УДК 81

ПЕРЕКРЕСТОК КАК ОБРАЗ ДОРОГИ И СИМВОЛ ВЫБОРА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ю.Г. СЛЕПУХИНА «ПЕРЕКРЕСТОК»)

Мельникова Екатерина Викторовна
Северо-Кавказский Федеральный университет
Гуманитарный институт, Факультет филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, кафедра русского языка, магистерская программа "Русский язык"

Аннотация
Статья рассматривает пространственный образ «перекрестка». В романе Ю.Г. Слепухина данное существительное имеет несколько значений. Прямое значение лексемы используется для изображения реальных пространственных отношений, переносное значение используется для воплощения идиостиля, авторских интенций.

Ключевые слова: идиостиль, образ дороги, Перекресток, символ выбора, Ю.Г. Слепухин


THE CROSSROADS AS THE IMAGE AND SYMBOL OF CHOICE (ON THE MATERIAL OF "CROSSROADS" BY Y. G. SLEPUHIN)

Melnikova Ekaterina Viktorovna
North-Caucasus Federal University
Humanities Institute, Faculty of Philology, Journalism and Cross-cultural Communication, Philology

Abstract
This article deals with the local noun of "crossroads". It has a several meanings such as the original meaning of the lexem used to image the real locus, while the figurative meaning is used for the realization of author’s intentions and idiostyle.

Библиографическая ссылка на статью:
Мельникова Е.В. Перекресток как образ дороги и символ выбора (на материале романа Ю.Г. Слепухина «Перекресток») // Филология и литературоведение. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2016/01/1824 (дата обращения: 12.07.2023).

Пространственные отношения отображают место протекания событий. Локальность может быть представлена существительными со значением «событийность»: названия жилища человека, названия организаций и учреждений, топонимов, геонимов, ойконимов, оронимов и др. Существительные, выполняющие в предложении функцию локальных распространителей, выражают пространственную семантику лексически. Центром функционально-семантического поля пространственных отношений являются многозначные слова пространство и место, синонимичные во многих значениях. «Пространство высвобождает место для сакральных объектов, открывая через них свою высшую суть, давая этой сути жизнь, бытие, смысл; при этом открывается возможность становления и органического обживания пространства космосом вещей в их взаимопринадлежности». [Топоров: 242]

Лексема «перекресток» проходит через призму таких понятия, как «художественный образ», «символ». Изучение знаков, символов занимает особое место в семиотике. Символ – это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния. Это наиболее емкая, продуктивная и концентрированная форма выражения культурных ценностей и смыслов. Символ представляет собой, по сути, конкретно-зримое воплощение тех или иных идей и идеалов как высших ценностей и смыслов, которыми живет человек и которыми обусловливается развитие и функционирование культуры.

Перекресток – это древний символ-образ. Он сочетает в себе противостояние двух дополняющих друг друга понятий: «жизни и смерти», «добра и зла». Символическим значением перекрестка может быть как жизнь отдельного человека, так и жизнь целой нации или даже всего человечества. Для человека особое значение имеет образ-символ перекрестка. Перекресток ментально в сознании русского человека связывался с символом выбора в целом, а в мифологии и в фольклоре с выбором между жизнью и смертью, с переходом из одного пространства в другое. В качестве такового перекресток наделяется двояким значением. С одной стороны, перекресток считался скоплением нечистых сил.  С другой стороны, это священное место. В христианстве перекресток был местом почитания Христа. В. Н. Топоров, анализируя образ-символ-креста, обращает внимание на расхождении линий от сакрального центра во внешнее пространство: «Крест подчеркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне)» [Топоров: 12-13].

Перекресток — многоликость богов, а также утверждение триединства основ: несущей только добро; двоякой; несущей Зло. Так, например, Афродиту можно увидеть в трех аспектах: как богиню небесную, морскую и вполне земную. Перекресток — судьбоносный жизненный этап. В древнегреческом мифе об Эдипе — именно на скрещении дорог встретил он своего отца, которого в последствие убил. Античные греки на дорожных перекрестках приносили жертвы богине магии и ночных кошмаров — Гекате, а «древние германцы приносили на дорожных перекрестках в жертву своим богам пойманных разбойников, превращая эти места в подобие эшафотов» [Плотникова А.А: электронный ресурс]. В Древнем Риме перекрестки охранялись статуями покровителей этого места, Януса, или других богов, способных смотреть сразу в нескольких направлениях.

Русский фольклор отразил множество мотивов и ситуаций, связанных с темой перекрестка. Символизм перекрестка связан с символизмом двери, перехода из старого к новому. Чтобы обеспечить этот переход, на перекрестках воздвигаются обелиски, алтари, просто камни. На перекрестках выполнялись колдовские ритуалы.  Это было место захоронения самоубийц, сборища Демонов и Ведьм.  Во многих культурах перекресток – место встречи с трансцендентными Силами. Существует поговорка: «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют». По поверьям, на распутьях дорог можно увидеть ведьму, русалок, лешего, черта. На перекрестке происходят предопределяющие судьбу встречи.

Мотив перекрестка в литературе может быть связан с темой дороги, и тогда дорога также выступает как пространственный образ-метафора символ судьбоносных изменений в жизни героев. В творчестве реалистов мотив дороги продолжает выполнять ту же самую функцию. Так, Образ пространства заложен уже в самом названии романа Ю.Г. Слепухина «Перекресток». В толковом словаре Ожегова перекресток обозначает место пересечения дорог, улиц. Например: Светофор на перекрёстке. На каждом перекрёстке кричать о чём-н. (перен.: рассказывать везде, всем; разг. неод.) [Ожегов: 547]. Если же обратиться к краткой энциклопедии символов, то перекресток – это символ трудности выбора, неуверенность, тоска по утраченному пастырю, вождю, проводнику; потеря надежды. Перекресток — место, на котором испытываешь сомнение. Зачастую перекресток представляется образом человеческих страхов и надежд в момент выбора. Согласно Юнгу, это символ матери: «Место, где дороги пересекаются и входят одна в другую, таким образом, символизируя объединение противоположностей, есть «мать», объект и олицетворение всякого объединения» [Плотникова: электронный ресурс]. Перекресток – место встречи времени и пространства.

Так, в романе «Перекресток» пространственный образ несет в себе также два значения: образ дороги и символ выбора. Рассмотрим образ перекрестка в переносном значении, употребленном в тексте 7 раз:

  1. «Ты понимаешь, Люся, это как если бы ты шла до сих пор по ровной улице… по такой знакомой, где ты знаешь каждую витрину, каждый дом… а теперь у тебя впереди перекресток — и ты совершенно не знаешь, что за ним будет, куда ты повернешь, что окажется на твоем новом пути… это какое-то очень странное чувство, правда» (неизвестность будущего).
  2. «В общем, я не знаю… это очень трудно передать. Как будто все меняется и должно измениться еще больше, как будто мы все подходим к незнакомому перекрестку…» (беспокойство о будущем).
  3. «Я действительно до сих пор просто и не подумала, что эта мера вызвана подготовкой к войне, и вообще совершенно не думала о том, что война может захватить и нас. Теперь я понимаю, почему Т. говорила тогда о «перекрестке» и что именно она имела в виду. Неужели этот кошмар и в самом деле случится?» (неизбежность, страх).
  4. «Такой переломный для всех нас год. «Перекресток», как говорит Танюша. Последние месяцы школы, переезд в другие города, университет» (конкретный промежуток времени, заполненный неблагоприятными событиями).
  5. «— Вывели на перекресток? — задумчиво улыбается Таня. — Да, это верно, Дядясаша…

— Какой перекресток? Ну, если хочешь… э-э-э… аллегорически — пусть будет перекресток. Я все-таки рад, что помог тебе дойти до него. Так что, видишь, брат, — подмигивает он, — я вовсе не говорю, что ничего для тебя не сделал!» («перекресток» как жизненный этап).

В переносном значении пространственный образ «перекресток» для главной героини романа Татьяны, как и для других героев, обозначает символ жизненных трудностей, возникающих при неизбежном выборе. Для русской ментальности образ данный образ в первую очередь ассоциируется с выбором, переменами в жизни.

Образ перекрестка в прямом значении употребляется в тексте 6 раз:

  1. «На одном из перекрестков впереди вспыхнул красный глаз светофора — газик остановился, нетерпеливо пофыркивая и содрогаясь». В данном примере образ перекрестка представлен как движение.
  2. «Правда, слободку электрифицировали, понаставив по улицам столбов с зелеными, бутылочного стекла, изоляторами — вечными мишенями беспощадных рогаток слободской ребятни, да на перекрестке двух мощеных улиц, Красноармейской и Жертв Революции, воздвигли гипсовую статую Ленина». Место как конкретика
  3. «В комнате, залитой голубоватым светом фонаря, было очень тихо; внизу по улице промчалась запоздалая машина, коротко просигналив на перекрестке; шипело и чуть потрескивало радио; потом тишину вспорол режущий звук фанфар — медный, исполненный какого-то безжалостного торжества».
  4. «Ходить можно было кое-как только по тротуарам, а на перекрестках приходилось, балансируя руками, перепрыгивать с одной кочки посуше на другую. Володя злорадствовал от всей души».   В обоих 3 и 4 «перекресток» представлен, как место, затрудняющее движение.
  5.  «Но нет, все было в действительности — она стояла на знакомом перекрестке возле школы, мороз покалывал щеки, торопились по своим вечерним делам прохожие».
  6. «На знакомом перекрестке возле школы он соскочил с трамвая и пошел к бульвару Котовского». В данном контексте, как и в предыдущем примере, образ перекрестка означает «свое, знакомое место» для героев романа.

По классификации И.Я. Чернухиной, образ «перекрестка» в приведенных примерах является обобщенным художественным пространством, так как сам символ перепутья эстетически воспроизводит пространственную деталь и служит отправным моментом для развития идеи автора. Перекресток – слово-ориентир в значении «урбанистическое пространство».

В данной статье был рассмотрен пространственный образ «перекресток». Его функционирование в романе сводится к нескольким значениям. Прямое значение лексемы используется для изображения реальных локусов, в то время как переносный смысл используется для воплощения авторской идеи. Семантика пространственного образа «перекресток» расширяется в тексте, появляются добавочные значения, рассмотренные в приведенных примерах. Издавна в мифах и повериях образ перекрестка был связан с нечистой силой, с переходом из реального в потусторонний мир, жизненного выбора.


Библиографический список
  1. Бахтин М. М., Формы времени и хронотопа в романе, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975;
  2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972. – 271 с.
  3. Матвеева Т.В. Категория текстового пространства // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 533-536.
  4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М.: Междунар. отношения, 2002. – 512 с.
  5. Топоров В.Н. Крест // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992, с. 12-14.
  6. Топоров В.Н.  Пространство и текст // Текст: семантика и структура, М., 1983
  7. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987. – 286 с.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Рус. яз., 1989. – 750 с.
  9. Слепухин Ю.Г. Перекресток. Л: Лениздат, 1988. – 508 с.
  10. Плотникова А.А. Перекресток. Краткая энциклопедия символов. – URL: http://www.symbolarium.ru/index.php


Все статьи автора «Мельникова Екатерина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: