УДК 8.81

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ КАК КАТАЛИЗАТОР УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Сеннова Дарья Михайловна
МБОУ "Гимназия № 1" г. Астрахани

Аннотация
На современном этапе развития педагогического процесса и системы образования к результатам обучения предъявляются требования не только усвоения новых знаний, но и их активного применения. Целесообразное применение полученных в ходе учебных занятий умений формирует актуальные навыки и систематизирует объем материала.

Ключевые слова: проектная деятельность, ФГОС


PROJECT ACTIVITIES AT RUSSIAN LESSONS IN 5-6 CLASSES OF LEARNING AS A CATALYST IN THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF THE FGOS

Sennova Darya Mihailovna
MBOU " Gymnasium № 1" Astrakhan

Abstract
At the present stage of development of the pedagogical process and the education system to the learning outcomes requires not only the assimilation of new knowledge , but also their active use. Suitable applications received during the skills training sessions creates relevant skills and organize the volume of material .

Библиографическая ссылка на статью:
Сеннова Д.М. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах как катализатор усвоения знаний в рамках реализации требований ФГОС // Филология и литературоведение. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/07/1400 (дата обращения: 29.04.2017).

На современном этапе развития педагогического процесса и системы образования к результатам обучения предъявляются требования не только усвоения новых знаний, но и их активного применения. Целесообразное применение полученных в ходе учебных занятий умений формирует актуальные навыки и систематизирует объем материала.

Роль катализатора в отношении усвоения учебного материала выполняют инновационные педагогические технологии. Активными пользователями педагогическими технологиями должны быть не только педагоги, но и все участники образовательного процесса – ученики и родители. Это требование является важным условием успешного функционирования результатов обучения в рамках внедрения Федеральных Государственных стандартов (далее ФГОС).

Наиболее удобным и универсальным средством среди инновационных является проектная деятельность учащихся. Особенно значимым элементом такая работа становится в пятых-шестых классах в условиях адаптационного периода при переходе на новую ступень обучения. Именно в 5-6 классах проектная деятельность является ключевой и приобретает широкомасштабное значение как в содержательном плане, так и в областях ее применения.

При переходе в среднее звено (5-6 классы) из начальной школы повышается риск возникновения учебной тревожности, как ситуативной, так и тревожности общего плана. Учебный материал в данном случае должен быть подобран с учетом психологических требований – быть соответвующим возрастным требованиям, половой принадлежности, составу класса. Также необходимо учитывать эмоциональную составляющую – настроение, самочувствие, периоды активности и усталости учащихся.

В соответствии с этим, задания поискового плана необходимо включать в начале урока. Задания на усвоение новых понятий не должны быть в конце учебных занятий, это противоречит закономерности усвоения учебного материала.

Обратить внимание следует и на межличностные отношения в классе. Особое значение уделить распределению учеников по группам, и выделению лидеров в классном коллективе. Группы должны быть разноплановые и отличаться по составу при решении учебных задач.

Проектная деятельность в пятом классе успешно функционирует благодаря игровым технологиям, которые являясь структурным элементом учебного процесса, не только дополняют его, но и делают процесс получения знаний интересным и продуктивным.

На уроках русского языка проектная деятельность может быть представлена следующими способами:

При изучении раздела «Морфология. Орфография»:

  1. Исследовательские проекты о частях речи, систематизация имеющихся знаний о частях речи, представление материала в виде презентаций, рассмотрение трудных случаев. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и в группах.
  2. Проект по служебным частям речи «Значение и функционирование служебных частей речи». Модификации текстов с использованием служебных частей речи и без их употребления. Исследовательская работа «Ах, ох, ух» – использование междометий для выражения эмоционального характера фразы.

В изучение раздела «Синтаксис и пунктуация» для реализации элементов проектной деятельности и принципов ФГОС необходимо также включать элементы проектной деятельности:

  1. В теме «Виды предложений по цели высказывания» – проект по составлению текста (сочинения) с использованием только побудительных, только вопросительных предложений с последующим групповым анализом получившихся работ.
  2. В теме «Второстепенные члены предложения» целесообразно выполнение проектной работы – «Пазлы из словосочетаний», где необходимо добавить к грамматической основе второстепенные члены из предложенных, анализируя  и объясняя свой выбор.
  3. Темы «Дополнение», «Обстоятельство» и «Определение» можно сопроводить игрой. Суть игры заключается в нахождении в тексте всех определений, обстоятельств или дополнений за определенный временной промежуток. Это способствует развитию точности, быстроты реакции и автоматизирует навыки по нахождению второстепенных членов предложения.

Изучение раздела «Фонетика» представляет для учителя огромный пласт игровых методик, в том числе проектных. Так, ученикам предлагается записать на диктофон и представить в классе произношение слов, трудных с точки зрения фонемного состава. Учащиеся в классе пробуют восстановить произнесенное слово в буквенной записи.

Задания по типу «найти лишнюю строку», «найти лишнее слово», «найти лишнее словосочетание» развивают не только познавательные умения учащихся, но и регулятивные универсальные учебные действия (далее УУД) – умение ставить цель перед выполнением учебной задачи, умение вычленять нужную информацию из ряда представленных данных.

Задания на постановку знаков препинания, на вставку букв или слов в пропуски развивают и автоматизируют умения учащихся, активизируют имеющиеся и стимулируют выработку необходимых познавательных процессов.

Рассмотрим применение указанных проектных технологий в использовании УМК по русскому языку под редакцией А. Д. Шмелева для шестого в рамках современного филологического образования.

В первом же разделе перед обучающимися поставлена задача восстановления изученного материала – «Язык и речь» (повторение). Однако добавляются учебные задания на сравнение диалектов с современным русским языком и русским литературным языком. Это развивает личностные УУД, учит уважению к родному языку и определению особенностей восприятия диалектов.

При изучении разделов учебного пособия важным дополнением является то, что правила даны обучающимся не в первоначальном (готовом) виде. Сформулировать правило – собрать, провести аналогии, сопоставить – все эти учебные задачи выполняет обучающихся в самом начале урока.

Каждый раздел учебного пособия сопровождается заданиями для работы в группах – дополнение, составление своих примеров, придумывание рассказов и прочее.

Необходимо отметить важность включения в учебное пособие дополнительной информации справочного типа «Лингвистическая кладовая». Такой раздел имеет важное значение в содержательном плане для развития речевых и языковых умений, для развития и углубления материала по изучаемой теме и освоению дополнительных сведений.

Кроме того, в УМК под редакцией А. Д. Шмелева такой раздел имеет не только справочный характер, сведения из этого раздела органично вписаны в пласт изучаемой темы.

Такие задания формируют не только познавательный интерес к изучаемому разделу или теме, но и активизируют самостоятельность и нестандартность мышления, что является важным требованием, предъявляемым к выпускнику в современной образовательной системе.



Все статьи автора «Anastasia Kalashnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: