УДК 811.11

ФУНКЦИИ СИМВОЛА И АЛЛЮЗИИ В РОМАНЕ ДЭНА БРАУНА “КОД ДА ВИНЧИ”

Кольцова Ольга Николаевна
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Аннотация
Статья посвящена изучению аллюзий и символов романа «Код да Винчи» Дэна Брауна. В статье рассматриваются особенности авторского использования символов и аллюзий и их функции в тексте романа. Вывод: как символы, так и аллюзии романа «Кода да Винчи» схожи в функциональном аспекте и выполняют в тексте персуазивную функцию, текстоструктурирующую функцию, предсказательную функцию, оценочно-характеризующую функцию и функцию поддержания сюжета.

Ключевые слова: аллюзия, Дэн Браун, символ


FUNCTIONS OF SYMBOL AND ALLUSION IN DAN BROWN'S NOVEL "THE DA VINCI CODE"

Koltsova Olga Nikolayevna
Immanuel Kant Baltic Federal University

Abstract
The article studies allusions and symbols in Dan Brown’s novel “The Da Vinci Code”. The points investigated are author’s usage of allusions and symbols and their functions in the text of the novel. The conclusion are that both symbols and allusions are similar in functional aspect and fulfill the persuasive function, the text-forming function, the predictive function, the image-forming function and the plot developing function.

Keywords: allusion, Dan Brown, symbol


Библиографическая ссылка на статью:
Кольцова О.Н. Функции символа и аллюзии в романе Дэна Брауна "Код да Винчи" // Филология и литературоведение. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2016/01/1839 (дата обращения: 15.07.2023).

В романах Дэна Брауна наряду с аллюзией широко используется символ. Символ, хоть и не может быть причислен к ряду интертекстуальных явлений, схож с аллюзий своей структурой и набором функций. И символ, и аллюзия имеют знаковую структуру: на уровне текста имеется маркер, а скрытая за ним информация должна быть восстановлена читателем с опорой на фоновые знания. Отличие символа от аллюзии состоит в том, что а) имплицитная информация, заложенная в нем, не может быть декодирована однозначно, так как символ имеет множественные интерпретации б) символ не создает связей между двумя литературными текстами.

Являясь знаком, символ вербально маркирован в тексте и имеет свой денотат, который может определяться неоднозначно, в отличие от аллюзии. Однако символ и аллюзия схожи в функциональном аспекте. По мнению Дэвида Дейчеса, «литературный символ направляет интеллектуальное и эмоциональное внимание читателя (одновременно активные) с помощью образа, высказывания или вербально воспроизведенной ситуации в область знаний, которая не может быть непосредственно описана каким-либо другим образом без потери смысла» [Дейчес, 1968,  с. 10] Аллюзия, если её маркер распознан в тексте, тоже направляет внимание читателя на определенную область знаний, активизируя его интеллектуальную деятельность. Этим общим свойством аллюзии и символа и пользуется Дэна Браун в своей прозе, поддерживая за счет функций, выполняемых аллюзией и символом, жанровое своеобразие своих романов.

Роман Дэна Брауна «Код да Винчи», ставший бестселлером 2003 года, до сих пор вызывает противоречивые отклики. «Код да Винчи» – это роман «интеллектуальный детектив-головоломка» [Ермолович, 2006]. Роман представляет собой поиск сокровища – Святого Грааля, путь к которому указывают интеллектуальные загадки и головоломки, созданные при помощи символов и аллюзий.

В эпиграф романа Дэн Браун помещает следующую информацию: «В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов.» Сила воздействия этого сообщения на читателя увеличивается за счёт помещения его в сильную позицию текста романа – позицию эпиграфа. Дэн Браун подготавливает, таким образом, неискушенного читателя к тому, чтобы он с большей готовностью воспринял идеи, изложенные в романе.

Текст романа изобилует отсылками к невербальным прецедентным текстам, маркированным номинативно: Луврская пирамида, картины Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», «Тайная вечеря», «Мадонна в гроте », «Мона Лиза».

Луврская пирамида (La Pyramide) –  внушительная конструкция из стекла и металла, служащая входом в Лувр, была построена в 1989 г. по проекту знаменитого американского архитектора китайского происхождения Бэй Юймина (англ. Ieoh Ming Pei — Йо Минг Пей). [URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Louvre_Pyramid] Пирамида как геометрическая форма часто является символом. Для того, чтобы читательское внимание было привлечено к пирамиде как к символу и для того, чтобы ограничить чересчур обширную трактовку этого символа, Дэн Браун приводит дополнительные характеристики Луврской пирамиды: “François Mitterrand had an affinity for Egyptian culture that was so all-consuming that the French still referred to him as the Sphinx.”[Brown, 2003]

Назвав президента Франции, по инициативе которого была построена пирамида, Сфинксом, Дэн Браун укрепляет возникшие уже, возможно, у читателя ассоциации с древними египетскими пирамидами – одним из самых величественных и загадочных памятников архитектуры на нашей планете. Последняя характеристика подчеркивается в приведенной выше цитате: в ней упоминается Сфинкс – мифическое существо, загадывающее загадки царю Эдипу в античной трагедии. Помимо этого, в Древнем Египте скульптурные изображения сфинксов размещались перед входом в храмы, охраняя божественные тайны от непосвященных. В масонской традиции изображение сфинкса символизирует тайну. [URL: http://www.crystalinks.com/sphinxmyths.html]

Описывая Луврскую пирамиду, Дэн Браун также приводит количество стеклянных панелей,  которое, по его мнению, было использовано при строительстве пирамиды – 666 штук, что соответствует «числу Зверя», упоминаемого в последней книге Библии (Откровение или Апокалипсис). Такая дополнительная информация придает читателю еще большую уверенность в том, что пирамида хранит в себе тайну, и эта тайна мрачна и зловеща, особенно в христианском понимании. Следует отметить, что в приведенном примере нумерологическая аллюзия к книге Апокалипсиса не основана на реальных фактах, поскольку Луврская пирамида состоит из 673 стеклянных панелей. Аллюзия к Библии в рассматриваемом примере выполняет персуазивную функцию. Подкрепленная воздействием эпиграфа романа, она заставляет читателя поверить в приведенную информацию,  и, заинтриговав его необычными фактами, способствует  его погружению в мистическую атмосферу романа, вовлекая его тем самым в процесс активного чтения.

Пирамида как символ выполняет текстоструктурирующую функцию и функцию поддержания сюжета. Помимо этого, пирамида как компонент загадок, которые разгадывают герои книги, выполняет предсказательную функцию. Кроме Луврской пирамиды, в тексте романа приводится описания двух других пирамид – Перевернутой пирамиды и малой пирамиды на полу подземного этажа Лувра. Согласно трактовке, принятой в романе, эти пирамиды символизируют две противоположные сущности (мужское-женское в контексте романа). Расположенные друг напротив друга, они символизируют единение мужского и женского начал, а также, по сюжету романа, указывают на место захоронения Марии Магдалины.

Сквозной аллюзией романа «Код да Винчи» является аллюзия на историю поиска Святого Грааля.  Обычно считалось, что Грааль – чаша, которой пользовались Христос и апостолы во время Тайной вечери, являясь потиром (чашей для причащения) первой литургии. [URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2172] Однако Грааль никогда не упоминался в канонических церковных текстах. Поиски Грааля как материального предмета – чаши или же иного объекта – проводились в Средние века. Однако Грааль постепенно стал пониматься не только как драгоценный предмет, а в большей степени как символ духовного поиска человека.

В романе «Код да Винчи» Дэна Брауна профессор Лэнгдон и Софи Невё совершают поход за Святым Граалем. Герои ищут материальный объект, но в конце романа узнают, что Грааль, который они так хотели обрести – это Софи Невё, в которой, согласно сюжету, течет кровь Христа. В переносном смысле Софи является сосудом для крови Христовой – чашей Грааля. Помимо этого, она женщина, а сосуд является символом женского начала, как неоднократно подчеркивается в «Коде да Винчи». Таким образом, согласно Дэну Брауну, Грааль – это а) человек б)  документы, свидетельствующие о том, что существуют потомки Иисуса в) внутренний поиск человека, продиктованный его стремлениями стать лучше и чище. Можно заключить, что сквозная аллюзия на легенды о Граале в романе «Код да Вини» отсылает, скорее всего, к роману «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, в котором поиск Грааля – это духовный путь к высшим ценностям. Сквозная аллюзия на легенды о поиске Грааля выполняет в романе «Код да Винчи» текстоструктурирующую функцию, предсказательную функцию, функцию поддержания сюжета.

В тексте романа «Код да Винчи» присутствуют также релятивные аллюзии на легенды о Граале: “As he and Fache drew nearer the alcove, Langdon peered down a short hallway, into Saunière’s luxurious study—warm wood, Old Master paintings, and an enormous antique desk on which stood a two-foot-tall model of a knight in full armor.”[Brown, 2003] Описание фигурки рыцаря поддерживает отсылку к легенде о Граале, главный герой которой в наиболее известных трактовках – рыцарь Парцифаль.

Обладание Ли Тибингом, желающим завладеть Граалем, рыцарским титулом, также является релятивной аллюзией на легенду о Граале и выполняет предсказательную функцию. Одна из главных интриг романа строится на обманутом ожидании читателя, который, извлекая имплицитную информацию из аллюзии на сказание о Граале, может предположить, что герой-рыцарь не совершит неблагородных поступков.  Однако именно Тибинг является виновником всех злоключений  Софи Невё и профессора Лэнгдона.  Даже игрушечный рыцарь на столе у Соньера служит бесчестному делу, так как Ли Тибинг снабжает фигурку рыцаря подслушивающим устройством. Таким образом, рыцари в романе «Код да Винчи» отнюдь не столь благородны и чисты, как в легендах о Граале.

Аллюзии к невербальным прецедентным текстам – картинам Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Мадонна в гроте», «Тайная вечера» являются сквозными, выполняя функцию поддержания сюжета, так как в них содержится имплицитная информация, которая направляет героев в их поиске святого Грааля. Невербальные прецедентные тексты – важная составляющая кода, который расшифровывают герои – «кода да Винчи».

Отсылка к невербальному прецедентному тексту – к картине «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи выполняет текстоструктурирующую функцию и функцию предсказания. «Тайная вечеря», согласно интерпретации Дэна Брауна, несет в себе следующую информацию: справа от Иисуса изображен не Иоанн, а Мария Магдалина, так как лицо человека, изображенного на полотне, очень женственно. Помимо этого, у него красно-рыжие волосы (красный – цвет крови Христовой, которая, согласно Дэну Брауну, течет в жилах его потомков). Человек, изображенный на картине «Тайная вечеря», расположен по правую руку от Христа – на почетном месте. Иисус и Иоанн-Магдалина изображены таким образом, что между ними можно вписать перевернутую пирамиду – V, «чашу Грааля»,  что является символом женского начала, согласно трактовке Дэна Брауна. Символика цветов одеяний Иисуса и Иоанна-Магдалины (красный и синий) расшифровывается, согласно средневековой традиции как королевская кровь. [Burstein, 2004, c. 51-53] Интересен также тот факт, что на столе у апостолов нет чаши Святого Грааля, а вместо этого перед каждым из них изображен свой маленький кубок. Таким образом, как заключает Дэн Браун, Святой Грааль, который непременно должен быть изображен в «Тайной вечери» – это Мария Магдалина, жена Иисуса. Она является той чашей, которая несёт в себе кровь Христову, так как, согласно Дэну Брауну, она стала матерью ребёнка Христа.

Аллюзия на картину да Винчи «Витрувианский человек» маркирована в тексте романа в виде описания: “To Langdon’s amazement, a rudimentary circle glowed around the curator’s body. Saunière had apparently lay down and swung the pen around himself in several long arcs, essentially inscribing himself inside a circle. In a flash, the meaning became clear. “The Vitruvian Man,” Langdon gasped. Saunière had created a life-sized replica of Leonardo da Vinci’s most famous sketch.” [Brown, 2003]

Аллюзия на рисунок Леонардо да Винчи выполняет текстоструктурирующую функцию и предсказательную функцию. Для того, чтобы отсылка к прецедентному невербальному тексту «Витрувианский человек» выполнила свои функции даже в том случае, если читатель не обладает фоновыми знаниями, достаточными для декодирования имплицитной информации, Дэн Браун вносит в книгу справочный материал о «Витрувианском человеке», который подается в виде лекции профессора Лэнгдона: “He pulled up another slide—a pale yellow parchment displaying Leonardo da Vinci’s famous male nude—The Vitruvian Man—named for Marcus Vitruvius, the brilliant Roman architect who praised the Divine Proportion in his text De Architectura.”[Brown, 2003]

«Божественная пропорция» (число фи) – символ, выполняющий текстоструктурирующую функцию в романе, так как число «фи» является основой большинства головоломок, которые разгадывают герои.

В лекции профессора Лэнгдон, указывается, что число «фи», лежащее в основе пропорций «Витрувианского человека», очень распространено в живой природе, за что и получило название “божественной пропорции”. Софи Невё не только имеет в своем имени «божественную пропорцию» – число «фи». Её фамилия Neveu является анаграммой Nu Eve – «новая Ева». В христианстве София означает «Премудрость Божия», число «фи» в имени Софи символизирует совершенство, а имя Eve является аллюзией к тексту Ветхого завета о созданной Богом первой женщине Еве.  Таким образом, имя Софи Невё насыщено имплицитной информацией. Релятивные аллюзии и символ, составляющие основу имени Софи Невё, выполняют оценочно-характеризующую функцию.

К тексту Ветхого завета, повествующему о грехопадении человека, отсылает также и упоминание яблока в романе. «APPLE» – это пароль от криптекса с указанием на местоположение захоронения Марии Магдалины. Пароль профессор Лэнгдон вычисляет так: яблоко – это тот сферический предмет, который подтолкнул Ньютона на открытие силы притяжения, что навлекло на него, впоследствии, гнев церкви. В то же время яблоко познания, съеденное Адамом и Евой, навлекло на них гнев Господа. В данном случае аллюзия имеет два денотата: общеизвестный исторический факт и текст Ветхого завета. Аллюзия выполняет функцию узнавания и парольную функцию.

Как показывает исследование, и символы, и аллюзии романа «Код да Винчи» выполняют в тексте текстоструктурирующую функцию, парольную, персуазивную функцию, функцию узнавания. Символы в романе «Код да Винчи» не имеют свободной трактовки, так как за введением в текст вербального маркера символа автор подает дополнительную информацию, которая значительно сужает трактовку символа в контексте романа. Аллюзии в романе тоже сопровождены вставками текста, несущего в себе справочную информацию, помогающую читателю извлечь имплицитное содержание аллюзии.


Библиографический список
  1. Daiches, D. More literary essays. Chicago: University of Chicago Press, 1968. 274 p.
  2. Brown, D. The Da Vinci code: A novel. New York: Doubleday, 2003. 454 p.
  3. Ермолович Д.И. Хоть довинчивай // Мосты: журнал переводчиков. М.: Р. Валент, №3 (11), 2006 г. URL: http://yermolovich.ru/index/0-31 (дата обращения: 12.12.2015)
  4. Cultural Depictions URL: http://www.crystalinks.com/sphinxmyths.html
  5. Энциклопедия мифологии. Статья «Грааль» URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2172 (дата обращения: 12.12.2015)
  6. Burstein, D. Secrets of the code: The unauthorized guide to the mysteries behind the Da Vinci code. New York: CDS Books in association with Squibnocket Partners LLC, 2004. 373 p.


Все статьи автора «Кольцова Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: