УДК 82-1/-9

ЭСТЕТИКА КОНСТАНТИНА ЛЕОНТЬЕВА

Кошман Александра Юрьевна
Дальневосточный государственный гуманитарный университет
студентка 2 курса

Аннотация
В данной работе рассмотрена проблема утраты эстетического идеала с помощью основных положений эстетики Константина Леонтьева.

Ключевые слова: гибель культуры., мораль, роман «В своем краю», страдания, эгалитарно-либеральный прогресс, эстетика


ESTHETICS KONSTANTIN LEONTIEV

Koshman Alexandra Yuryevna
Far Eastern State University of Humanities, Khabarovsk
second year student

Abstract
In this paper we consider the problem of the loss of the esthetic ideal through the main provisions of esthetics Konstantin Leontiev.

Библиографическая ссылка на статью:
Кошман А.Ю. Эстетика Константина Леонтьева // Филология и литературоведение. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2014/02/699 (дата обращения: 29.07.2023).

Константин Леонтьев(1831-1891)- первый и последний великий русский эстет, по мнению К.М. Долгова. Ему принадлежит заслуга постановки фундаментальных проблем эстетики в ее универсальном значении: эстетика природы, духа, быта, литературы и искусства. Эстетика, в понимании Леонтьева, охватывала все, что есть в этом мире. Считая эстетику учением о чувстве прекрасного, о законах этого чувства, Леонтьев отводил ей важное место в своем мировоззрении, а так же в мировоззрении и жизни общества в целом. « Чувство предугадывает нередко будущую умственную истину какого бы то ни было порядка: религиозного, политического, научного. И если уже давать чувству такие права не только психологические, но и почти логические, то где же и допустить эти права с наибольшим основанием, как не в эстетике, в учении именно о чувстве прекрасного». [1, 262]

Все, кто когда-либо писал о Константине Николаевиче Леонтьеве, ощутили, как трудно уловить скрытый, глубинный смысл его личности. Н.А.Бердяев, написавший одну из лучших книг о Леонтьеве, воздавая должное неповторимой индивидуальности этого великого мыслителя, художника, эстета, пытался  раскрыть величие его личности и одновременно ошибочность ряда его идей. С.Н.Булгакову он  представлялся в двух ликах: в светлом, радостном, то есть природном и в темном, испуганном- церковном. Леонтьев для него- «неотшлифованный самородок», «самый независимый  и свободный русский писатель», «исторический буревестник, зловещий и страшный». Русский философ С.Л.Франк считал «духовную личность Леонтьева… совершенно самобытной», несмотря на почти несочетаемое «сочетание эстетизма с изуверством, с мрачным пессимизмом, с суровой, почти извращенной любовью к жестокости и насилию» [4, 236, 237]. Он говорил о том, что в воззрениях Леонтьева есть много такого, что совершенно необходимо для перестройки и углубления культурных идеалов. Для П.Б.Струве Леонтьев- это «гениальный мыслитель», «самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке» [5, 180]. Можно привести еще множество противоречивых высказываний других мыслителей об этом авторе и его творчестве, но все они отмечали силу его ума, глубину и значимость его идей, художественный талант и  противоречивый характер его личности.

Сам К. Леонтьев любил себя называть «эстетиком и художником мысли». При жизни он заслужил себе славу « одинокого мыслителя», потому что о его личность была совершенно самобытной. Многие  философы страшатся принять его в свои ряды, так как его идеи поражают своей неординарностью и новизной. Даже в настоящее время он остается не до конца понятым, поэтому многие ученые не принимают его точку зрения на многие вещи. В частности на важнейшие моменты мироощущения.

В одной из своих основных работ «Византизм и славянство»(1875), он критически высказывает свое мнение относительно обеих сторон. Он считает, что «византизм (как и вообще христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства». [2, 113] О славизме автор пишет, что он является загадкой. Всеславянство, по убеждению Леонтьева, является чем-то стихийным и неорганизованным. После этих рассуждений К.Леонтьев приходит к выводу, что: «Для существования славян необходима мощь России. Для силы России необходим византизм» [2, 165]. А значит, следует соединить отвлеченный славизм с византизмом, так как у славян нет другого более сильного начала. Но, по Леонтьеву, трудность состоит в том, что есть славянство, и оно численностью очень сильно, но славизма как культурного здания или нет уже, или еще нет. Все славяне, по мнению автора, были чем-то во всем уступающим духовно другим, чем-то второстепенным.

В этой же статье Леонтьев прежде всего задался целью найти законы развития культурно исторических типов, о которых говорил еще Данилевский в своем сочинении «Россия и Европа». Исходя из своих  наблюдений  над органической жизнью, Константин Леонтьев  сформулировал всеобщий закон трехстадийного развития:  1.стадия Первичной простоты, 2.Цветущей сложности и 3. Вторичного смесительного упрощения. И он считает, что, с XVIII столетия вся Европа смешивается вторично.

По мнению Леонтьева, расцвет общества и государства возможен только при социальном неравенстве. Правда, при этом страдает множество людей, так как богатые богатеют, а бедные беднеют. Но человечество никогда не сможет уйти от страданий- они неизбежный и необходимый спутник роста и развития. Однако идее развития, согласно Леонтьеву, противостоит эгалитарно-либеральный прогресс, то есть есть прогресс уравнительный, смешивающий многоцветие жизни в монотонности и однообразии. Прогресс несет с собою уничтожение самобытности народов, что ведет к разложению, упадку, гибели.

В возрождении византизма Леонтьев видел будущее России и противоядие против эгалитарно- либерального прогресса. Россия как развитая страна движется в сторону «общеевропейского прогресса» и его главного носителя-«среднего человека».Только византизм может противостоять разрушению человека как личности, индивидуальности, так как он в первую очередь ассоциируется с образованностью и культурой.. По этой причине К. Леонтьев выступал против такого рода равновесия и усредненности. Ведь «средний человек» ведет к образованию соответствующих мыслей и вкусов, желаний и чувств, а значит и «средней культуры».

К.Леонтьев тесно связывал вопросы политические с вопросами культурными, так как понимал, что настоящая политика должна быть не разрушительной, а созидательной, и для этого необходима соответствующая культура. По Леонтьеву, в основе культуры и вообще всего сущего лежит  красота. Эта мысль весьма глубоко и своеобразно проявилась в его творчестве-  статьях, рассказах, романах, воспоминаниях и письмах. Ключевые  положения его эстетики, то есть учении о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, в основном раскрываются в критических статьях на определенные произведения, написанных на протяжении всей его жизни.

Идея значимости красоты поднималась многими великими писателями и философами, начиная с Платона и его главной идеи, что «красота окрыляет».Леонтьев же смог сформулировать основной закон красоты – единство в разнообразии, так называемая гармония, в сущности не только не исключающая борьбы и страданий, но даже требующая их. Эстетика Леонтьева требует контрастов. «Основная идея миросозерцания Леонтьева-это необходимость и благостность неравенства, контраста, разнообразия. Это идея и эстетическая, и биологическая, и социологическая, и моральная и религиозная. Он прозревает ту онтологическую истину, что бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие»[6, 110]. К. Леонтьев проповедовал мораль ценностей красоты в противоположность морали, основанной на сострадании к человеку. Красота была ему дороже человека, и во имя красоты он был согласен на какие угодно страдания и истязания людей. Он оправдывает рабство и насилие, если их целью является культурное цветение, самобытность духа. Поэтому в борьбе эстетики с моралью всегда одерживала верх эстетика.

В красоте Леонтьев видел добро, в уродстве- зло. В этом и есть воплощение эстетического аморализма, то есть эстетизма Константина Леонтьева. Вернее было бы сказать, что он утверждает не аморализм, а иную мораль, основанную на эстетическом чувстве.

Леонтьев считал, что каждый человек должен преклоняться перед красотой, где бы он ее ни встретил. В связи с этим он вводит такое понятие как «поэзия изящной безнравственности». Это подразумевает видеть красоту не только в радости, любви и гармонии, но и в боли, страданиях и даже гибели. Добро не может существовать без зла, а значит нужно уметь восторгаться  обоими этими составляющими. Именно этот аспект мировоззрения К. Леонтьева было трудно принять обществу, так как оно привыкло основываться на стереотипе исключения зла из своей жизни. А значит всегда односторонне оценивать красоту мира.

Однако Леонтьев, говоря о «поэзии изящной безнравственности», имел в виду не повседневную, а высшую мораль неравенства, мораль жизни в красоте, стоящую наравне с религией, философией и искусством. И единственным противоядием против этой «поэзии жизни» он считал «поэзию православной религии». Это говорит о том, что он никогда не выступал против высшей, Божьей морали. Он религиозно верил, что сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. Стремление же к смешению, однообразию было для него враждебно жизни и безбожно. Последние годы своей жизни проведя в монастырях, он нашел сосуществование эстетики и религии, считая эстетику наилучшим мерилом для истории и жизни, а религию мерилом спасения собственной души.

Так же следует отметить, что К.Леонтьев ищет настоящую красоту не только в реальной жизни, но и в ее отражениях, таких как литература, искусство и культура. Поскольку жизнь, особенно жизнь человека, имеет начало и конец, то эстетика в таком случае становится своеобразным символом бессмертия прекрасного в творчестве. И прежде всего автор, по мнению Леонтьева, должен исходить из взаимосвязи эстетического с идеалом. Он говорил, что настоящий культурно-славянский идеал должен быть скорее эстетического, чем нравственного характера, потому что нельзя вообразить себе будущее только моральным, если же сказать- эстетическим, то этим можно сказать все.

В собственных художественных произведениях Леонтьев тоже стремился показать, в первую очередь, красоту жизни. У него есть много оригинальных произведений, которые как нельзя полнее раскрывают личность самого писателя. Это такие произведения как  роман «Подлипки» (1861), роман «Одиссей Полихрониадес» (1874), статьи «О страхе божием и любви к человечеству» (1882)  и «О всемирной любви» (1882) и другие.На примере одного из его первых романов-«В своем краю», мы можем в этом убедиться.

Впервые этот роман был опубликован в 1864 году в журнале «Отечественные записки». В этом же году Салтыков-Щедрин написал на роман резко-отрицательную критику. Он считал, что сочинение К.Леонтьева нельзя назвать просто романом- это произведение больше походит на роман-хрестоматию. В нем на каждом шагу можно встретить воспоминания о Тургеневе, графе Л. Н. Толстом, Писемском и других. Такие хрестоматии, по его мнению,  не являются бесполезными, но рано или поздно они сдаются в архив и представляют собой интерес  только для того, чтобы восстановить характерные черты времени. Салтыков-Щедрин отказывает Леонтьеву во всякой оригинальности и заявляет, что для такой цели, как составление хрестоматии, нужен талант критика, которого у К.Леонтьева нет.

Но так ли это на самом деле? По моему мнению, это сочинение стоит рассматривать именно как роман и, с этой точки зрения, мнение о нем меняется в противоположную сторону. Формально роман делится на две части. В первой автор знакомит читателей с героями и рассказывает о их жизни. Это, в своем роде, является введением и завязкой. Вторая часть включает в себя развитие действия, кульминацию и развязку. Герои попадают в сложные перипетии, из которых, в итоге, находят наилучший выход. Все это доказывает, что в произведении присутствует сюжет, а значит оно является художественно законченным произведением. И даже если герои Леонтьева отдаленно похожи на героев его современников, то не обязательно потому, что он копирует их характеры, а потому, что они являются типичными для того времени. Концептуальное выражение содержательной сути произведения заключается в главной авторской идее- в отражении жизни общества XIX века. В этом романе развивается тема жизни «дворянских гнезд», дворянских семейств, того патриархального уклада, который был присущ России того времени.

В романе «В своем краю» читатель может найти почти все основные идеи Леонтьева или в весьма ясном и четком представлении, или еще только в начальном состоянии.

С первых строк роман поражает своей эмоциональностью и искренностью помыслов автора: «Каких страданий не переносит человек! О, Боже! Чего не терпит он в жизни — болезни, обиды, сомнения, нужду, обманы! И если бы от этого была польза другим; но нет: и другой страдает, и третий! Все мы друг друга гоним и тесним, все боремся из-за хлеба и крыши!.. Вот я теперь врач: я имею право решать участь семейств; я могу спасать людей; могу иметь чины; лет через 20 уже буду не бедный мещанин Руднев, незаконный сын крестьянки, а доктор Руднев — генерал от медицины»[3,266]. Автор сразу вводит в произведение тему человеческих страданий, социального неравенства и прямой зависимости людей от обстоятельств.

Главный герой, Руднев, став врачом, решил уехать к своему дяде, который жил в «родном краю»- в Деревягине, окрестности которого оживлялись лесами и рощами, множеством сел, усадеб и деревень. Жизни Руднева в «родном краю» и посвящен роман Леонтьева. Произведение  начинается с описания тяжелой молодости Руднева, его печальных рассуждений о «высшем обществе», отшельничестве, что  вызывает сочувствие читателя к герою. После этого автор обозначает проблему социализации личности, поэтому рассказывает о семьях, которые живут в соседних деревнях. У Руднева появляется друг- Милькеев. Если врач выражает воззрения, связанные с патриархальными отношениями, то его друг и в какой-то мере антипод- это представитель нового поколения, это новый тип человека, миросозерцание которого можно было бы назвать «эстетическим аморализмом». Именно Милькеев является главным носителем идей самого автора. Стоит отметить, что он является самым неординарным персонажем в романе. Он не может найти себя в том обществе, в котором живет, он чувствует, что в такой среде его не поймут и не оценят по заслугам. Именно по этой причине он покидает привычное общество в конце романа и уезжает в другую страну. Сам Леонтьев, как и все непонятые и «лишние люди»,  добровольно отказывается от привычного ему общества и уходит в монастырь. В этом отношении, можно сказать, что К.Леонтьев предсказал собственное будущее.

Возвращаясь к роману, нужно сказать, что после всех описаний, судьбы жителей разных усадеб начинают переплетаться. Руднев оказывается в центре борьбы традиционного, консервативного уклада с новым, прогрессивным, общеевропейским социальным движением, стремящимся к уравниванию классов, людей и жизни вообще. В момент развития действия Леонтьев обозначает основную заботу всей молодежи- удачный брак.  И все герои находятся в нерешимости. Они не знают, кого им стоит любить и с кем дальнейшая жизнь принесет меньше забот. Милькеев  не знает, жениться ли ему на Нелли, или на Любаше, или на дочери Катерины Николаевны, или, наконец, просто любить Катерину Николаевну по-прежнему, и как любить, как мать, или более нежным манером. Лихачев не знает, жениться ли ему на Нелли или на Любаше, или возвратиться к Вареньке. Любаша не знает, за кого ей выйти замуж, за Руднева, за Милькеева, за кн. Самбикина или за Лихачева. И так далее. В итоге каждый выбирает свою дорогу и каждый устраивает свою жизнь, как ему кажется наиболее правильным.

Но значимостью романа является не внешний сюжет, а те глубинные проблемы, которые автор в нем обозначает. С одной стороны, в нем присутствуют и общественные пороки, и устоявшаяся иерархия сословий, которая вынуждает человека вести себя определенным образом, и обязательства перед семьей, и прочее. С другой же, проблемы становления личности, неопределенности вкусов и мнений, внутриличностная борьба с самим собой, поиск своего места в этом мире.

Но больше всего автор обращает внимание на красоту жизни. В произведении находят отражение все основные принципы мировоззрения автора. В основном, Леонтьев высказывает свое мнение через Милькеева. В этих репликах можно увидеть и отношение к морали (мораль есть рессурс людей бездарных), и отношение к равенству (равенство целью никогда не должно быть. Его должно быть столько, чтобы оно не стесняло свободы и вольной борьбы), и отношение к насилию (всякая борьба являет опасности, трудности и боль, и тем-то человек и выше других зверей, что он находит удовольствие в борьбе и трудностях)- все это как нельзя полнее раскрывает личность самого К.Леонтьева.

Также в романе можно найти отражение позиции автора относительно византизма и славянства. Он высказывает свое мнение через предводителя дворянства Лихачева, который говорит о том, что  мильоны славян говорят почти тем же языком, которым писана наша Библия; в глухих, диких деревнях с восторгом произносят имя нашей страны. А мы их не знаем и не думаем о них. Русские не хотят ехать туда потому, что славянская культура пока им чужда, она не вошла еще в сердце, а только в разум. Сердцем же подчиняется именно византизму. Так же Леонтьеву были близки идеи Лихачева относительно народного единства, любви к «родному краю», самобытности народа и нации, крепости и разнообразия народных начал. «Народный дух- ярмо под которое должны волей или неволей склоняться самые необузданные сердца. Всякая нация только тем и полезна другой, что она другая! Уперлась одна нация в стену, не знает, что делать; поглядела на другую и освежилась…» [3,416].

Еще следует обратить внимание на то, что в своем произведении автор продолжает критиковать эгалитарный прогресс и идею демократии: «Знаете ли вы, что демократические чувства в людях средних, как мы с вами, бывают двух родов: снизу вверх — к князьям, графам, губернаторам, генералам, и сверху вниз — к нашим слугам, мужикам и т. д. Последнее всегда почти исходит из доброго источника: из сострадания, доброты; за все эти чувства мы имеем только одну отраду — возможность уважать себя всякий раз, как почувствуем это. А демократическое чувство снизу вверх всегда имеет источником зависть, сознание своего бессилия, или досаду на их преимущества, на богатство, красоту и свежесть, которая у нас, по крайней мере в России, распространена только между мужиками и людьми высшего сословия»[3,356]. В этом фрагменте содержатся идеи К.Леонтьева, которые он в дальнейшем будет обосновывать в своих социально-политических сочинениях: эстетическое понимание истории, неприятие прогресса, критика «среднего европейца», а так же отстаивание сильной личности и сильной власти.

К.Леонтьев предчувствует, что сословная иерархия скоро канет в лету, поэтому не случайно подробно объясняет истинные мотивы демократии. Он говорит о том, что нынешнее общество дворян по правам больше чем аристократия, но они почти все больше похожи на тяжелых западных лавочников или на засидевшихся чиновников, чем на свежую и бойкую сельскую аристократию. Милькеев, представитель среднего класса, высказывает такую мысль: «Любить мирный и всемирный демократический идеал, это значит, любить пошлое равенство, не только политическое, но даже бытовое, почти психологическое… Развиваясь под однообразными впечатлениями посреди тех жалких уклонений, которые способно дать одно разделение полезного труда, характеры должны стать схожими… Одна разница темпераментов недостаточна. Необходимы страдания и широкое поле борьбы! На что тогда великие полководцы, глубокие дипломаты? Поэту не о чем будет писать; ваятель тогда будет только сочинять украшения для станций железной дороги или лепить столбики для газовых фонарей… Я сам готов страдать, и страдал, и буду страдать… »[3,413]. К.Леонтьеву досадно, что мало кто понимает конечную цель того, к чему стремится Европа и Россия начинает стремиться в подражание ей, отвергая природу с ее разнообразием и богатством.

Помимо этого Леонтьев пытается достичь понимания истинной ценности жизни и ее смысла. Он говорит о том, что прекрасное является  целью жизни, а добрая нравственность и самоотвержение ценны только как одно из проявлений прекрасного, как свободное творчество добра. И чем больше развивается человек, тем больше он верит в прекрасное, тем меньше верит в полезное. Малоразвитой человек, по его мнению, везде ясно видит пользу; но чем сознательнее идем мы в жизнь, тем труднее решить, что истинно полезно для других, для рода; сохраняя одного, человек, может быть, стесняет или даже губит  десять человек; губя их, он, может быть, спасает косвенно сто. Такая позиция еще раз доказывает то, что любой взгляд на какую-то вещь является относительным. Единственным, что люди должны ценить- это красоту, которая не гибнет никогда. Погибая здесь она непременно возрождается в другом месте. Достаточно только понять это, как сразу становится очевидным то, что покоя в жизни людей, на самом деле, не будет никогда. И всеобщая идея счастья, равенства и свободы есть только призрак, достичь которого невозможно.

Роман «В своем краю»- это роман о России, о чести и достоинстве этого края и этого народа. В нем резко критикует западническое обывательство, преклонение перед Западом, показывая преимущества России во многих сферах жизни. Он верно замечает достоинства и недостатки обеих сторон, и пытается найти средство, чтобы укрепить все лучшее в отечественной культуре, обогатив достижениями других народов.

Именно из- за идей К.Леонтьева и их отражений в художественном произведении, следует признать, что роман достаточно оригинален. И такие произведения не следует отодвигать на второй план, только потому что сюжет избит и нового в нем нет абсолютно ничего. Конечно, довольно трудно понять всю глубину и сложность романа, но те ценители искусства, которые смогут этого достичь, по заслугам оценят великий талант Леонтьева как писателя.

Неоценимый вклад Леонтьева состоит в том, что он одним из первых усмотрел симптомы гибели эстетики. Он увидел, что то, что люди именуют прогрессом, несет смерть красоте. И на основании этого он сделал собственное предсказание отдаленной перспективы развития государств. В России такая позиция становится весьма актуальной, потому что массовая культура очень сильно популяризировалась. Общество давно не обращает внимания на эстетическую сторону того, что читает и смотрит большинство. В этом К.Леонтьев оказался прав. Русский народ все больше и больше подгоняют под стандарт Западной Европы, не оставляя ничего индивидуального в нашей культуре. Отказ от национального своеобразия  несомненно ведет к разрушению традиций, а позднее и самого государства. Следует добавить, что Леонтьев одним из первых почувствовал падение духовных потребностей в угоду материальным. Нарастание бездуховности, выражающееся в первую очередь в исчезновении религиозных чувств и идеалов, с точки зрения К.Леонтьева, означает вернейший показатель гибели, хотя человечеству может казаться, что оно движется вперед, гордится своей технической цивилизацией. Люди, даже если ненадолго станут равны между собой, позднее захотят быть сильнее и успешнее остальных. А значит все вернется в прежнее состояние- социального неравенства, подразумеваемое самой природой. Вот только культуру невозможно будет восстановить. Очень жаль, что общество или умышленно отказывается от каких бы то ни было идеалов, или не может их себе выработать, поэтому в нем все меньше и меньше остается эстетического, которое чаще всего заменяется утилитарным и практическим.Начиная с XVIII века, реальная действительность враждебна эстетическому идеалу и художественному творчеству. Это нашло отражение и в литературном языке, и в политике государства, и в изменении вкусов и потребностей людей. Поэтому К.Леонтьев резко критиковал современный ему мир- мир без идеалов, без красоты.Время не стоит на месте, и либерально-эгалитарный прогресс все больше и больше набирает обороты. Но все же возможно, что развитие эстетического вкуса у большинства людей поможет не допустить падения национальной культуры. Недаром даже Ф.М. Достоевский говорил, что «мир спасет красота».


Библиографический список
  1. Бердяев Н.  К. Леонтьев- философ реакционной романтики // Бердяев Н. Философия творчества. Культуры и искусства:  2т. – М., 1994- с 246-248
  2. Леонтьев К. Византизм и славянство // Собр. Соч.- Т.5.
  3. Леонтьев К. В своем краю // Собр. Соч.- М., 1912- Т.1
  4. Личность и творчество Константина Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей 1891-1917 гг.: Антология.- СПб.,- Кн. 1
  5. Личность и творчество Константина Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей 1891-1917 гг.: Антология.- СПб.,- Кн.2
  6. Слесарева Г.Ф. Константин Николаевич Леонтьев // Философские науки 1991,№11


Все статьи автора «SandraK»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: