УДК 803.0(075.8)

СТЕРЕОТИПЫ РУССКИХ О НЕМЕЦКОМ И НЕМЦЕВ О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ

Ковалёв В.А.1, Гвоздюк В.Н.2, Кирьянова М.М.3
1Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
2МГГУ им. Шолохова
3Институт языка и коммуникаций, г. Волжский

Аннотация
Статья дает некоторую информацию о национальном характере немецких и русских людей. Он подробно говорилось об основных особенностях немецкий и русский.Статья описывает различия национального характера двух народов.

STEREOTYPES ABOUT THE GERMAN AND RUSSIAN NATIONAL CHARACTERS

Kovaleva V.A.1, Gvozdyuk V.N.2, Kiryanova M.M.3
1Volzhsky Polytechnical Institute (branch) of the Volgograd State Technical University
2SMSUH. Sholokhov
3Institute of Language and Communication, Volzhsky

Abstract
The article gives some information on the national character of the German and Russian people. It is spoken in detail about the main features of the German and Russian. The article describes differences of national character of two nations.

Keywords: communication, conservatism, culture, differences, distinguishing feature, experience, knowledge, national character, punctuality, responsibility, Russian character, the generation, the German people, the Russian soul.


Библиографическая ссылка на статью:
Ковалёв В.А., Гвоздюк В.Н., Кирьянова М.М. Стереотипы русских о немецком и немцев о русском национальном характере // Филология и литературоведение. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/05/1449 (дата обращения: 29.04.2017).

Люди издавна выработали систему ярлыков и обобщений, характеристик и черт характера одного народа, которые облегчают жизнь, помогая выстраивать межэтнические  отношения и по сей день. Однако не стали ли мы сегодня жертвами предрассудков и предвзятых мнений наших предков? В этом вопросе я и предлагаю разобраться в своей работе.

С немцами у нас издавна особые отношения. Так уж повелось, что на протяжении истории нам приходится не сказать, чтобы сотрудничать, скорее – сталкиваться, причем не в самом хорошем смысле этого слова. Взять хотя бы крестовые походы или вторую мировую войну. Да и в мирное-то время не больно теплые ассоциации связывались со словом «немец». Попытки Петра I подружиться с западом и активное перенятие традиций, моды, этикета, системы образования дали двоякий результат. С одной стороны, Россия вышла на широкую политическую арену и стала серьезно рассматриваться ведущими мировыми державами, а также поднялась культура, стало развиваться искусство – в том числе и с помощью привлечения иностранных архитекторов, художников и других деятелей искусства. С другой стороны, все чаще стали появляться люди, противящиеся «онемечиванию» родной страны и выступающих за возвращение к русским традициям и истокам. Ярким примером таких людей может послужить Чацкий, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В своих многочисленных монологах он высказывается критично в частности и о немцах: «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья!»

Две войны за одно столетие – первая и вторая мировая столкнули наши страны снова. Теперь практически у каждого жителя появилась возможность очень тесно пересекаться с немцами. Одни видели пленных, другие и сами стали узниками фашистской Германии. А некоторые и вовсе знали немцев по играм в футбол во время передышек от военных действий на линии фронта во времена первой мировой, разумеется.

Очень сильно влияло на поколения творчество писателей и кинематографистов, которые в послевоенное время создавали жестокие, бесчеловечные, строгие и принципиальные образы немецких захватчиков. Всем памятны и «Молодая гвардия», и «А зори здесь тихие», и статья о Зое Космодемьянской – поражающие своим зверством командиры и солдаты немецкой армии, поклоняющиеся порядку и не могущие подняться чуть выше навязанного Гитлером долга. Немцы-захватчики, немцы-враги, немцы-разрушители – такими известны они многим поколениям.

И все-таки, попробуем разобраться, какие именно стереотипы господствуют в наших головах, когда мы слышим слово «немец» [1]. Насколько же соответствуют они действительности?

Жестокость. За этот стереотип нужно сказать «спасибо» военным годам. Не все до сих пор осознали, что разница между понятием «немец» и «фашист» – огромная, и жестокие люди есть в любой нации. Так что ненависть к фашизму не стоит переносить на немцев. В конце концов, Италия – родина фашизма. Но итальянцев никому и в голову не придет ненавидеть.

Жадность. Немцы – трясутся над каждой копейкой и готовы голодом заморить свою же семью – один из первых мифов. Однако русские женщины, вышедшие замуж за немецких товарищей, рассказывают следующее: да, щедрых спонтанных подарков по всяким пустячным поводам едва ли дождешься. Но, с другой стороны, рачительность и бережливость помогают сохранить семейный бюджет, приумножить благосостояние и, как следствие, процветание семьи. Однако одна приятельница моей подруги, жена немца Марко, жаловалась, что после свадьбы возлюбленный в первую очередь занялся счетом надаренных денег. Немного непонятно, мягко говоря, ей было, как можно ставить выше не духовные, а материальные ценности.

Пунктуальность. Вещи должны лежать на своих местах. Приходить на встречи нужно точь-в-точь. Если что-то идет не по плану, начинается паника,  немцы приходят в недоумение. Ничего странного нет для немца в том, чтобы пить чай традиционно изо дня в день, из года в год ровно в 5 часов вечера, и не в 5:15, не в 4:45, и если начнется бомбежка, и если пригласят друзья в кино… Пожалуй, традиция для любого немца – превыше всего. Нам, с нашей широтой души, со свободолюбием не понять этого непрекращающегося постоянства. С другой стороны не понять нам и добросовестного, трепетного отношения к работе. Ответственность стала притчей во языцех, визитной карточкой любого немца. Тайм-менеджмент, четкое планирования дня и расписывание целей на недели, месяцы и годы – отличительная черта немецкого народа [2]. Однако ясность мышления и целеустремленность вовсе не говорит о том, что у всех поголовно в Германии аллергия на бардак: там люди также могут не поставить тарелку в раковину и оставить на столе обеденные крошки.

Консерватизм. Постоянство – мечта почти каждого немца, такими мы видим этот народ. Они очень чтят традиции и с опаской относятся к различным нововведениям. То есть если немец решил что-то в своей жизни, то очень больших трудов будет стоить переучить его и привить новые привычки. Еще они очень не любят вопрос «почему». Надо, значит надо, лишние вопросы задавать ни к чему.

Однако и у немцев сложились определенные стереотипы о русском загадочном характере. В основном они складываются в несколько мифов.

Русские всегда недовольны. Это у европейцев принято улыбаться. Улыбка – часть профессиональной этики. «Оставь свои проблемы за порогом офиса» – девиз немцев. У русских нет такой лучезарной привычки. Зато есть такое негласное правило – не выставлять свои чувства напоказ – одевать, выходя из дома не дружелюбную маску, а равнодушную. Даже если внутри все светится от счастья.

Готовность излить душу первому встречному. Поболтать по душам со случайным попутчиком, выложив всю подноготную и вместе с этим оставаться загадкой для близких людей – тоже русская черта. В ней есть определенная логика – ведь случайного человека мы больше не встретим, поэтому нечего тут стесняться. Ну и широта души и натуры тут сказывается – мы открыты и откровенны, а также куда искреннее европейцев.

Способность много пить водку и при этом не пьянеть. Водка – первая ассоциация, которая приходит немцам в голову, когда речь заходит о нашем народе. Поэтому им очень удивительно слышать, когда русский гость вдруг заявляет, что он много не пьет.

Расхлябанность. Откровенно говоря, тайм-менеджмент был создан явно не для русского человека. Мы часто надеемся на авось, да и вообще можем в ответственный момент проявить леность, непростительную для немца. Они считают творческий беспорядок и творческий кризис только блажью и пустыми отговорками, тогда как для наших сограждан это естественное оправдание.

Хорошо переносим холод. Ну, этот миф родился вероятнее всего после «разгрома фашистов под Москвой». Поражение во многом произошло из-за того, что они оказались совершенно не готовыми к таким холодам в отличие от русских, которые четко знали, что делать в подобной ситуации: какую одежду одевать, какое топливо использовать. Вот и закрепился такой миф за русским народом – шапки ушанки, валенки и сибирский сорокаградусный мороз.

Как бы там ни было, но попытки взглянуть и разобраться в различиях национального характера двух разных народов делали уже  давно. Самый яркий пример – «Обломов» Гончарова. Два антипода – Штольц и главный герой – представители совершенно разных миров. В первом, наполовину немце, воплощены основные стереотипы черт этого народа: он принципиален, деятелен, дисциплинирован и энергичен. Через Обломова же автор пытается проникнуть в загадочную русскую душу: главный герой чрезмерно мечтателен, безынициативен, ленив, любит размеренность и спокойствие.  В то же время, несмотря на противостояние взглядов и ценностей этих друзей, на попытки Штольца изменить товарища в лучшую сторону, в конце концов, он признается, что есть в Обломове нечто, чего никогда не достигнуть ему самому: это необыкновенно чистое сердце, доброта, искренность и полет мысли и фантазии.

Стереотипы всегда были и будут. В них нет ничего плохого, так как доля правды все-таки присутствует: дыма без огня не бывает. Однако не стоит при знакомстве с другой культурой руководствоваться исключительно ими. Потому что в любой нации есть люди-исключения; и потому, что иногда существуют неоправданные обобщения.

Поэтому при любом общении нужно руководствоваться, в первую очередь, своим опытом и ощущениями, не исключая, конечно, и чужого знания.


Библиографический список
  1. http://startdeutsch.ru/interesno/o-germanii-i-nemtsakh/575-stereotipy-o-nemtsakh
  2. http://www.kakprosto.ru/kak-851081-stereotipy-o-nemcah


Все статьи автора «Мустафина Джамиля Алиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: