УДК 82-311.2

РОДОВЫЕ АСПЕКТЫ ИДЕИ ЧЕЛОВЕКА В РОМАНЕ А.Т. ГУБИНА «МОЛОКО ВОЛЧИЦЫ»

Шумейко Юлия Александровна
Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация
В данной статье представлены основные родовые аспекты (общечеловеческие ценности) идеи человека, которые рассматриваются в романе А.Т. Губина «Молоко волчицы».

Ключевые слова: казачество, общечеловеческие ценности, родовые аспекты, семья


PATRIMONIAL ASPECTS OF MAN'S IDEAS IN THE NOVEL A.T. GUBIN "MILK OF WOLF"

Shumeyko Yuliya Aleksandrovna
North-Caucasus Federal University

Abstract
This article presents the main aspects of the patrimonial (human values), the idea of man, which are discussed in the novel AT Gubin «Milk of wolf».

Keywords: cossacks, family, human values, patrimonial aspects


Библиографическая ссылка на статью:
Шумейко Ю.А. Родовые аспекты идеи человека в романе А.Т. Губина «Молоко волчицы» // Филология и литературоведение. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2014/12/1095 (дата обращения: 12.07.2023).

Рассмотрение сущности человека включает следующие аспекты: родовой, социальный и индивидуальный.

В данном контексте под родовыми аспектами понимаются общечеловеческие ценности, то есть те, которые «принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом» [2, с. 77].

Остановимся на анализе таких общечеловеческих ценностей, как любовь к семье, уважение к старшим и стремление к добропорядочности.

Казачьи семьи были патриархальными. Главой семьи, или хозяином, считался старший в доме мужчина – дед, отец, старший брат. Слово главы семьи было непререкаемо для всех ее членов. Почитание старших было долгом каждого. Так, в семье Синенкиных сорокалетний Федор не смел курить при отце, при старших: «Всякий раз как отец останавливался на загоне, отставляя косу или плуг и сворачивая цигарку, Федор рысью бежал в ближайшую балочку покурить, для вида развязывая учкур на штанах, мол, нужда подпирает. … но глотать при родителях дым травы, выросшей на могиле б…., совестился…» [1, с. 10].

Трогательно единение семьи после тяжелой полевой работы. Радостно возвращение кормильцев домой. Жена накрывает на стол, все садятся ужинать, но первым трапезу начинает старший в семье: «Сели наземь и чинно взялись за глубокие деревянные ложки. Федор выпил чарку, посолонцевал каспийской рыбкой … и вместе с Настей и Федькой ждал, когда тесть первым зачерпнет из казанка» [1, с. 12].

Но в семье Синенкиных уважали и почитали старших. Был случай, когда казачье правление разбирало дело Игната Глухова, который пожаловался на своего пятидесятилетнего сына, повысившего на отца голос. «Гласные решили, сход утвердил: сына непокорного учить» [1, с. 25]. Провинившегося высекли, при этом Анисим Лунь приговаривал: «Казни сына от юности, да утешит тя в старости» [1, с. 25]. После «учения» Силантий встал, «подтянул штаны и вместе с отцом поблагодарил мир за науку» [1, с. 26].

Для казака семья – это не только родственники, но и станичники, люди, с которыми он вырос, которых знал всю свою жизнь. Очень хорошо любовь казака к семье показывает разговор, который произошел между красногвардейцем Быковым и последним белым офицером Спиридоном Есауловым:

«– Скажи, полковник, – спросил Быков, – если бы ты остался жив, воевал бы опять против Советской власти?

– Да, воевал бы!

– Ну и контра! Тогда почему ты на службе спас от суда Дениса Коршака, он нам рассказывал? – допрашивал Быков.

– Потому что станичник, родня, хоть и дальняя, а свой своему поневоле друг» [1, с. 268].

Из приведенного диалога видно, что даже разделение казаков на красных и белых не смогло здесь победить родственные чувства, что семья – это то, чем не поступаются, от чего не отказываются.

Писатель свидетельствует о стремлении казаков к самосовершенствованию,  добропорядочности. С юмором повествует он о том, как станичники пытались, правда, безуспешно, помочь Сереге Скрыпникову излечиться от пьянства, который сам этого хотел, ибо, «протрезвев, Серега мучился духом, ходил в церковь на проповеди, особенно любил слушать о больной совести, не раз просил мир послать его на излечение от нечистого духа, проникшего в него через пупок в четверг, под великомученика Андрея Критского» [1, с. 26].

Итак, проанализировав некоторые общечеловеческие ценности в романе «Молоко волчицы», мы можем сказать, что на отношение людей к нравственным устоям, к тому, что заложено в них с детства, к тому, что должно быть в каждом человеке, не влияют ни социальные факторы, ни исторические события.


Библиографический список
  1. Губин А.Т. Молоко волчицы. М.: Современник. 1978. – 589 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.


Все статьи автора «Шумейко Юлия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: