о нашем народе. Поэтому им очень удивительно слышать, когда русский гость вдруг заявляет, что он много не пьет.
Расхлябанность. Откровенно говоря, тайм-менеджмент был создан явно не для русского человека. Мы часто надеемся на авось, да и вообще можем в ответственный момент проявить леность, непростительную для немца. Они считают творческий беспорядок и творческий кризис только блажью и пустыми отговорками, тогда как для наших сограждан это естественное оправдание.
Хорошо переносим холод. Ну, этот миф родился вероятнее всего после «разгрома фашистов под Москвой». Поражение во многом произошло из-за того, что они оказались совершенно не готовыми к таким холодам в отличие от русских, которые четко знали, что делать в подобной ситуации: какую одежду одевать, какое топливо использовать. Вот и закрепился такой миф за русским народом – шапки ушанки, валенки и сибирский сорокаградусный мороз.
Как бы там ни было, но попытки взглянуть и разобраться в различиях национального характера двух разных народов делали уже давно. Самый яркий пример – «Обломов» Гончарова. Два антипода – Штольц и главный герой – представители совершенно разных миров. В первом, наполовину немце, воплощены основные стереотипы черт этого народа: он принципиален, деятелен, дисциплинирован и энергичен. Через Обломова же автор пытается проникнуть в загадочную русскую душу: главный герой чрезмерно мечтателен, безынициативен, ленив, любит размеренность и спокойствие. В то же время, несмотря на противостояние взглядов и ценностей этих друзей, на попытки Штольца изменить товарища в лучшую сторону, в конце концов, он признается, что есть в Обломове нечто, чего никогда не достигнуть ему самому: это необыкновенно чистое сердце, доброта, искренность и полет мысли и фантазии.
Стереотипы всегда были и будут. В них нет ничего плохого, так как доля правды все-таки присутствует: дыма без огня не бывает. Однако не стоит при знакомстве с другой культурой руководствоваться исключительно ими. Потому что в любой нации есть люди-исключения; и потому, что иногда существуют неоправданные обобщения.
Поэтому при любом общении нужно руководствоваться, в первую очередь, своим опытом и ощущениями, не исключая, конечно, и чужого знания.
Библиографический список
- http://startdeutsch.ru/interesno/o-germanii-i-nemtsakh/575-stereotipy-o-nemtsakh
- http://www.kakprosto.ru/kak-851081-stereotipy-o-nemcah